продолжение Жизнь поэта Н. Языкова в письмах

Галина Белякова
    
      Из Михайловское 9.Х1.1826  года  А.С.Пушкин сообщает Вяземскому:
"Вот я и в деревне.Доехал благополучно. Есть какое-то поэтическое наслаждение возвратиться вольным в покинутую тюрьму. Москва оставила во мне неприятное впечатление. Здесь нашёл я  стихи Языкова. Ты изумишься, как он развернулся, и что из него будет. Если уж завидовать, так вот кому я должен бы завидовать. Аминь, аминь глаголю вам. Он всех нас, стариков, за пояс заткнёт".
       
       4.
    1829 г. Языков решил  для  себя, точно оставить Дерпт: "Мне бы только добраться до  родных мест, до Языкова (родительское поместье), а там-то я застихотворствую! Эта надежда меня теперь утешает, как ребёнка и А.Н.Вульфу пишет: " Кланяйся Пушкину. Первое моё дело литературное в Симбирске будет отповедь к нему о моём житье-бытье".
До Москвы он и Петерсон поедут через Псков, Новгород. Своиму брату пишет, что есть у него поэтические виды на эти города. Если возможно будет, то постараются осмотреть матушку-Москву, как можно подробнее: она достойна этого, есть живая история старины русской и всегда будет священна нашему брату, поэту российскому!
"Друзья (дерптские однодумцы, как называл Ямщиков), проводив в дальную дорогу Языкова, Петерсона, были огорчены. На обратном пути кто-то затевал грустную песню,   но  тотчас же прерывали его, и снова раздавался грустный напев:  " В  последний  раз приволье жизни братской..." -вспоминал А.Н.Татаринов, 1870-е.

    5.
   В мае 1829 года Языков приехал в Москву.
   За семь лет пребывания в Дерпте Н.Языков приобрёл солидное образование, так что, явившись в  Москву, он вошёл равным в среду образованнейших людей древней русской столицы.
 И.В.Киреевский привёз его к Погодину, который отметил в своём "Дневнике" :" Очень  прост и не виден", но вскоре они хорошо познакомились и сдружились.
Много утешения доставляла Погодину его дружба с поэтом. Языков был ревностным сотрудником "Московского вестника". Они вместе читали Гизо беседовали о Ломоносове и о необходимости соорудить ему памятник, о Жуковском, вместе странствовали по монастырям и в Симонове заслушивались пением "Со святыми упокой"..., смотрели оттуда на Москву. Вместе посещают князя Вяземского, который к Языкову питал особое расположение. Языкову же поверял Погодин и свои литературные  произведения и  благодушно выслушивал от него беспристрастные отзывы.
Осенью 1830 года к Москве приблизилась холера. Жители разъезжались, кто куда мог. С наступлением морозов холера прекратилась. Языков оставался в Москве, продолжая работу. В декабре 1830 года из Болдина, дождавшись снятия  карантинов, приехал  Пушкин. Снова начались дружеские сходки. Пушкин читает у Елагиных, у Погодина, у Свербеевых  многое из написанного в деревне.
Хвалебные стихи продолжали писать Н.Языкову:
Е.А.Баратынский -
   "...Но я люблю восторг удалый,
   Разгульный жар твоих стихов.
   Дай руку мне: ты славный малый,
   Ты в цвете жизни, ты здоров;
   И  неумеренную радость,
   Счастливец , славить ты в правах...."
   1831 г.
Баратынский отвечает Н.Языкову на письмо-  -" Твои студенческие элегии дойдут до потомства, но ты прав, что хочешь избрать другую дорогу. С возможностью поэта должна мужать и его поэзия. Без того не будет истины и настоящего вдохновения". 1832 г.
И сам Н.Языков утверждает, что пора переменить направление в поэзии. Так и будет с 1832 года.  Он занимается переводом гомеопатических таблиц Гартлауба. Работа  трудная. Но одолели  головные,  глазные и ушные боли.
Собирает народные песни, находясь в Симбирске, занят, занимается делом.  И.В.Киреевский спрашивает Николая Михайловича о его возвращении, "потому что скучно и пусто, и не хватает тебя". Языков занимается не только своим лечением, но и общественно-политической работой, помогая средствами на издание журнала"Европейца". По организации сооружения  памятника  Карамзину в Симбирске.
М.П.Погодину пишет Языков:" До вас, конечно, дошёл слух о сооружении памятника бессмертному Карамзину. Здесь произошло чрезвычайное кипение умов дворянских по сему случаю. Приношения - далеко превосходят ожидания всех знающих  малопросвещённость стран Приволжских, Азии порубежных. Как идёт это дело в Москве?  Вчера был у нас Пушкин, возвращавшийся из Оренбурга и с Яика в свою нижегородскую деревню.Он ездил собирать изустные и письменные известия о Пугачёве, историей времён  которого будто бы теперь занимается".
Когда же начались приготовления по сооружению памятника Карамзину в Симбирске, М. А. Дмитриев взял с Погодина слово написать похвальное слово историографу, и он выразил своё согласие.
Из Дерпта в 1833 г.   П.А.Вяземский спешит сообщить Н.Языкову:
   "Я у тебя в гостях, Языков!
   Я в княжестве твоих стихов,
   Где эхо не забыло кликов
   Твоих восторгов и пиров.
   Я в Дерпте, павшем пред тобою!
   Его твой стих завоевал:
   Ты рифмоносною рукою
   Дерпт за собою записал.
   Ты русским духом, русской речью
   В нём православья поднял тень
   И русских рифм своих картечью
   Вновь Дерпту задал Юрьев день.
   Хвала тебе! ............"


