История и распределение панцирных бояр по России

Михаил Желамский
     Всякое явление становится более понятным при возможности полного обозрения и изучения динамики его развития. Применим этот метод для изучения феномена панцирного боярства на земле исторической родины многих фамилий, включая и род с моей фамилией, распространённый ныне по многим регионам России и зарубежья. Итак - родина предков на Чернецовских землях под Невелем на псковщине, фамилия моя – в заголовке. В работе приведены результаты исследования проблему панцирного боярства на этих землях и, преимущественно, для этого рода, в итоге чего выделены направления дальнейшего исследования.

     С древнейших времён на наших землях было Полоцкое  княжество, выделившееся из состава древнерусского государства, и с XIV века входившее в состав Великого Княжества Литовского (ВКЛ). Более раннюю историю Полоцких и Витебских земель сегодня проследить затруднительно без специального исследования, которое не входит в рамки данной работы.
     В структуре шляхетского сословия Великого княжества Литовского [1] состояли панцирные бояре (ПБ) – служилые люди, занимавшие промежуточное положение между малоземельной шляхтой и магнатами (вельможи, духовные и светские сенаторы или государственные советники и знатнейшее шляхетство) [2].   Следует сразу сказать, что в данном смысле понятие «боярин» не является аналогом древнерусского определения знатного вельможи, произошедшего от глагола «баять» (говорить, рассказывать), а скорее содержит корень «бой», что более соответствует воинскому долгу наших панцирных предков.
     ПБ несли конную службу в тяжёлом - "панцирном" вооружении с копьём, саблей, а позже – и с пистолетами [3].   Люди пограничные, ПБ оберегали литовскую границу от московского царя, на защиту которой были готовы выступить всегда, а не только в военное время.   Иногда привлекались в мирное время  к службе в качестве полицейских, курьеров.  Возделывая землю, панцирные бояре занимались охраной приграничных рубежей и полицейской службой. Например, в 1570-х до1605 гг. известна "шляхта панцирная" в Городокском  имении  князей  Радзивиллов, которая "выступала в поход из имений своих".  Из таких отрядов формировались панцирные хоругви – воинские объединения.
     Комплектовались панцирные бояре на территории современной Белоруссии в Витебском, Полоцком и других воеводствах Речи Посполитой.  из земян (мелкие землевладельцы, платившие полный земельный налог – чинш), сельских мещан, вольных людей, а также шляхты, любой из которых "...оказавший явные, именитые и воинские заслуги, храбрость против неприятелей, удостаивался от короля Речи Посполитой привилегий на вольности шляхетские и на герб...".   В отличие от других служебных сословий, которые освобождались от повинностей только в военное время, панцирные бояре совсем не несли повинностей тяглых крестьян.   Многие из ПБ за отличие на войнах получали шляхетство. Панцирные бояре находились под юрисдикцией местного замка, подчинялись воеводе.  В отличие от других сословий, на ПБ возлагалась обязанность исполнять отдельные поручения воеводы – доставлять специальные письма и грамоты. Ежегодный чинш (налог) ПБ платили уменьшенный, и  были полностью освобождены от всех других налогов Речи Посполитой.
     В социальном отношении в XVI в. панцирные бояре являлись частью малоземельной шляхты, противопоставлявшей себя крестьянскому населению.     Владели наследственно, и бесплатно пользовались землёй с крестьянами, но их гражданская дееспособность была ограничена, потому что великокняжеские привилегии на пожалование земель оформлялись на групповой основе, а не отдельным лицам.    Хотя документы о боярах присутствуют в судебных книгах, где оформлялись сделки и предъявлялись претензии, но  индивидуально панцирные бояре выступают не часто – в  основном в неких мелких делах между собой.  Право наследования позволяло сохранять имения, пожалованные прежними королями. Имели право заниматься торговлей и ремёслами наравне с купцами и мещанами, а также - владеть слугами и селить на своей земле людей, но продавать их и свои имения только с разрешения короля.
