Мой город

Айза Барзанукаева
     Я тихо иду по осеннему саду. Желто-бурые листья, съежившиеся и высохшие, тихо шуршат под ногами.  Трава пожухла, и лишь местами видны зеленые островки. Деревья стоят, тихо шелестя ветками. Все так тихо и печально, а весной было все по-другому. Яркое солнце щедро заливало все вокруг, и земля оживала под его лучами. Деревья застенчиво, как девушки, несмело распускали свои листочки, и нежная травка выбивалась из-под земли.
     Так и ты, мой город,  цвел, и с какой же гордостью я ходила по твоим улицам, любовалась  твоими  чистыми домами, обрамленными пышной зеленью деревьев! На твоих улицах всегда было шумно от людей, вышедших поделиться  своей радостью, от криков ребятишек, играющих в прятки,  от звонких сигналов свадебных кортежей. И как весело танцевали мы лезгинку на вечеринках в твои счастливые дни!
     А потом, как  огненный смерч, в 1994 году налетела война. Я  уехала отсюда, спасая детей. А в это время тебя разрушали.  Твои высокие дома падали под безжалостными ударами бомб, твои улицы опустели, и много злых дел совершилось за это время. ..
     Весной 1995 года  я возвратилась к тебе, мой Грозный.  Мой город, ты стоял, как гордый воин, разбитый, разрушенный, но не сломленный духом, и тихо смотрел на нас, бросивших тебя в трудную минуту. Мне было стыдно и горько перед тобой за то, что я не смогла помочь тебе. Я могла только плакать. Ты был городом моей счастливой юности, и я любила тебя. Но у меня было так мало сил, чтобы помочь тебе…
    …Потом были еще и еще удары, все сильней и сильней, и я с трудом узнавала твой лик. Вселенское ЗЛО, обрушившееся на тебя, пыталось стереть тебя с лица земли, а у нас, любивших тебя, отнять память о тебе… Мне, как и всем, оставалось только мечтать…
     Когда-нибудь  ты зацветешь вновь, как весенний сад.  Дом за домом, улица за улицей мы очистим тебя от безобразных куч мусора. Я представляю, закрыв глаза, широкие улицы, обсаженные цветами, со свежей травой и пышно цветущими деревьями и светлыми домами, обвитыми плющом.
    В парках будут играть дети, кормить лебедей хлебными крошками, кататься на качелях и играть в мяч. Далеко окрест будет слышен счастливый детский смех. Угрюмые лица людей вновь станут веселыми и радостными от одного вида  обновленного города,  воскресшего из пепла, как птица Феникс, от осознания того, что Грозный  -  их город.  Ночью весь город будет освещен миллионами огней.
     Пройдет еще несколько лет,  и, возвращаясь из командировки в свой Грозный, восставший из руин, я услышу голос стюардессы: «Уважаемые пассажиры! Самолет ТУ-154 через несколько минут  совершит посадку в самом красивом городе Северного Кавказа – городе Грозный! Добро пожаловать!»
Откроется люк, и в лицо мне повеет родной ветер с гор, и ты встретишь меня, мой Грозный, мой чудо-город!
                Чечня  2003 год.