Поклонный крест

Галина Вадковская
Будет ли православный крест на въезде в Мурманск?

В этом году отмечается юбилей нашего города. 100 лет тому назад в 1916 году по указу царя-мученика Николая Второго был основан Романов-на- Мурмане. 4 октября 1916 года в день Отдания праздника Крестовоздвижения  в центре нового города архиепископом Архангельским Нафанаилом был отслужен молебен на закладку храм святителя Николая возле установленного поклонного креста.

Тогда храм так и не был построен из-за трагических событий революции. И сам основатель города, Государь Николай Александрович, был расстрелян коммунистами вместе  со своей семьей. Царь, наш кроткий и очень набожный правитель, защитник вдов и сирот, строитель храмов и железных дорог (в том числе и нашей Мурманской), создатель подводного флота и авиации России. Слава Богу, сегодня мы понемногу излечиваемся от красной чумы. Теперь мы возрождаем Православную Россию:

Я верю, что в блеске воскресных лучей
Заблещут кресты златоглавых церквей,
И звон колокольный, как Божьи  уста,
Вновь будет сзывать нас в обитель Христа.

(Сергей Бехтееев)
 
  В Мурманске  уже несколько лет всем миром собирают деньги на строительство Спасо-Преображенского кафедрального собора. Кольский полуостров испокон веков был русским и православным. Еще в 12-14 века здесь стали селиться на Терском берегу выходцы из Великого Новгорода, предки поморов. Позже Соловецкий монастырь развивал на Терском берегу свои промыслы, строил храмы и часовни, при которых трудились монахи. Многие богатые поморские села были тогда монастырскими.
В 1533 году преподобный Трифон Печенгский основал обитель Святой Троицы и крестил лопарей в реке Печенга, а преподобный Феодорит Кольский возвел на реке Кола храм  Благовещения, где позже был создан острог (крепость) и селение Кола.
 Прошли столетия, и  уже  в 1947 году ветеран Великой Отечественной войны, уроженец Архангельской области священник  Владимир Жохов построил маленькую церковь святителя Николая в Мурманске, но долгое время она была единственной в городе. А в 1988 году освятили каменный Никольский  собор, созданный трудами священника Георгия Козака, православного карпаторосса.
В 20 веке в Мурманск приезжали, чтобы ходить в море в основном люди Северной России – из Вологодской, Архангельской области. И поморы, и приезжие за редким исключением были людьми, крещеными в Православии.

В Коле поклонный древний крест 17 века стоял долгие годы на въезде в город, затем его как святыню перенесли в Благовещенский храм. На другом конце Колы на выезде в город по направлению к Туломе стоит большой деревянный крест, установленный писателем и моряком Виталием Масловым в память святого Феодорита Кольского.

Однако неподалеку от Колы, на въезде в Мурманск, поклонного креста пока что нет. Тут надо заметить, что обетные и поклонные кресты – это древняя традиция русских поморов. В Коле, и на Терском берегу до революции поморы добывали в суровых водах Баренцева и Белого морей треску, палтус, сельдь, промышляли китов. Это была и есть опасная и тяжелая работа, многие погибали в шторма. «Кто в море не ходил, тот Богу не маливался», - говорили поморы. Они молились в трудных ситуациях на море и,  получая помощь Божию, ставили в благодарность Спасителю кресты по обету. И дай Бог сегодня возродить традиции наших предков.


Недавно прихожане Введенского храма Мурманска обратились к митрополиту Симону с просьбой благословить установку православного креста на въезде в Мурманск. Владыка благословил, теперь необходимо разрешение администрации области. Люди надеются, что Мурманск будет осенять крест.