     Кроме панцирных  - высшей категории бояр, существовали бояре путные, потюремные, вотчинные и вольные или захожие.  Путные бояре – служили на посылках, развозили ординарные листы и грамоты как отдельное сословие польско – литовского государства, осуществляющее почтовую службу в мирное и военное время, а также службу в пехоте в случае надобности [2].  Путные бояре могли повышаться в панцирные только по особой королевской милости, что стало происходить лишь начиная с 14-15 веков [4].      Потюремные бояре – осуществляли охрану заключенных. Вотчинные бояре – выполняли управления хозяйством замка или поместья.  Вольные (захожие) бояре – временные наёмные работники, выражаясь сегодняшним языком.   Пунце – панцирные бояре появились гораздо позже, имели локальное происхождение, действительно пунцовый цвет камзолов,  и базировались только в селении Гультяи – именно сюда переселяли к нам казачьи курени с Дона и с Украины при Екатерине II Великой (1729-1796) для укрепления западных границ государства. Есть много других наименований, в которых немудрено запутаться – здесь и панцирные казаки, и реестровые казаки, а также грунтовые казаки и другие. Будем в дальнейшем для определения наших предков придерживаться только понятия панцирных бояр.

      Панцирные бояре заселялись литовскими, а затем и польскими властями по пограничным районам русского государства – по восточным территориям сегодняшней Белоруссии, позже причисленным к Витебской, Смоленской, Могилёвской губерниям. Панцирные бояре Витебского региона владели самыми широкими привилегиями по сравнению с другими регионами, видимо в связи с большей напряженностью границы с северными регионами русского государства,  имеющими   центры во Пскове и Великом Новгороде.
     Во времена ВКЛ и Речи Посполитой географическое деление территорий происходило на войтовства – Истецкое (позже - Чернецовская и Гультяёвская волости), Непоротовское и Езерицкое (Себежский район).  Были войтовства и на Смоленщине, в частности в Себежском уезде, граничащем с Могилёвской губернией, но их исторические  названия еще предстоит выяснить.       Известны, в частности, Друцкий и Сожский рубежи, проходившие по территории нынешней Могилевской области. Это были поселения шляхты и панцирных бояр, предназначенные для отражения московского вторжения. Постоянные войны на протяжении столетий с Московским княжеством привели к значительным потерям, в результате чего возникла необходимость восполнения войск за счет вовлечения новых участников в сословие панцирных бояр.  В западной Беларуси проживали преимущественно шляхта и крестьяне, панцирных бояр там не было [5].
     История говорит, например, что в 1625 году польский король пожаловал русским грунтовым казакам земли в Велижском уезде Смоленской  губернии для поселения и обработки земли, на которых образовался целый ряд деревень, сохранившихся частично до сих пор. В результате, в 50-х годах XVII века в Смоленске создана хоругвь панцирных бояр, способных отражать русские войска. Такая версия возникновения поселений ПБ видится вполне достоверной и для других войтовств.

     Можно с успехом искать аналогии панцирного боярства среди социальных классов у других народов Европы. Так, в Англии существовал класс йоменов, который иногда называли "аристократическим" крестьянством. Верхние слои йоменов  поднимались до мелкого дворянства, нижние - оставались крестьянами. Йомены были лично свободными людьми, как правило, имели земельный участок, который самостоятельно обрабатывали, и участвовали в войнах.  Во Франции аналогичное понятие существует с начала XVII века и звучит как "дворянство шпаги", то есть приобретённое военной службой. В той же Польше кроме ПБ существовал другой феномен воинского сословия – скартабеллат -  "неполное шляхетство", особая форма рыцарского сословия, не имеющая полного рыцарского права (jus militare) [6]. Название происходит от латинского "ex charta bellicus" (charta-грамота, bellicus-производное от "война"), что примерно означает "воюя правом шляхетства пользоваться", или "на войне шляхетство выслужив". В Венгрии аналоги скартабелей исполняли рыцарскую службу из имения матери и могли это имение наследовать полностью или частично при отсутствии других наследников.
     В Польше скартабели назывались владыками, в ВКЛ – как раз панцирными и путными боярами. В обиходе их называли "Сцерцалка", "панош" и "полушляхтич". Последнее связано с тем, что в сословие скартабелей могли входить дети плебея и шляхтянки. Главные отличия скартабелей от шляхты - они не пользовались шляхетскими гербами и не принимали участия в законодательстве. Общее у обеих групп то, что и гербовая шляхта, и скартабели входили в одно - рыцарское, военнослужилое сословие и по-латыни писались благородными: шляхтич- Famose nobilis, скартабель – minores nobilis (младший благородный). Кроме того скартабели назывались kavaler; esquirio (лат. "оруженеосец", отсюда и английские эсквайры). Ещё одно их название "medius miles"- "средний рыцарь", тогда как ''высшими" была шляхта. К низшим рыцарям относились "miles e sculteto vel cmetone" - происходящие из солтысов, войтов и крестьян, а просто - солдаты.   Упоминания о скартабелях окончились в Польше лишь в начале XIX века.