   Рецензент на "Стихотворения Н.Языкова" пишет в "Московском телеграфе"- как бы подтверждает, сказанное Вяземским-
" Стих  г-на Языкова закалён громом и огнём  русского языка. Немногие из стихотворцев русских умели так счастливо пользоваться богатством выражений  и неожиданностью оборотов нашего могучего языка! "....
    6.
   А в  это время уже  подбирались к  Н.Языкову недуги. Энергия его ослабевала.   Не удалось Языкову пожить спокойно в Москве. Первый же визит Иноземцева решил его дальнейшую участь; знаменитый доктор, тщательно осмотрев пациента, дал ему совет как можно скорее ехать за границу. Родственники Николая Михайловича сочли положение его не только  серьёзным, но и опасным, и даже безнадёжным.
Медики предписали Языкову путешествие на воды, в Мариенбад. Сопровождать его вызвался Пётр Киреевский 28июня 1838 год.
За выездом из Москвы, за Дорогомиловской заставой, он с восторгом любовался видом с Поклонной горы на столицу; с большим любопытством осмотрел он и знаменитое Бородинское поле.
В сентябре они переехали в Ганау, а в  декабре на смену П.Киреевскому приехал брат поэта Пётр Михайлович Языков. В июле 1839 гоба Языков познакомился с Гоголем. Гоголь ехал в Мариенбад для встречи с Погодиным, Шевырёвым и Шафакиром, где их лечил общий знаменитый доктор Копп.


