Ходили суда по Зее

Журнал Алексеевск-Свободный
 Паршин Е.В.

(Из истории амурского речного флота)

        В этих заметках рассказывается о пароходах и других судах, вошедших в историю  судоходства на  реке Зея, в основном  в 1950-1970-х годах.
     Предлагаемый  краткий исторический обзор приводится по сведениям, представленным  в 1987 году  ветераном амурского речного флота  Владимиром Гавриловичем Паршиным  (г.Свободный Амурской области).

 1-Буксирные пароходы
 2-Пассажирский флот
 3-Теплоходы: буксиры и толкачи
 4-Самоходные грузовые суда
 5-Баржи
 6-Нефтеналивные суда
 7-Речная переправа
 8-Прочие суда

                ***

                1- БУКСИРНЫЕ ПАРОХОДЫ
        В это время (конец 1940-х -1950-е годы) по Зее ходило более двух десятков пароходов, большая часть их была свободненской приписки. У каждого из этих пароходов была своя, подчас чрезвычайно интересная история. Некоторые из них за время своего существования по нескольку раз меняли названия, проходили не один  капитальный ремонт, случалось, воевали и даже бывали в плену. Местом их рождения были не только амурские судоверфи, но и верфи зарубежных стран. Местом их последнего причала был, как правило, свободненский затон, где они, отслужившие свой век, превращались в металлолом.
      
       Последним из списанных  свободненских пароходов был «Томск» (постройки 1936 года), 475-сильный буксир, ставший на прикол в 1975 году. Именно им завершилась одна из ярких «пароходных» страницы судоходства на реке Зея.

       Большинство буксирных  пароходов  существовавших в этот период, было постройки 1930-х годов, в основном Благовещенского и Хабаровского судостроительных заводов.
      Это 475сильные пароходы:  «Иркутск», «Томск», «Ярославль» (все  - 1936 г.), «Харьков» (1937), «Саратов» (1940); 300-сильные – «Челябинск» (1933), «Гродеково», «Котовский», «Красноярск» (все – 1937), «Щорс» (1938); 200-сильные – «Чкалов» (1937), «Орион» и «Уран» ( оба  - 1938), «Гастелло» (1942).
        Пароходы «Красноярск» и «Челябинск» были первыми пароходами, пришедшими с Нижнего Амура, которые работали на жидком топливе ( мазуте).

        В послевоенное время ходили по Зее и другие буксирные пароходы: «Черненко», «Пушкин», «Мария Ульянова», «Аргунец», «Лев Толстой».
       Были пароходы постройки зарубежных стран, как например, «Меркурий» (1911, Финляндия) и «Журавлев» (1902, Бельгия).

       Как уже говорилось,  у части пароходов менялись названия. Так, «Котовский» именовался некоторый период – «Орджоникидзе», «Журавлев» - «Бубнов», «Уран» - Мазурук», «Черненко» - «Владимир Ковалевский», «Пушкин» - «Проворный», «Мария Ульянова» - «Финляндец».

       Интересно, что был пароход, который  носил название нашего города «Свободный». Это был 450-сильный буксир проекта 732, правда, он был приписан к Благовещенску, но много лет работал и на Зее. Он был построен в 1956 году на Благовещенской судоверфи.      
      Кстати, любопытно, что было и судно, названное по имени прародины Суражевки – города Сураж Брянской области. Это был  90-сильный теплоход «Сураж» постройки 1952 года.

       Ходили по Зее в послевоенный период и другие пароходы, правда, они были не свободненской приписки. Это пароходы постройки тридцатых годов  «Батуми», «Сучан», «Волгоград», «Ленинград» и постройки середины 1950-х годов – «Сретенск», «Благовещенск».
      Думается, у многих на памяти и «белый пароход» под названием «Грозный». Это был путейский буксир и потому окрашен был в белый цвет. Смотрелся он на реке очень красиво. Кстати, в свое время путейскими были и пароходы «Гродеково» и «Журавлев».

