Документальный фильм Красноярский музей Сурикова

Евгений Новокшонов
СЦЕНАРИЙ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ФИЛЬМА.

«КРАСНОЯРСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИМ. В.И.СУРИКОВА»

Интервью с А.Кончаловским на тему живописи и её роли в жизни общества.
(Если не получится взять интервью, можно сделать нарезку из прошлых интервью по рассматриваемой теме).

ТИТРЫ. ЭПИГРАФ.

(Фоном тихо звучит казацкая песня)

В Сибири народ другой, чем в России, вольный, смелый.
В.И. Суриков.

НАТ. ВИДЫ КРАСНОЯРСКА. ДЕНЬ.

Панорама Красноярского края, основные достопримечательности, в том числе часовня Параскевы Пятницы, изображённая на десятирублёвой купюре.

Фоном продолжает звучать казацкая песня.

Идёт закадровый голос диктора.

ДИКТОР
Красноярский край-
Географический центр России!

НАТ. РЕКА ЕНИСЕЙ. ДЕНЬ

Панорама реки Енисей. Продолжает звучать закадровый голос диктора.

ДИКТОР
Река Енисей..Или Ионесси,
Что по-эвенкийски означает
«Большая вода». Самая
многоводная река России
и одна из самых длинных,
её протяжённость составляет
четыре тысячи километров!
Воды Енисея не раз служили
вдохновением для многих
творческих людей, в числе
которых и наш земляк, великий
русский художник Василий
Иванович Суриков..

НАТ. ВОЗЛЕ ОСОБНЯКА ГАДАЛОВОЙ. ДЕНЬ.

Возле входа в музей стоит диктор.

ДИКТОР
Мы с вами находимся возле
особняка Веры Николаевны
Гадаловой, жены крупного
красноярского купца и мецената.

Идёт панорама особняка.

ДИКТОР
Здание было построено в 1904
году по проекту известного
архитектора Владимира
Соколовского. Вера Николаевна
славилась на всю округу своими
шикарными балами и необычными
гостями. Как-то раз у неё даже
остановился норвежский полярник,
путешественник, учёный и лауреат
Нобелевской премии Фритьоф
Нансен. Эпоха балов канула в лету,
а ныне здесь располагается один
из лучших музеев России, хранящий
настоящие шедевры!

Диктор открывает дверь и заходит в центральный корпус музея.

ИНТ. ЗАЛЫ РУССКОГО ИСКУССТВА 18-НАЧ. 20 ВВ. ДЕНЬ

Идёт общая панорама залов и картин 18- начала 19 века. Звучит фоном вальс си-минор Шуберта.

ДИКТОР
Помпезный восемнадцатый век..
И парадный девятнадцатый!
Кажется, что мы перенеслись более,
чем на два столетия назад..
Однако - нет. На дворе 21 век.
А мы с вами находимся в
Центральном корпусе Красноярского
Художественного музея имени
Василия Ивановича Сурикова!


ИНТ. КОЛЛЕКЦИЯ ИКОН. ДЕНЬ.

Фоном звучит церковный хор. Сотрудник музея рассказывает о коллекции икон. Идёт панорама икон.
(по иконам не удалось собрать нужной информации)

Сотрудник музея кратко рассказывает об остальной коллекции музея.

СОТРУДНИК МУЗЕЯ
Ну, и, конечно, уникальная часть
коллекции- это работы нашего
великого земляка, имя которого
носит музей, полотна
Василия Ивановича Сурикова.

На экране появляется фотография Сурикова. Звучит закадровый голос диктора на фоне фото.

ДИКТОР
Василий Иванович Суриков
родился в 1848 году в семье
потомственных казаков,
пришедших с Дона с Ермаком
ещё в 16 веке. Первые серьёзные
(ДАЛЬШЕ)
ДИКТОР
(ПРОД.)
живописные работы стал писать
в уездном училище под
руководством Николая Васильевича
Гребнева, учителя рисования.
Однако после окончания училища
Суриков был вынужден устроиться
на должность писца в губернское
управление в связи с тяжёлым
материальным положением
семьи. Но тут фортуна неожиданно
улыбнулась ему…

ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА «ВАСИЛИЙ СУРИКОВ»( РЕЖ. АНАТОЛИЙ РЫБАКОВ, 1959 Г.)