А самая близкая аналогия панцирных бояр – донские казаки, которые жили, но никогда не воевали в своих станицах.

     На нашей земле сначала было Полоцкое княжество (с V-VI веков), затем Русско-Литовское православное княжество (с XIII века), затем Речь Посполитая (1569-1795) [4].   С первого литовского князя  Миндовг (около 1246 г.), через  Гедимина  (1316-1361) и Ольгерда (1345-1377) русское православие в Литве укрепляется. И наконец – только при князе Витовте (1344-1430)  началось сформирование  сословия панцирных бояр с местами компактного проживания в районе городов Невель, Себеж, Городок, Велиж.  Следует понимать, что ПБ только проживали в обозначенных местах, а выходили на войну туда, куда следовало, то есть - указанные места проживания не означают, что именно здесь проходила граница между Литовским и Московским государствами, а лишь указывают на места базирования панцирных бояр. Отсюда следует, что на местах проживания панцирных бояр, то есть на нашей исторической родине, сражения не происходили, и кровь русских воинов, как основных противников панцирных бояр – не лилась, можно быть спокойными.   
     После принятия Литвой католичества в 1386 году начинается постепенный переход панцирного боярства в шляхество. В результате, ко второй половине XVI века все бояре Литвы, стали Шляхтой, а  в Белорусских землях, из-за того что бояре не хотели менять веру, большинство из них составило промежуточное сословие между шляхтой и крестьянством. Часть путных и панцирных бояр перешли в католичество и получили шляхетство, но панцирные бояре преимущественно Полоцкого и Витебского воеводств добились такого положения, что мало чем отличались от шляхты, оставаясь, в основном, православными.
     Древнейшая известная  грамота  о ПБ от короля Казимира датирована 1488 - м годом и была выдана могилёвским боярам об освобождении  их от разных пошлин.   Известна «жалованная грамота о причислении к панцирным бояр Озерищского войтовства», в котором проживали литовско – русские бояре путные и панцирные православного вероисповедания, выданная при Стефане Батории (1533-1586, на троне с 1579 года), который, как известно, в  1575-м году безуспешно осаждал Псков. В 1547 году король Сигизмунд – Август грамотой освободил ПБ от наказаний без суда и дал другие привилегии.    Грамота подтверждалась до 1764 года.   В 1667 году русский царь Алексей Михайлович назвал ПБ – панцирными казаками и ввел оброк.   В 1569 году принята Люблинская уния, по которой Польское королевство и Великое княжество Литовское объединились в Речь Посполитую (1569-1795). А уже в 1596 году почти на два века была принята Брестская уния о введении униатства на территории Речи Посполитой, по которой православным для сохранения своих обрядов следовало признать власть Папы Римского.  С этого времени католичество стало непременным условием развития панцирного боярства. В 1772 году Белоруссия присоединена к России.  Екатерина II в середине XVIII-го века подтвердила права ПБ, но записала их в дворцовые крестьяне, посетив Полоцк в 1780-м году. Панцирные бояре не согласились с таким решением, обратились в Сенат, где им вернули старые права по грамоте Алексея Михайловича, но подати оставили как у казаков.  Кроме того, Сенат постановил – всех доказавших боярство оставить при собственности, а тем ПБ, происходящими от шляхты, доказывать дворянство.
     Здесь необходимо отметить, что исторической необходимости существования ПБ на наших землях после раздела Польши в конце XVIII –го века уже не было. Оставшиеся здесь ПБ, их дети и потомки оказались глубоко на российской территории, вдалеке от границы.  Сохранились ли ПБ в самой Польше, ушедшей с нашей земли – вопрос будущих дополнительных исследований. Посему, с этого момента и по сегодняшний день следует говорить лишь о потомках ПБ, которые сразу оказались под гнётом российской государственной бюрократии. Мои личные родословные исследования простираются в глубины истории до предков, родившихся в районе 1820-го года. И нужно понимать, что даже эти самые древние предки, в лучшем случае были детьми истинных панцирных бояр. А о нас грешных и говорить нечего – мы являемся лишь дальними потомками славных пограничных воинов.
      На освобожденные от Польши земли началось водворение российских помещиков. После победы над Пугачёвым (1742-1775) ряд военных, причастных к этому событию во главе с генералом Михельсоном, получили от Екатерины Великой земли  на вековых угодьях панцирных бояр. Именно Михельсон - победитель Пугачёва,  в 1806 году предложил урезать привилегии ПБ,  и с 1808 года они стали платить подати наравне с казаками.