      В Ганау, куда прибыл Языков на лечение, с ним встретился П.А.Вяземский, который позже вспоминал: "Я знал его в Москве полным , румяным. Теперь предо мною был старик согбенный, иссохший; с трудом передвигал он ноги,  с трудом переводил дыхание. Тело изнемогло под бременем страданий, но духом был он покорен и бодр, хотя и скучал.Чистая, кровная славянская порода его не могла ужиться в неметчине. Мало прислушиваясь к движению немецкой и западной умственной деятельности, он  в Германии окружён был русскими книгами, жил русской жизнью, которую носил в груди своей, в чувствах, привычках и помышлениях".
За границей Н. Языков знакомится с Бакуниным, Баратынским, Гоголем, и другими поэтами, передовыми людьми того времени, с которыми переписка не прекращалась до конца лечения  Языкова за границей и в Москве.
В Москву он возвратился в августе 1843 года. И снова активная работа, встречи, письма, обсуждения литературных произведений.
Московские воды ему не помогли, брат Петр Михайлович известил о кончине Николая Михайловича Языкова 26-го декабря 1846года.
Многие поэты, друзья мигом откликнулись о печальном известии, посвятили поэту свои  стихотворное соболезнование.
    В Память Н.М.Языкову
   "Умолк поэт живых созвучий,
   Певец разгульных юных дней!
    Из стаи Пушкина певучей
   Вспорхнул последний соловей!
....................................... М.А.Дмитриев. 27.ХП,1846, Москва

   "Ты, душой не ослабевший
   Под болезненным ярмом,
   Ты, сверкавший, ты, гремевший
   Огнедышащим огнём.
   Складкой русской, краской местной
   Ты поэт наш коренной!
   Пушкин был отец твой крёстный,
   А Державин прадед твой.
    ............
   Исполать тебе, дружище,
   Не поддался ты судьбе,
   И в душах и на кладбище
   Память вечная тебе!
                П.А.Вяземский. 1853.


     Заключение
   Н.М.Языков не падал духом, борясь с длительной болезнью, старался работать над  собой, держать себя в рабочем состоянии. Продолжал писать стихи, занимался переводами. Друзья не оставляли его одного, те, кто были за границей, то обязательно навещали. Переписка не прекращалась,письма, письма.
Моё знакомство  (автора) с поэтом Н. М. Языковым началось со стихотворения о Тригорском, где он общался, подружился и не расставался с А.Пушкиным-
    " Два сына Руси православной,
    Два первенца полночных муз  -
    Постановили своенравно
    Наш поэтический союз"
   Дорогой мой читатель, ещё много можно писать, рассказывать об этом удивительном человек, который " вырос на светлых холмах и равнинах..." Пока я знакомилась с его биографией,  с его стихами, поэмами,  мне показалось, что стал он мне роднее с его русской, открытой, доброй душой.
     Поэту Языкову
   Судьба сулила быть поэтом -
   Божествен слог его речей.
   И Языков мечтал при этом -
   Слагать о Родине своей
   Слагал и пели беспрестанно
   О Волге - матушке реке.
   О старине Руси он рано
   Поэмы собирал в букет.
   В посланиях своих любезных
   Он сердце, душу открывал.
   И этим был уже полезен,
   И как  по Родине скучал.
   Скучал, томился  на чужбине,
   Желал увидеть край родной.
   Таков удел его с причиной-
   Любви был предан  всей душой.
   О Языков, поэт ты славный,
   Плеяды пушкинских времён.
   И всем поэтам стал ты равным,
   И был в друзей  своих влюблён.
   Вот так,  ты послан мне  отрадой,
   Явился в полночь зимних дней.
   И памятью, и мне наградой
   Твой образ мигом стал милей.   

      Хотелось бы, читатель мой, чтобы  прочитали стихи Н М. Языкова. Он  действительно был бы нашим, как "наш Пушкин", если бы ни смерть, которая завладела им в расцвете творческого пути на 43-ем году жизни.
 03.2016 г.
         Года, года......
     Болеет человек, стареет -
     Об этом знаем, вот напасть.
     Закатным опахалом веет
     Недуг, пришедший в грозный час.
     На что нам боль, на что страданье?
     Ведь знаем,тленный человек.
     Лишь остаётся мирозданье
     Где жил, трудился он весь век.



Литература:  "Московский Парнас" -  Свободомыслящая лира - Н.М.  Языков                ( (материалы о его жизни, творчества и   общественно-  политической деятельности)
Н.В.Гоголь -  "Избранные статьи"
      М.А.Дмитриев - Московские  элегии

     Начало http://proza.ru/2016/04/13/490