Сезоны на Винокуренном. Лето повинное

Михаил Латышев
     В чём повинно уральское лето? Оно провинилось дождями. Самый дождливый месяц по статистике наблюдений на Чусовой – июль. Единственный месяц нашего "короткого, но малоснежного" лета.

     Ведь на Западном Урале весна запоздалая, с апреля по июнь. А осень – ранняя, с августа по октябрь. С ноября по март на Чусовой властвует холодная красавица Зима. Шалый заяц Июль – одна утеха, проскочит или нет.
     Прошлым летом не "проскочил", явился с ливнями. Июльские дожди с половодьем были такого размаха, какого не припомнят и старожилы.
     В 2012-ом году, когда мы впервые увидели боец Винокуренный, с погодой повезло. Пока лето прощалось с Чусовой, "шалый заяц" куда-то запропастился.

     Изрядно уставшие, мы вели своих железных коней от бойца Высокого мимо скал Гребешки. На Шалинском тракте свернули на развилке к Староуткинску. Дорожка, уходящая от тракта по луговине к Чусовой, привела нас на край большой поляны.   
     Дальше был спуск в долину реки. Дорога круто уходила вниз.
     Здесь невозможно было не остановиться!
     Впереди, до самого горизонта виднелся лес. Безбрежная парма раскинулась перед нами.

     Было ощущение полёта над землёй. Облака плыли рядом – только протяни руку! В детстве всегда мечтаешь лететь над землёй. И потому хочется по такой дороге бежать, лететь, набирая скорость…
     (Через два года мы устроили там запуск воздушных змеев)

     *** ЛЕТО НА ВИНОКУРЕННОМ ***

     И мы полетели на велосипедах вниз, к живописному перебору на берегу Реки Теснин. Оставив железных коней на симпатичной стоянке Природного парка, мы отправились знакомиться с бойцом Винокуренным.  От родника в гору уходила тропа с деревянным настилом, которая привела к лесенке на ближайшую скалу. На её вершине мы увидели с высоты Чусовую. Как же она была прекрасна!

     Спустившись к ручью, мы обнаружили мостик и стальную лестницу, ведущую на скальный гребень бойца. Это напомнило мне тропы парка "Оленьи Ручьи". Взобравшись к каменной Подкове, мы устроились под старой берёзой. Можно бесконечно смотреть вдаль на расстилающийся под ногами мир. Вода поблёскивала у песчаных отмелей, деревья не "казались большими". Наоборот, высокие пихты и ели внизу были пугающе крохотными.

     Царь-Лес встретил нас на тропах, ведущих от одной вершины Винокуренного к другой. Папоротники начинали желтеть. Над нами пронеслась огненно-рыжим вихрем белка. Она на мгновение застыла на ветке, предоставив шанс для удачного снимка.
В чусовском лесу местами и в погожий день бывает сумрачно. Среди деревьев попадались каменные останцы, будто заброшенные замки, увитые интересным растением - "заячьей капустой". На открытых местах попадались кусты "медвежьего ушка". Каждому зверю, видимо, нравится что-то своё. Волкам – "волчья ягода"?

Дальние скалы к северу оказались суровыми отвесными стенами у берега священной Чуоси. Какие виды и пейзажи открываются здесь взгляду!

     Винокуренный – любимый камень Чусовой у наших уральских художников, вдохновивший их своими утёсами и видами. Из многообразия работ художников с видами на Винокуренный и его окрестности для себя выделяю живопись Светланы Викторовны Тарасовой.
     Она родилась после Победы, летом 1945 года в посёлке Рудничный Кировской области. В 1966 году окончила наше Свердловское Художественное училище. Десятки её работ находятся в музеях России, в зарубежных собраниях Англии, Франции, Голландии.
     В 1977 году она написала картину "Пасмурный день. Камень Винокуренный". Мне импонирует то, как Светлана Тарасова увидела уральскую природу. С одной стороны, у неё необычный стиль. С другой стороны, характер чусовского бойца подмечен верно.

     И всё же, почему этот протяжённый каменный город с башнями и городками, с огромной каменной Подковой назвали Винокуренным?

     *** ХЛЕБНОЕ ВИНО ***

     Есть две версии о том, почему боец зовётся Винокуренным.
     В своё время Петр I откровенно отдал на откуп производство хлебного "вина" (водки). Потом на Урале пришлось ограничивать "свободу винокурения" из-за беспробудного пьянства работных и мастеровых людей.
     Что-то подобное и мы недавно проходили, в ходе реформ 1990-х годов.

