Лебединая песнь великого философа

     (соавтор - кандидат философских наук СИНКЕВИЧ Владимир Антонович)


                                                                                    *************** I ***************

     Я хочу посвятить слово своё последнему произведению выдающегося русского мыслителя Владимира Сергеевича Соловьева – приложению к «Трём разговорам», Краткой повести об антихристе.

     Если вглядеться в этот образ – то антихрист Соловьёва – идеальный политик, которого ОЧЕНЬ МНОГИЕ ЖДУТ. Он сгладит конфликты, установит всеобщее благоденствие, и все будет хорошо.

     Но христианин пришёл в этот мир, чтобы страдать. Если он избежит мук здесь, то очень велика вероятность не избежать их в аду. Мучения века сего есть некая  «расплата» за будущее блаженство. Так же как и блеск богатства – как будто бы утешение перед вечными адскими муками в котле с кипящей смолой.

     Поэтому, если политик говорит о благоденствии – знайте – в нем зерно антихристово! Великий Сталин, по словам Патриарха Сергия «богоданный вождь», железной рукой правил Советским Союзом, первый русский царь Иван Грозный, о котором столько вдохновенных строк написал приснопамятный святитель Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, многих поднял на дыбы. И поэтому расцвела Россия! Итак, истинный правитель – который заставляет народ мучиться, добиваться великих целей, наипаче ради Веры. А без мучений выйдет лишь разврат. И интересы гражданина должно определять государство, а не он сам, иначе по своеволию он впадет во все грехи бесовские. А послушание – залог духовности истинной. Недаром голос сатаны вещал антихристу: « Ты единственный, единородный, равный со мной. Я люблю тебя и ничего от тебя не требую. Ты и так прекрасен, велик, могуч. Делай твое дело во имя твое,не мое. У меня нет зависти к тебе. Я люблю тебя. Мне ничего не нужно от тебя. Тот, кого ты считал богом, требовал от своего сына послушания, и послушания беспредельного — до крестной смерти, и он не помог ему на кресте. Я ничего от тебя не требую, и я помогу тебе. Ради тебя самого, ради твоего собственного достоинства и превосходства и ради моей чистой, бескорыстной любви к тебе — я помогу тебе. Прими дух мой. Как прежде мой дух родил тебя в красоте, так теперь он рождает тебя в силе…». И государство не должно щадить жизнь людей. Ибо чем больше щадишь человека – тем больше он развращается. И не надо ссылаться на любящего Бога, который «проливает дождь на праведных и неправедных» - это была, между прочим, любимая цитата того самого Антихриста.

     Истинно православные люди всегда знали о пользе страданий и вреде наслаждений. Об этом писали и великие отцы Церкви – например, Иоанн Кронштадский и Игнатий Брянчанинов. Поэтому власть, из-за которой страдает народ, - хорошая, добродетельная, Истинно Православная. А та власть, которая хочет построить «рай на земле» - от бесов, которые обещали человеку «стать как боги». Таковы были большевики. Они хотели создать «новый мир» со свободой, равенством и братством. Но наступил час расплаты – Великая отечественная война, выкосившая поколение революционных годов – поколение, разыгрывавшее в детском саду безбожные пьески, устраивавшее митинги юных безбожников… Только кровь новомучеников и мудрость Великого Сталина помогла нам победить в этой войне. Надо помнить, что за все следует жестокая расплата. Человек обязан платить. Либо на этом свете, либо на том. А сущность Антихриста в том, что он забывает про плату и возмездие…

     Поэтому истинный христианин обязан страдать и кротко терпеть все мучения в этой жизни, чтобы не оказаться в аду в котле с кипящим оловом. И православные люди не должны ожидать от властей решения всех социальных проблем  - их решит Антихрист, надо радоваться, что эти проблемы не решены до конца – пускай они будут расплатой за облегчение в Вечности. Наш удел в этой жизни – жертва и крест, если мы хотим не испытывать жесточайшую, невыносимую, страшную боль в аду, когда смерть и небытие покажутся невыразимым счастьем, когда пытки Освенцима, Бухенвальда и Святой Инквизиции, все самые беспощадные пытки мира, вместе взятые и помноженные на десять в миллионной степени, покажутся поцелуем нежной девушки. Но Суд будет непреклонен и жуткие страдания будут длиться вечность, как бы не пытались возразить Оригены и Соловьевы…                            

                                                                                    *************** II ***************

     Духовный рост через испытания. Микро-антология святоотеческой мысли

• Мы подвергаемся самым различным испытаниям, и чрез это растем духовно. Нам нужно от младенческих рассуждений подняться до разума «мужа совершенного, до меры полного возраста Христова», до способности сделать в свободе разумный «выбор» для самоопределения, решающего всю судьбу нашу. Свобода без полноты разума легко становиться злом (Видеть Бога... Стр. 213);

• Боголюбивая душа подвергается многим испытаниям и искушениям. Мужественно претерпевая скорби, она делается чище и пригоднее к духовному деланию и наконец удостаивается наследовать небесную область Царствия (Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. 3-е изд. М., 1881. Ч. 2. С. 526);