Русские издавна почитали крест как символ Православия. Крест имеет значение победы над всякой неправдой, над злом. Крестик заботливые отец и мать надевают на своего крещеного малыша, и эта русская традиция тоже идет из глубины веков. Бабушка или мать стараются перекрестить сына и внука перед уходом в море, долгим путешествием или началом военной службы. Веками русские в опасности крестились со словами: «С нами крестная сила!» Кресты всегда ставили у могил на русских кладбищах, как знак упования и веры усопшего христианина, как знак победы над смертью. Главный праздник на Руси – Светлое Воскресение Христово, Пасха, но не может быть Воскресения без Креста. Христос, пострадав на Кресте, умертвил смерть. Церковь на праздник Крестовоздвижения воспевает: «Крест хранитель всея вселенныя» («Крест охраняет весь мир»). Сияющие золотые кресты венчали и венчают сегодня купола храмов, соборов и монастырей, вызывая радость и укрепляя веру в сердцах. И сегодня, когда в отпуске едешь по селам южного региона России, видишь поклонные деревянные кресты у каждой деревни, а возле Воронежа – огромный каменный крест с выбитой на нем краткой молитвой.

Думаю, нам надо воскресить прекрасные традиции кольских поморов, их обетных крестов, Мурманску лучше всего брать пример с древней Колы.