В 1812 году  Полоцк посетил император Александр I.
     Панцирные бояре были против заселения помещиков на своих землях. Однако, лишь в  Невельском уезде вскоре укоренилось около 50-ти помещиков, получивших земли в том числе и за успехи на войне с Бонапартом. В нашей волости жили и ПБ и крестьяне помещиков Жуковских, водворившиеся на боярских землях. От этого возникли жалобы.  Произошла черезполосность земель бояр и помещиков  - хозяев крестьян.  Когда-то все здесь были боярами или казаками, но при водворении помещиков часть бояр, кто не смог доказать боярства, были переписаны в помещичьи крестьяне.  Например, на собственных землях бояр в Невельском и Себежском уездах в 1857 году 4800 душ ПБ, а на помещичьих – лишь 48.   
     В этих условиях процесс доказывания статуса панцирными боярами и их потомками длился долго. Немногие доказали, меньшая часть     - только несколько десятков человек доказали свое боярство, а более 11 тысяч были записаны в государственные крестьяне [2].   В результате, в 1860-м году уже большинство потомков панцирных бояр оказались причислены к государственным крестьянам. Опять не согласившись с решением, потомки бояр много жаловались и  были недовольны.  В Национальном Историческом Архиве Белоруссии  сохранилось дело – Фонд 2567: Полоцкое  наместническое правление. Опись 1 дело 179 " Дело о доказательстве жителями Истецкого, Езерицкого и Непоротовского войтовств своей принадлежности к панцирному боярству в период 1789.03.07—1792.02.27 на  898 листах." Там все семьи, которые считали себя путными панцирными боярами  доказывали своё благородное происхождение, с родословными, с деревьями.  Например, по фамилии Пузына родословная уходит к началу 16 века. Известен исторический роман «Внучка панцирного боярина», написанный в 1868 году   И.И.Лажечниковым (1792 — 1869), в котором идет рассказ о панцирных боярах именно тех времён.   
     Итак, после присоединения в конце XVIII в. восточных территорий Речи Посполитой к Российской Империи панцирные бояре вошли в сословие государственных крестьян. К этому времени по своему образу жизни и социальному статусу они стали близки к казакам и крестьянам-однодворцам. Само понятие "панцирные бояре" к тому времени стало анахронизмом, однако сохранилось в качестве самоназвания этой категории людей.
     Данное положение стало одним из мотивов миграции потомков панцирных бояр в Сибирь, о чём речь пойдёт дальше.
     Таким образом, воинственный и беспокойный дух потомков древних военных слуг великих князей литовских растворился - как между переселенными в далёкую Сибирь, так и среди оставшихся на родине предков, которые, потеряв исконное занятие, были вынуждены приспосабливаться к новому образу жизни.

     В результате водворения помещиков, отличившихся на  войне с Пугачёвым и с Наполеоном,  в места исторического проживания панцирных бояр  - возник  недостаток земель. Вместе с этим в западных губерниях Российской Империи нарастала тенденция к обеднению государственных крестьян.  В качестве одного из путей к разрешению сложившейся проблемы служила реформа управления государственными деревнями, разработанная Министром государственных имуществ П.Д. Киселевым в 1837-41 гг., которая предусматривала переселение государственных крестьян на новые земли, включая и потомков панцирных бояр. По реформе каждый переселенец должен был получить на новом месте не менее 15 десятин земли на душу, денежное пособие в размере 55 рублей и освобождение на 8 лет от натуральных и денежных повинностей, что являлось серьезным стимулом к переселению [7]. В 1850-60 гг. несколько общин панцирных бояр, проживавших на территории Себежского и Невельского уездов,  решились на переезд в далекую Сибирь.
      Так, в 1853 году 379 семей ПБ из трёх наших войтовств переселились в Курганский, Ишимский, Тарский уезды Тобольской губернии. В период 1849 - 1859 годы  переселилось в общей сложности 508 семейств панцирных бояр из Витебской губернии.  Известны следующие места переселения панцирных бояр из Витебской губернии в середине XIX века [8-10]: село Новогеоргиевка-2 в Омской области; деревня Шестаково Утчанской волости Ишимского округа (в настоящее время это территория Чистоозерского и Петуховского районов Курганской области);  села Мизоново и Локти в том же Ишимском округе;  Тюмень (в общей сложности 112 семей);  Курганский (550 крестьян, откуда из-за плохих земель вскоре разбежались), Ялуторовский, Тарский округа Тобольской губернии; 57 семей панцирных бояр получили землю в деревнях Скирлинская и других Бергаматской волости Тарского округа (в настоящее время территория Кыштовского района Новосибирской области); территория современного Алтайского края в Баевском районе, селе Прослауха, и другие, подлежащие дальнейшему уточнению. 