     У части пароходов, ходивших по Зее в этот период в биографии были  военные страницы. Так, в составе Амурской военной флотилии в годы войны были пароходы «Журавлев», «Черненко», «Мазурук», «Чкалов», «Мария Ульянова», использовались для военных нужд «Харьков», «Ярославль». Пароход «Гродеково» во время войны был канонерской лодкой  «КЛ-34», а пароход «Черненко» - речным тральщиком «РТЩ-57». Участвовавшие в военных действиях пароходы были удостоены впоследствии  памятных, мемориальных досок, а ряд свободненских речников награжден орденами и медалями.

                2- ПАССАЖИРСКИЙ ФЛОТ

      Довольно пёстро во всех отношениях  был представлен в послевоенное время пассажирский флот, в частности, пароходы. Были пароходы с деревянным корпусом, заднеколесники, грузопассажирские. Все они были довоенной постройки, а часть еще и дореволюционной.  В основном, они были двухпалубные, мощностью от 75  и более лошадиных сил.
      Вот их названия: «Академик Крылов», «Карл Либкнехт»», «Роза Люксембург», «Лермонтов»,  «Сибиряк», «Брянта», «Экимчан», «Красноармеец», «Энгельс», «Экономный», «Большевик», «Лев Толстой», «Муром», «Минин».
        Большая часть деревянных заднеколесных пароходов строилась в Благовещенске на заводах С.С.Шадрина и И.П.Чепурина. Кстати,  в  1912 году, в год основания города Алексеевска (Свободного) по Зее и Амуру уже ходило 70 пароходов.

        Как и у буксирных пароходов, у пассажирских также была своя история, многие из них меняли названия и, подчас,  не один раз. «Роза Люксембург», например, имел раньше имя «Адмирал Чихачев». «Лермонтов» - «Пионер», «Красноармеец» - «Быстрый» «Энгельс» - «Колонизатор». Ряд пассажирских пароходов был оборудован из буксирных, например, «Роза Люксембург» и «Минин»
     Некоторые из пароходов были, так сказать, «трофейными». «Академик Крылов», называвшийся ранее в переводе с японского «Далекий Север», вышел на речные магистрали после восстановительного ремонта в 1946 году. Это был двухпалубный, 300-сильный пароход, принимавший на борт 120тонн груза и около 300 пассажиров В 1953 году он закончил свое существование.
         Последним пассажирским пароходом свободненской приписки был  пароход «Роза Люксембург».

      Пассажирские пароходы с середины 1950- годов начали вытеснять теплоходы типа «Москвич». На Зее  с пропиской по Свободному было около десятка подобных судов: «Бриллиант» (постройки 1954 г.), «Изумруд» (1956), «Рубин» (1957), «Сапфир» и «Топаз» ( оба  - 1958), «Аметист» (1960). А затем пришли на Зею еще три  теплохода несколько измененной конструкции: «Олег Кошевой» (1960) «Ульяна Громова»  и «Сергей Тюленин» (оба - 1961 г.)

         Впоследствии, уже в 1970-х годах,  на смену теплоходам типа «Москвич» пришли суда типа «Заря».  Сейчас к Свободному приписаны две «Зари», которые перевозят пассажиров по маршрутам: «Свободный – Ураловка» и «Свободный- Норск».
  ( Публикация:  Ходили суда по Зее //
 Зейские огни. 14 февраля 1987, № 26, С. 3)

                Х Х Х

                3- ТЕПЛОХОДЫ: БУКСИРЫ  И  ТОЛКАЧИ

      Первые катера появились на Зее еще до войны. Многие из них так и назывались: «Катер-33», «Катер-34» и т.д. Были и газоходы: «Газоход-5», «Газоход-6».  Одни из первых теплоходов назывались «Производственник», «Буревестник», «Ударник».

       С 1953 года Суражевская пристань ( г. Свободный) начала пополняться новыми буксирами-плотоводами. Первым из этой серии судов пришел теплоход «Инжан».  Затем, в разное время,  стали поступать и другие: «Сиян», «Умлекан», «Аяк», «Слава», «Амазар», «Ольдой», «Онон», «Хилок», «Ургал», «Эльтон», «Зайсан», а также «Райчихинск», «Белогорск», «Шимановск», «Гери»,  «Хумми».  Все эти теплоходы были постройки 1954-1959 годов и сооружались на Московской судоверфи.