 Русским людям жизненно важно вернуться к своим истокам,  обрести святыню. И мурманские дети должны видеть Мурманск не просто нарядным и залитым огнями, а прикоснуться к сокровищу нашей православной культуры: видеть и заходить в прекрасные златоглавые храмы, видеть крест и читать на нем краткие сведения об основании Романова-на-Мурмане, а хорошо бы поместить там на подножии и молитву «Господи, спаси и сохрани град сей».  Вот как пишет о традиции северных поклонных крестов профессор истории и краевед, ветеран Великой Отечественной войны, Иван Федорович Ушаков: «Поморы часто ставили обетные и поклонные кресты. Чтобы понять побуждения создателей подобных крестов, необходимо вникнуть в духовный мир и психологию людей прошлого, с детства воспитанных верующими в Бога. Им приходилось трудиться и плавать по бурному морю, постоянно испытывать опасность гибели во время шторма. И когда могучая, неподвластная стихия брала в плен утлые суда, они искали помощи у высших сил, прибегали к молитве, давали обет воздвигнуть крест за свое спасение.
     На Терском берегу обетные и благодарственные кресты по традиции ставили монахи и работные люди Соловецкого монастыря перед тем, как выйти, закончив промысел, в обратный путь через “голомя” (открытое море, в отличие от сравнительно безопасного прибрежного плавания) или после счастливого прибытия из Соловков. В дневниковой записи соловецкого приказчика от 14 сентября 1761 года, сделанной в деревне Пялице, читаем: “По утру крест ставили и пошли”; 15 сентября: “Шли через голомя”; 16 сентября: “Дошли до Заецкого острова” (южный в Соловецком архипелаге). Запись варзужского старца, отправлявшего семгу на Соловки: “Крест ставили в Кошу (устье реки Варзуги)… Иеромонах Флавий пел молебен у креста”.
     Многие кресты служили навигационными знаками. Сведения о них содержатся в лоциях, которыми пользовались мореходы. В поморской лоции XVIII века встречаешь такие указания: “Святой Нос, на коем много крестов”, “Могильный остров, на коем крест”, “В реке Коле, на левой руке, на наволоке, крест”.
     В 1826 году Кольский залив описывал лейтенант флота М. Ф. Рейнеке. Им отмечены “крест на горе Соловараке”.   Археологическая экспедиция Академии наук в 1985 году обнаружила на Шпицбергене возле старинного зимовья “два могучих креста”, которые являлись ориентирами для кормщиков.
     Кресты с надписями о пребывании в том или ином месте ставили мореходы во время вынужденной (иногда длительной) остановки из-за непогоды, в ожидании попутного ветра или из-за поломки судна.
     Чаще всего кресты такого рода ставили на острове Сосновце, лежащем на главном морском пути между Мурманом и Поморьем. Голландцы в конце XVI века называли Сосновец Крестовым островом. “Беломорские жители, - писал в 1793 году архангельский историк-краевед А. И. Фомин, - имеют древнее обыкновение везде на морских берегах и в становищах, где им долго стоять случится, ставить деревянные брусовые кресты с подписанием, ежели случится в них грамотной, времени того приключения. Таким образом, на многих местах множество видно крестов, кои иностранные почитают за диво, но наши за благочестие. Ибо простота их, вместо святости невещественного креста, то есть терпения христианского, находит в вещественном изображении силу, прогоняющую демонские приближения”.
     В пустынных местах молитвенные кресты заменяли промышленникам часовню. В 1833 году штурман П. К. Пахтусов видел на юго-восточном побережье Новой Земли лиственничный крест 1742 года, на котором сохранилась надпись: “Поставлен сей животворящий крест на поклонение православным християнам. Зимовщики 12 человек. Кормщик Савва Фофанов”.
     Рыбаки Севера ставили кресты на тонях, веря в их защитную силу. Тогда хорошо понимали, что крест охраняет от происков дьявола и всяких наваждений.
     До революции и в конце 20 века многие, бывая в Коле, видели стоявший у дороги, под навесом, восьмиконечный деревянный крест, (ныне находящийся в Благовещенской церкви).
     От времени он потемнел, покрылся трещинами, отдельные участки поверхности разрушились, но все еще на большой перекладине можно прочесть:
     ЛЕТА ЗРМГ ИЮНЯ ВЪ SI ДНЬ ПОСТАВЛЕНЪ
     СИИ КРЕСТЪ НА ПОКЛОНЕНИЕ ПРАВОСЛ[А]ВНЫМЪ
     ХРИСТИАНОМЪ
     Ниже этой надписи - по столбу - продолжение:
     ПРИ ПР ЦАРЕ
     И ВЕЛИКОМЪ
     ГОСУДАРЕ МИХАИЛЕ
     ФЕOДОРОВИЧЕ
     Из пяти последних строк только вторая - четкая, остальные едва видны.24
     Как показывает надпись, это поклонный, молитвенный крест. Дата - 7143 от сотворения мира - соответствует 1635 году по современному летосчислению. Следовательно, крест этот стоит три с половиной столетия! Это самый древний деревянный памятник на Кольской земле.
        Кем и зачем был поставлен у дороги, рядом с церковью, поклонный крест?
     По рассказу помора П. В. Буторина, записанному в 1664 году, крест с “сенью” (покрытием) ставил кольский воевода Гурий Иванович Волынцев в честь Варлаама Керетского за “исцеление” от тяжкого недуга. Неизвестно, об этом ли кресте идет речь в рассказе П. В. Буторина, но Г. И. Волынцев действительно в середине 30-х годов XVII века воеводствовал в Коле.
     Варлаам, согласно житийной повести, происходил из села Керети и во времена Ивана Грозного служил в Коле священником. Поморы считали Варлаама святым, приходящим на помощь во время несчастий на море. К нему обращались с молитвой, когда терпели бедствие на воде. Писателя С. В. Максимова в 1856 году поморы, провожая в плавание, напутствовали словами: “Смотри - неладное что выйдет тебе: поветерья что ли долго не будет, в бурю ли страх обуяет тебя… - молитву свою Варлаамию Керетскому посылай… Пособляет”.
     По церковным сведениям крест, воздвигнутый в 1635 году, по-видимому, в честь Варлаама Керетского, первоначально стоял возле судовой пристани. Но после того как в последней четверти XVIII века река Кола изменила течение и устремилась вправо от Кладбищенского острова, крест перенесли в так называемое Верховье, к часовне Всемилостивого Спаса.
   