     В первой половине XX века известны переселения в районы Омска, Томска, Новосибирска, Красноярска (Канск) – с представителями которых сейчас установлены родственные отношения и поддерживается связь. Известны также переселенцы на Украину, с которыми также установлена связь.

     Переселение ПБ в Сибирь отличалось чертами, характерными для крестьянских переселений – родственная связь, разведка, передвижение с лошадьми и скотом, опытный посев на заселяемой земле, стремление подыскать лучшие земли.  Одной из первых групп белорусских крестьян, переселившихся в Сибирь в результате аграрных реформ стали панцирные бояре, которые на территории ряда районов Западной Сибири получили название "самоходы". Объясняли происхождение этого слова способностью предков двигаться в Сибирь "своим ходом", везя свои пожитки на обозах,  что было неудивительно до постройки Транссибирской железнодорожной магистрали (1891-1916).   Таким образом, самоходами были те люди, которые пришли в Сибирь самовольно, тем самым, представляя собой наиболее мобильную часть белорусского крестьянства, не побоявшегося пройти тысячи километров трудного пути в поисках лучшей доли. Можно говорить о том, что название "самоход" характеризует особый этнокультурный статус белорусских крестьян-переселенцев, включая панцирных бояр, со временем ставших полноправными сибиряками, но  сохранившими при этом ряд самобытных особенностей своей традиционной культуры.
     Самостоятельность и независимость, воспитанные на вековой пограничной жизни потомков панцирных бояр, проявлялась во взаимоотношениях переселенцев с местным населением – чалдонами, в Сибири. Например, село Мизоново, Ишимского района Тюменской     области, после прихода панцирных бояр оказалось разделенным на две части специальным межевальным столбом, а местное кладбище – специально вырытой канавой – одна для чалдонов, другая для самоходов.  Что-что, а границы создавать и охранять наши предки умели хорошо.
     Здесь же проявляется такая обязательная черта воинского сословия панцирных бояр, как отчаянность. В середине позапрошлого столетия  свободные крестьяне – панцирные бояре и самоходы из деревни Рамуси Гультяевской волости Невельского уезда  Витебской губернии, водворённые властями с деревню Локти [11], не нашли быстрого понимания у местных мужиков. Сплоченные самим процессом переезда, привыкшие к несколько привилегированному положению на родине по сравнению с другими
категориями государственных крестьян, панцирные бояре не хотели уступать старожилам.  Не размениваясь на местных властей, они сразу послали ходоков непосредственно в Питер  испросить разрешения поселиться в другом месте. Гонцы привезли добрые вести – переселенцам был предоставлен свободный участок земли между озерами Долгим, Бердюжьем и Пеньковым, находившийся в нескольких верстах от Локтей. Здесь в 1866-м году панцирными боярами - самоходами была основана деревня, получившая название Новые Локти. Таким образом, можно сделать вывод о том, что переселившись в Сибири, панцирные бояре стремились основывать свои обособленные поселения, которые могли бы жить по собственным законам самоуправления, не смотря на государственную переселенческую политику, во многих случаях инициировавшую процесс подселения групп переселенцев к сложившимся ранее старожильческим деревням.
     Известен факт, когда в начале 80-х годов прошлого века новолоктинских детей приглашали в Гультяи на родину их прапрадедушек. Гультяевцы накормили с дороги сибиряков картошкой с жареным салом, поставили на стол молоко, хлеб с крупной солью. Отведали ребятишки крестьянское угощение и сказали: «Словно мама накормила, как дома!» - даже картошку одинаково в Новолоктях и Гультяях жарят.
     И вот я – автор, думаю, что эти данные, взятые мной из сибирских и белорусских интернет – ресурсов, являются вполне достоверными потому, что я сам всегда чувствовал в себе те же черты – и самоходство, и отчаянность.  Если, например, мне приходилось долго ждать рейсовый транспорт на остановке, то я обязательно всегда сам шёл вперед, подчиняясь зову предков – самоходов. И жаловаться мелкому начальству я не любил никогда, а сразу обращаюсь к наивысшему, включая и Президента сейчас. И мой отец, и дед такими же были, и весь наш жизненный путь проходил под влиянием самоходства и отчаянности - вот откуда всё происходит! А люди эти, о которых речь – действительно наша родня и наши предки – это факт!