      На смену этим теплоходам  приходили в разное время более модернизированные 150-сильные суда постройки 1963 года: «Брянта», «Деп», «Дудкан», «Уркан». Они и в настоящее время работают на Зее, как плотоводы. На буксировке нефтеналивных несамоходных судов трудились теплоходы «Дагмара», «Норск», «Норген».

     Далее, на смену последним пароходам и теплоходам 1950-х годов пришли в середине 1960-х речные толкачи ( РТ), 300-сильные суда проекта 911БМ. Самый первый  подобный речной толкач РТ-156 пришел на Зею  в навигацию 1964 года. Первым капитаном новых судов стал А.А. Макаренко. В течение ряда лет Свободненская РЭБ флота пополнилась судами этого типа: РТ-282, РТ-283, РТ-290, РТ-220, РТ-293…
       Несколько позднее стали приходить речные толкачи (РТ) новой конструкции, 600-сильные проекта1741: РТ-651, РТ-652, РТ-653, РТ-659, РТ-663, РТ-682, РТ-683…
 Первым капитаном судов подобного типа был В.А. Бондарь. В настоящее время суда этого типа составляют основную мощь РЭБ флота.

                4- САМОХОДНЫЕ ГРУЗОВЫЕ СУДА

     Самоходные грузовые суда появились на Зее в основном в послевоенное время. До этого грузы перевозились на баржах и грузопассажирских пароходах. Можно  выделить четыре категории подобных судов, взяв за основу их грузоподъемность. Это были суда грузоподъемностью  25, 60, 100 и 300 тонн. Вначале на перевозках грузов были суда обозначавшиеся аббревиатурой ГК (грузовой катер): ГК-1, ГК-2… Это были суда 25-тонной грузоподъемности, сделанные в Благовещенске в 1956 году. С 1958 года Благовещенск стал выпускать другой тип судов СТ ( сухогрузный теплоход).Самым первым пришло на Зею судно СТ-2 (1958 года постройки), в последующие годы поступали СТ-62, СТ-64, СТ-65, СТ-67, СТ-79.

         С 1962 года Благовещенские судостроители начали выпуск судов грузоподъемностью 100, а с 1964 года – 300 тонн и более. На Зее появились 100-тонные суда – СТ-102, СТ-103. В 1965 году в Свободный пришло первое судно грузоподъемностью 300 тонн. Это был сухогруз СТ-301. Его первым капитаном был кавалер ордена Ленина С.М. Шах.
 Затем поступали и другие суда этой серии: СТ-302 (303, 310, 312, 313, 314, 316, 318, 324), многие из них работают на Зее в настоящее время.

                5- БАРЖИ

           Баржи в истории судоходства занимали особое место. Именно на них перевозились практически все грузы. Долгое время на баржах были даже постоянные  команды в составе шкиперов и матросов.

      Состав барж был довольно пёстрым. Много было барж дореволюционной постройки, немало – с деревянным корпусом. Старые были в основном зарубежной постройки. Еще в 1960-х годах ходили по Зее баржи английской постройки ( 1896-98 гг.): «Кострома», «София», «Самара», «Горбуша», «Кета», «Омуль», «Архара», «Орочёнка».

       Были баржи и постройки других стран: «Олёкма» (1897, США), «Бурятка» (1897, Бельгия), «Албазин» (1896, Гамбург, Германия), «Амазар» (1897, Голландия).  Место постройки  ряда барж установить, к сожалению, не удалось. Среди них, баржа, называвшаяся «Нонни», построенная еще в 1861 году. Это одна из старейших барж на Зее, которая работала на реке более 100 лет. Неизвестно место постройки  и барж «Касатка», «Аврора», «Песец», «Унжа», «Кабарга», «Кенгуру».
            Ходили по Зее  баржи и местной  постройки: Благовещенской судоверфи – «Кумара» (1954), Суражевской судоверфи - «Белка», «Норка», «Колонок» (все постройки 1953 года)