     Кола являлась сборным пунктом для рыбаков, занимавшихся весенними промыслами на Мурмане. Сюда ежегодно в марте сходилось со всего непашенного Поморья до 2-3 тысяч человек.
     Для лова трески на Мурмане применялась очень длинная снасть - ярус, протяженностью в несколько километров. Рыбацкие лодки (шняки, карбасы, тройники) стояли “на ярусах” вдали от берега по 6-12 часов. Иногда погода быстро менялась, почти внезапно налетал штормовой ветер, и рыбаки гибли в морской пучине.
     В годовых “обзорах” о состоянии Архангельской губернии постоянно фиксировались случаи невозвращения людей с промыслов. Так, в 1841 году погибло на море 13 судов и утонуло 63 человека.
     И по другим обзорам - примерно столько же. В отчете Кольского исправника за 1887 год говорится: “Крушений судов у берегов Кольского уезда было 12, из них шняк - 4, карбасов разных размеров - 7 и одна яхта. Убытка от сих крушений последовало 5325 рублей. Утонуло 20 человек”.
     Поморы отличались исключительной смелостью. Сама жизнь требовала отваги: на Крайнем Севере главные средства к существованию давало море. Чтобы семья не голодала, моряку приходилось рисковать. “Море - наша нива”, - говорили промышленники. “Море - горе, а без него - вдвое”, - гласила поморская поговорка.
     Путешественники, посещавшие Север, неизменно восхищались бесстрашием промышленников. Академик И. И. Лепехин отмечал: на утлых шняках, шитых вицею (тонкими скрученными корнями), местные жители плавают из Колы в Архангельск и обратно; на таких же судах “коляне и другие тресковые промышленники пускаются верст по тридцать от берега в открытый океан, не бояся никакой погоды”.
     Директор народных училищ Архангельской губернии Илья Никольский в 1845 году писал:
     “Для жителей Кольского уезда одна надежда на море, с которым они свыкаются с самого детства, а потому они равнодушно смотрят на ужасные его волны, без боязни садятся в малую лодку и беспечно пускаются в даль кипящей бездны. Кольский рыбак является истинно великим, когда он в самую бурю объезжает свои рыболовные снасти. Смотря на него, нельзя не удивляться закаленной его отважности и искусству управлять лодкою”. Не случайно Петр I зачислил 250 колян в матросы созданного им Балтийского военно-морского флота.
     Но океан все-таки был всегда опасен для человека. Ежегодно он брал дань - поглощал в свои пучины новые жертвы. По осени, когда промышленники возвращались в селения и приносили вести о погибших, вдовы и сироты горько оплакивали своих кормильцев.
     И мысли людей невольно обращались к Богу и святым - Николе, Варлааму, Трифону. Уходя в море, поморы клали поклоны кресту, стоявшему у пристани. Ни у кого не было уверенности в благополучном исходе промысла. И чтобы не произошло несчастья, творили молитву, просили Божией милости.
    
     Современному человеку, далекому от религии, нелегко понять внутренний мир своих предков, их веру в помощь святых. Многим может показаться, что незачем хранить старинный придорожный крест.
     Рассуждать так - значит не уважать историю, не любить Родину. Кольский крест - удивительный, единственный в своем роде памятник. Он наглядно свидетельствует о тяжелой и полной опасностей жизни русских людей на Кольской земле. Это памятник нашим предкам, безвестным труженикам, в течение веков осваивавшим суровые северные моря, памятник многим поколениям рыбаков, ходившим на мурманские промыслы. Кольский крест - вещественное свидетельство далекого прошлого». Вот такие факты излагает Ушаков, один из самых известных историков Кольского полуострова,


   Есть и еще один аспект этой проблемы. Мурманску нужен собор, нужен памятный крест на въезде в город. Хорошо бы и памятник основателю Романова-на-Мурмане, святому мученику императору Николаю Второму установить таким образом, как это предлагал писатель Виталий Маслов – в центре вместо памятника Владимиру Ленину, кровавому палачу, отдавшему приказ о расстреле Государя вместе с его семьей. Кроме того, Ленин во время красного террора инициировал убийства тысяч русских священников, офицеров, дворян, купцов, крестьян, рабочих. Справедливо было бы вернуть историческое имя нашему городу, а также его улицам.
    

Прихожане Введенского храма и другие мурманчане  надеются и верят, что Поклонный Крест по благословению митрополита Мурманского Симона к 100-летию города будет установлен на въезде. Мы знаем, что дерево зеленеет и дает плоды, только если у него мощные, крепкие корни. Также и русский народ станет по-прежнему могучим и процветающим, если сохранит свои духовные корни. А корни эти – Православие.

Галина Сиротинская