     Дополнительным подтверждением высокой пассионарности наших предков служат гипотезы о том, что в составе сибирского отряда Ермака в конце XVI –го века были выходцы с белорусских земель, именовавшиеся "литвой". Понятием "литва" в сибирских летописях долгое время обозначались жители современной территории Белоруссии, ранее входившей в состав Великого княжества Литовского [12]. Незадолго, как сказано выше,  до начала присоединения Сибири к русскому государству возникла Речь Посполитая, с которой в XVI - XVII веках у Московского государства неоднократно возникали вооруженные конфликты. Пленную "литву", включая и панцирных бояр, прежде всего - нередко отправляли в Сибирь в качестве служилых людей, поэтому, среди первопроходцев и строителей первых сибирских городов было достаточно большое количество наших предков.
     Значительная часть попавших в Сибирь "литвинов" на родине принадлежала к сословию служилой шляхты, и теперь относились к наиболее образованной прослойке населения первых сибирских городов и острогов, и принимали активное участие  в общественной жизни, выполняли ответственные государственные поручения, одним из которых было участие в подчинительном походе Ермака Тимофеевича.

     В заключение, не открою секрета, если  скажу - теперь в современных семьях земляков и родственников память о панцирных боярах практически иссякла по многим причинам, где основная, видимо, состоит в отсутствии источника  подпитки такой памяти. Но при случае все мы не прочь гордо заявить что – то вроде: «Мы тоже из панцирных бояр!»  Это правда, и это – вера, а всякую веру надо исповедовать, как известно. Поэтому изучение истории нашего панцирного  боярства  лично я намерен вынести на передний план своих научных исследований. Оно того стоит! Хотя и не относится прямо к русской культуре и истории, а скорее наоборот.         
     За, без малого – 250 лет, прошедших после ухода  с наших родовых земель формальной силы, создавшей сословие наших предков, дух свободы, вольности,  беспокойства и заботы за свою землю не выветрился полностью из наших душ, и является дополнительной движущей силой в сегодняшнем созидательном труде большинства наших земляков и родственников, оказавшихся волей судеб во всех концах земли.  Будем разбираться дальше в нашей истории, чтобы передать уже потомкам твёрдые знания о славных предках как базу для их спокойной жизни, завоёванной всеми предыдущими поколениями. 
     Есть много интересных занятий в данном направлении для углубления знаний – буду разбираться, есть ли память о панцирных боярах в современной Литве или Польше; надо  искать персональные данные по нашей фамилии в архивах,  а также новые исторические факты, касающиеся нашего рода и нашей земли; интересна история панцирного боярства на раннем этапе Полоцкого княжества, до ВКЛ; интересно - какому замку и какому воеводе подчинялись ПБ Невельских войтовств;  только ли в Невельском и Себежском уездах были  ПБ?; в какие Сибирские губернии уехали ПБ с родины предков?, надо в ближайшее же время обязательно посетить инициативный музей панцирного боярства, который по слухам устроил – таки под Опочкой  некий пан Андрэвуш Шчура,  необходимо исследовать достижения наших предков после ухода Польши, а именно – в турецких войнах, в японской войне, первой мировой и гражданской, и многое другое.  Эта, первая на тему панцирного боярства, общая статья дает лишь начало, ставит задачи будущих исследований, результаты которых я буду доводить до сведения всех потомков панцирных бояр...

Литература:
1. http://kizkovo.jimdo.com/ 
2. http://history-belarus.by/pages/terms/zemiane.php
3. http://redbow.ru/shlyahta,_zemyane,_pancirnye_boyare
4. Желамский А.Г. Невечерний свет. Страницы истории Чернецовского  края. 2013
5. 6. http://history-belarus.by
7. Вешняков В.В. «Панцирные бояре».
8. http://snowogeorgiewka.ru/publ/pancirnye_bojare/3-1-0-53
9. Громыко М.М.  «Община в процессе переселения «панцирных бояр» Себежского уезда в Сибирь»
10. Сементовский А.М. «Исторические записки о панцирных боярах»
11. https://my.mail.ru/community/n-lokti-misonovo/journal
12. http://history-belarus.by/pages/download/map_wkl.php


Апрель 2016,
СПб