• Сами бедствия полезны переносящим их с верой: для погашения грехов, для упражнения, испытания, для реального постижения бедственности этой жизни, для пробуждения сильной духовной жажды и постоянного искания пребывающего во веки, усыновления и искупления, воистину новой жизни и блаженства (Св. Григорий Палама. Гомилии. Монреаль. 1965. С. 170);

• Земная жизнь христианина растворена утешениями и искушениями. Так устроил Промысл Божий. Утешения поддерживают на пути Божием, а искушения умудряют (Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т. 4. Аскетическая проповедь и письма к мирянам. 3-е изд. СПб., 1905. С. 454);

     Вторая стадия стяжания благодати Духа Святого - период Богооставленности

• Второй этап: длительный период богооставленности различной силы. В своих крайних степенях — это страшно: душа испытывает свой выпад из Света как смерть в плане духа (Видеть Бога... Стр. 212);

• Все, чему когда либо научила благодать, надо делать до конца жизни ... Господь иногда оставляет душу, чтобы испытать ее, чтобы душа показала свой разум и свое произволение. Но если человек не будет понуждать себя на делание, то потеряет благодать; а если проявит свое произволение, то благодать возлюбит его и уже не будет оставлять (Старец Силуан. -Париж, 1952. С. 103);

• И вдруг душа теряет такую благодать Господню; и думает тогда: чем-нибудь я оскорбил Владыку; буду просить Его милость; может быть Он снова даст мне сию благодать, ибо душа моя уже ничего не хочет в мiре сем, кроме Господа  (Старец Силуан. -Париж, 1952. С. 135);

3) Дар Божий может быть отнят от нас

• ... Дар [Божий], еще не является вполне стяжанием нашим и может быть отнят, как «неправедное богатство». Даже внимательный подвижник не всегда пребывает в равной силе благодати. После периода посещений она — благодать — может умаляться, и тогда мы снова бываем покрыты некою тенью (Видеть Бога... Стр. 194-195);

• Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? (Лк. 16:11-12)

• Всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет (Лк. 19: 26)

• ... Люди, имеющие от природы отличные дарования, лишаются их, если они ленивы, от бездеятельности теряют свои дары; и обещанная им награда переходит к таким людям, которые хотя и менее одарены, но естественный недостаток возместили трудом и старанием. Можно их так понимать: человек, имеющий веру и старание угодить Господу, получает от Него и силы на исполнение своего желания. А не имеющий веры потеряет и те добродетели, которые, казалось, имел от рождения. (Блаженный Иероним);

(Цит. по: Барсов М. В. Сборник статей по истолкователыюму и назидательному чтению Четвероевангелия. 2-е изд. СПб., 1893. Т. 2. С. 430-432);

• Грех осуждения так противен Богу, что Он прогневляется, отвращается даже от угодников Своих, когда они позволят себе осуждение ближнего: Он отнимает у них благодать Свою (Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т. I. Аскетические опыты. 3-е изд. СПб., 1905. С. 426);

• Наша эпоха - есть эпоха падения. Мы живем в эпоху, когда очевидною, в силу событий нашего века, становится трагедия падения нашего  (Видеть Бога... Стр. 189);

• В наш век, гордый своим преуспеянием, большинство человеков, провозглашающее себя и христианами и делателями обильнейшего добра, устремилось к совершению правды падшаго естества, отвергнув с презрением правду евангельскую. (Святитель Игнатий (Брянчанинов). О прелести. Раздел. О хранении себя от добра, принадлежащего падшему естеству человеческому)

     Отчаянная молитва. Страдание. Болезнь трансформации

• Я пережил многолетний период отчаянной молитвы. Господь не возгнушался мною и милостиво нисходил даже до меня. Вначале воздействовало на меня Его евангельское слово. Оно, сие, от Отца исходящее слово, своими корнями входило в сердце мое, разрывая его очерствевшую ткань. В болезнях рождалась моя новая жизнь (Видеть Бога... Стр. 187);

• “Больше всего характеризует его [таинство покаяния] болезненный перелом воли. Человек ... оскорблял Бога; надобно теперь гореть в огне суда неумытого. Кающийся испытывает болезни рождающих, и в чувствах сердца некоторым образом прикасается мучениям ада... В кающемся - ... то ужасы почти отчаяния, то веяние отрады милосердия сменяются одни другими”  [Феофан Затворник, св. Путь ко спасению (Краткий очерк аскетики). Начертания христианского нравоучения. -М., 1908. С.72].

• ... Многими скорбми подобает нам внити в Царствие Небесное. (Преп. Амвросий Оптинский. Письма к монашествующим.

• Письмо 160. Многими скорбями подобает внити в Царствие Божие)  ... Для испытания нашего и в обителях попущаются Промыслом Божиим лишения и недостатки на время, но потом восполняются. Тем и другим обучаемся во всем предаваться Промыслу Божию и всесвятой воле Его. (Преп. Амвросий Оптинский. Письма к монашествующим.

• Письмо 203. Господь крепость людем Своим даст

ПРИМЕЧАНИЕ: выдержки из книги старца архимандрита Сафрония «Видеть Бога как он есть» и т.д.


Рецензии