     После смерти Петра, в 1726 году горный начальник Вильям де Геннин запретил в уральских заводах торговлю "вином", кроме воскресных и праздничных дней.
Указ 1731 года вовсе запрещал любой "кабацкий промысел около предприятий" ближе двадцати вёрст от завода либо пяти вёрст от рудника.

   В 1729 году поблизости от Камня, в устье Утки Демидовой был возведён Уткинский завод. Не исключено, что здесь, у тракта к заводу, поставили кабак и винокурную избу. Камень стали звать Винокуренным.
     Домны завода тогда оставались недостроенными. В работу они не были запущены вплоть до 1734 года. Поэтому, видимо, отсчитали не двадцать вёрст от завода (как положено), а пять вёрст от рудника.

     Есть и другая версия.

  *** ВИННЫЕ КУРЕНИ ***

     Старые горные заводы подстраивали свой ритм под суровую природу Урала. Раз в год по весне отправляли готовую продукцию. Дорогой для них была сама река Чусовая, зимой возили грузы по санному пути.
     Для сплавов железа на барках и коломенках на реках строились пристани, устраивались плотбища. Заводские пруды весной спускали, чтобы "налить" Чусовую, обеспечивая сплав "железных караванов".
     И только в определенные месяцы рубили лес и жгли уголь.

     В те далёкие времена "курили" не только хлебное "вино". Куренями называли места заготовки древесного угля для доменных печей. Для работы завода требовалось много угля!
     Например, на выплавку 100 тысяч пудов чугуна и на выковку 65 тысяч пудов железа в Кыновском заводе расходовали 29 тысяч коробов угля. В течение года на углежжение и вывоз угля там наряжалось от 900 до 1200 крестьян.

     Горным заводам, в том числе Уткинскому, был нужен отвод "лесной дачи", лесного фонда для углежжения. Демидову в этих местах на Чусовой была отведена большая лесная дача "на шестьдесят вёрст вокруг завода".

     Заготовка угля начиналась с "куренной" - с конца марта до начала июня предварительно готовили дрова для выжига угля. С исхода августа до октября делали "складку" дров в "кучи". Затем в кучах выжигали уголь по непростой технологии. Зимой, с начала декабря до начала марта, уголь вывозили из куреней в завод.

     Ещё до постройки Уткинского завода, в 1670-х годах здесь уже селились старообрядцы, на тех местах возникли деревни Волынкина (Волыны) и Курья.
     По легенде, в прежние времена старообрядцы платили за свою веру двойной "повинный" налог. Он отрабатывался на выжигании древесного угля в куренях, находившихся на склонах бойца.
     Такими "повинными куренями" и объясняют название Камня.

     Сложно сказать, какая версия лучше. В исторических материалах о Кыновском заводе Строганова я не нашёл подобного удвоения работ "за веру". На Чусовой тогда и жили-то в основном одни старообрядцы.

     "Бог любит Троицу", сочиним третью версию, объединяющую первые две.

     В демидовской "лесной даче" на склонах бойца действительно были курени для выжига угля. Но не только там - радиус "дачи" был шестьдесят вёрст!
     Полагаю, что "винными" называли те курени, которые были расположенны у Камня. За ту особенность они получили "винное" прозвище, что вблизи них стояли винокурни с кабаком.
     Труд углежогов немыслимо тяжёл. Как было не заметить крестьянам, что есть возможность отведать зелья "без отрыва от производства"?

     Интересно, что старинное искусство выжига древесного угля в куренях пригодилось в годы Великой Отечественной Войны. Нижнетагильское агентство "Все новости" рассказало о том, как уроженец Старой Утки, инженер Василий Михайлович Мутовкин предложил восстановить металлургическое производство на заводе:

     "Он добился поддержки … у академика И.П. Бардина и заместителя наркома черной металлургии Ф.А. Меркулова … Реконструировали и запустили демидовскую домну "Самовар", которую ветераны завода чудом сохранили от отправки на лом.
В марте 1942 года уникальная доменная печь вновь заработала.
     Как и в XIX веке, в ней применялся древесный уголь… "

©Михаил Латышев

В рассказе были использованы источники:
1. Материалы сайта о реке Чусовой, http://rekachusovaya.ru
2. Путеводитель Природного Парка "Река Чусовая". Под ред. М.Ю. Фёдорова и др., 2014 г.
3. "Староуткинский завод". ИА Нижнего Тагила "Все новости". Статья от 04.11.2015, http://vsenovostint.ru/2015/11/04/staroutkinskiy-zavod