04мин.50 сек- 06 мин.23 сек- фрагмент, где золотопромышленник Кузнецов решает профинансировать обучение.

ИНТ. ЗАЛЫ МУЗЕЯ. ДЕНЬ

Диктор стоит в середине зала.

ДИКТОР
Однако, покинув родной
Красноярск, Василий Иванович
не был гостеприимно принят
в столичном Петербурге. Он
с треском проваливается на
вступительных экзаменах
в Академию Художеств.

ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА «ВАСИЛИЙ СУРИКОВ»( РЕЖ. АНАТОЛИЙ РЫБАКОВ, 1959 Г.)

06мин.24 сек- 07 мин.39сек- фрагмент, где Сурикову рассказывают, что Академии не нужны его «избы и полушубки».

ФОТОХРОНИКА ПЕТЕРБУРГА И АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ КОНЦА 19 ВЕКА (1870- х ГОДОВ).

Звучит закадровый голос диктора, цитирующего Сурикова.

ДИКТОР
«Тут, в Петербурге, живут одни
чиновники, бюрократы. Живых
людей и живого дела нет. Дело
делают другие люди, и эти только
бумажки пишут. Вот и в Академии:
соберутся и начнут говорить без
конца, а потом ещё заговорят
«по существу», как будто раньше
разговор шёл без всякого существа.
А в искусстве делает как раз тот,
Кто ничего и не говорит-то…»
Василий Иванович Суриков.

ИНТ. ЗАЛЫ МУЗЕЯ. ДЕНЬ

Диктор стоит в центре зала.

ДИКТОР
Не поступив с первого раза,
он учится в рисовальной школе
Общества поощрения художника,
а осенью 1869 года вновь сдаёт
экзамены в Академию и становится
вольнослушателем, через год
уже зачисляется в штат студентов.
За время учёбы получает четыре
серебряные медали и несколько
денежных премий. Он заканчивает
Академию уже в звании классного
художника первой степени и сразу
получает заказ на создание фресок
темы вселенских соборов для Храма
Христа Спасителя. Так Суриков
переезжает в Москву, хотя мечтает
вернуться в Красноярск.

КИНОХРОНИКА ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ МОСКВЫ.

Звучит закадровый голос диктора, цитирующего Сурикова.

ДИКТОР
«Началось здесь, в Москве, со
мною что-то странное. Прежде
всего почувствовал я себя здесь
гораздо уютнее, чем в Петербурге.
Было в Москве что-то гораздо
больше напоминавшее мне
Красноярск, особенно зимой.
Идёшь, бывало, в сумерках по
улице, свернёшь в переулок, и
вдруг что-то совсем знакомое,
такое же, как и там, в Сибири.
И, как забытые сны, стали всё
больше и больше вставать в
памяти картины того, что видел
в детстве, а затем и в юности,
стали припоминаться типы, костюмы,
и потянуло ко всему этому, как к
чему-то родному и несказанно
дорогому. Но больше всего
захватил меня Кремль с его стенами
и башнями. Сам не знаю почему, но
почувствовал я в них что-то
удивительно мне близкое, точно
давно и хорошо знакомое.»
Василий Иванович Суриков.

ИНТ. ЗАЛЫ МУЗЕЯ. ДЕНЬ

Сотрудник музея рассказывает о том, как Суриков черпал вдохновение для своих работ.

СОТРУДНИК МУЗЕЯ
Суриков утверждал, что суть
исторической картины- это
угадывание.

НАТ. ПАРК. ДЕНЬ

По траве ходит ворона.

Звучит закадровый голос диктора. Фоном идёт негромко вальс Шуберта «Си-минор».

ДИКТОР
«А то раз ворону на снегу
увидел. Сидит ворона на снегу
и крыло одно выставила, чёрным
пятном на снегу сидит. Так вот
этого пятна я много лет забыть
не мог. Потом боярыню Морозову
написал…»
Из дневников Василия Ивановича
Сурикова.

ИНТ. ЗАЛЫ МУЗЕЯ. ДЕНЬ

Сотрудник музея стоит в центре зала.

СОТРУДНИК МУЗЕЯ
И, конечно, отдельная тема для
разговора- это выбор Василием
Ивановичем натурщиков.

ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА «ВАСИЛИЙ СУРИКОВ»( РЕЖ. АНАТОЛИЙ РЫБАКОВ, 1959 Г.)