       К настоящему времени все баржи уступили место сухогрузным несамоходным площадкам типа МП (металлическая площадка) грузоподъемностью от 300 до 1000 тонн.
 ( Публикация:  Ходили суда по Зее //
 Зейские огни.  21 марта 1987, № 36, С. 4)

                Х Х Х
                6-  НЕФТЕНАЛИВНЫЕ СУДА

      Необходимость в нефтеналивных судах для снабжения речного  транспорта появилась с приходом на флот судов, работающих на жидком топливе. Уже до войны в Благовещенске и Хабаровске начинают строить нефтеналивные суда.
       На Зее со свободненской пропиской работало в разные годы более десятка судов подобного типа. Грузоподъемность  их при этом была самой разной: 40, 100, 250, 500 и более тонн.
      Назовем эти суда: «Нева» (построена в 1939 г.) «Ветлуга» (1939), «Крестьянка»(1940), «Вычегда» (1941), «Ойротия» (1941), «Пинега» (1942), «Сухона» (1957), «Снабженка-15» и «Снабженка-19».

                7- РЕЧНАЯ ПЕРЕПРАВА  ( ЧЕРЕЗ ЗЕЮ ) 

       Речная переправа через реку Зея «Свободный – Введеново» оборудована была давно. Сначала была устроена канатная переправа, после войны паром стали водить буксирные суда.
       На переправе по буксировке парома работал в разное время «Газоход-6», теплоход «Буревестник», пароход «Аргунец» и другие.

       В пятидесятых годах решено было на речную переправу установить самоходный паром. Для этой цели под руководством М.И.Трунова была оборудована баржа «Газимур», которую приспособили под паром, установив двигатель мощностью 150 лошадиных сил.
      Легендарный «Газимур» ( сохранивший название баржи) ходил до навигации 1968 года. Ему на смену  пришел новый паром «СТ-303».

                8- ПРОЧИЕ СУДА

       К этой категории судов можно отнести служебно-вспомогательные и технически суда самого различного назначения и приписки. Подобные суда, работающие на Зее, имели и имеют не только речной порт и РЭБ флота.

        Наибольшая группа судов работала и работает в Зейской сплавной конторе. Теплоходы «Коломна», «Нарынец», «Зея», «Ромны», маломерные буксирные катера, пассажирский «Бирюса», такелажница «Т-129», топлякоподъёмник и другие. Ранее здесь были суда под названием «Быстрый», «Богучар», «Хабаровск», «Сочи» и др.

       Объединение ( ранее трест) «Амурзолото» также располагает  своим флотом, занятым перевозкой грузов для нужд приисков в верховьях Зеи и Селемджи. Это, в частности,  суда «Могот» (бывший «Шимановск»),  СТ-14-49, «Таёжник», «Алгач»… В другие годы здесь были суда «Драгер» и «Шурф»

       В свое время в Свободном базировался 5-й технический участок Бассейнового управления пути. Он имел пароходы «Пионер», «Аян», «Биджан», земснаряд «Амурский-6» и другие…
                ххх

       История судоходства на реке Зея богата и чрезвычайно разнообразна. Пора свободненским предприятиям речного транспорта ( РЭБ флота и речному порту) подумать об устройстве своего Музея истории флота. Кстати, еще в 1958 году в РЭБ флота по решению партбюро базы был создан комитет, которому было поручено составить историю каждого судна! На РЭБ флота решено было создать и музей. Однако, дальше намерений дело не пошло. Предпринимались попытки создать музей и в другие годы, но и они остались лишь в стадии замыслов.

     Завершить краткий обзор истории послевоенного судоходства на Зее хочется следующим. Во-первых, опубликованный небольшой обзор, конечно же, не претендует на полноту и исключительную точность – ведь подобная попытка на предпринимается впервые. Во-вторых, хотелось бы обратиться к ветеранам речного флота с просьбой сообщить  другие сведения и факты, а также свои замечания по статье о послевоенном периоде истории судоходства на Зее.
 ( Публикация:  Ходили суда по Зее //
 Зейские огни. 1987, № 46, С. 3)


Статья взята со страницы Евгения Владимировича Паршина на сайте "Проза.ру": http://www.proza.ru/avtor/8gh9dfmw