33 мин. 48 сек- 35 мин. 14 сек- фрагмент, где Суриков предлагает могильщику стать натурщиком.

ИНТ. ЗАЛЫ МУЗЕЯ. ДЕНЬ.

Возле портрета Сурикова работы Крамского стоит сотрудник музея.

СОТРУДНИК МУЗЕЯ
Но, к сожалению, очень часто
Василий Иванович не находил
должного отклика у зрителей и
оставался непонятым.

ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА «ВАСИЛИЙ СУРИКОВ»( РЕЖ. АНАТОЛИЙ РЫБАКОВ, 1959 Г.)

01 ч. 05 мин. 00 сек- 01 ч. 05 мин. 13 сек- фрагмент, где критик осуждает Сурикова.

ФОТОПОРТРЕТ СУРИКОВА( И ДР. ФОТО ЕГО СЕМЬИ)

Звучит закадровый голос диктора.

ДИКТОР
Но всё-таки многие современники
уже тогда смогли разглядеть его
талант. Так художник Александр
Бенуа писал о Сурикове, что
«Он рядом с Васнецовым внял
заветам древнерусских художников,
разгадал их прелесть, сумел снова
найти их изумительную, странную
и чарующую гамму, не имеющую
ничего похожего в западной
живописи.» А критики Сергей
Глаголь и Яков Тепин даже
придумают особую «концепцию
Сурикова», они считали его
человеком 16 века, случайно
оказавшимся в 19 и 20 веках.

КАРТИНА СУРИКОВА «ВИД ПАМЯТНИКА ПЕТРУ ПЕРВОМУ НА СЕНАТСКОЙ
ПЛОЩАДИ».

Звучит закадровый голос диктора.

ДИКТОР
Эта картина станет первой его
большой работой, написанной во
время учёбы. Именно эта работа
принесёт ему известность после
представления на ежегодной
выставке в Академии Художеств.
Далее картину выкупит меценат
Кузнецов.

КАРТИНА СУРИКОВА «МИЛОСЕРДНЫЙ САМАРЯНИН».

Звучит закадровый голос диктора.


ДИКТОР
Над этим полотном Суриков
работает семь месяцев. Он
так занят, что не пишет даже родным.
За картину он получил малую
золотую медаль и звание «героя
академического года в смысле
научной и практической подготовки».
Кузнецов выкупает и эту работу.

КАРТИНА СУРИКОВА «БЛАГОВЕЩЕНИЕ».

Звучит закадровый голос диктора.

ДИКТОР
Это последняя большая работа
Василия Ивановича, не имевшая
успеха у современников. По мнению
искусствоведов, зрителям сложно
было принять такую картину,
ведь все привыкли к Сурикову, как
к мастеру исторических тем.

ЭТЮД СУРИКОВА «МОНАХИНЯ».

Звучит закадровый голос диктора.

ДИКТОР
Этюд к картине « Посещение царевной
женского монастыря». Для самой картины
художнику позировали его внучки- Ася
Добринская и Наталья Кончаловская,
будущая мать режиссёров Андрея
Кончаловского и Никиты Михалкова.

ИНТЕРВЬЮ КОНЧАЛОВСКОГО.

Андрей Кончаловский кратко характеризует творчество своего прадеда и делится впечатлениями о том, какую роль сыграл Суриков в их семье и в его детстве.

ПАНОРАМА КАРТИН СУРИКОВА- «АНФИСА», «ПЛАШКОУТ НА ЕНИСЕЕ», « СКАЛЫ В СЕМЕИЗЕ».

Звучит закадровый голос диктора.

ДИКТОР
Суриков становится членом
Товарищества передвижных выставок.

ИНТ. ЗАЛЫ МУЗЕЯ. ДЕНЬ

Сотрудник музея стоит возле картин Сурикова и в двух словах рассказывает о том, кто такие были передвижники.

СОТРУДНИК МУЗЕЯ
Передвижники целенаправленно
противопоставляли себя представителям
официального академизма. Они искали
вдохновение в идеях народничества, вели
активную просветительскую деятельность
с помощью организации передвижных
выставок.

ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА «ВАСИЛИЙ СУРИКОВ»( РЕЖ. АНАТОЛИЙ РЫБАКОВ, 1959 Г.)

43 мин. 43 сек- 44 мин. 15 сек- фрагмент, где передвижники говорят о себе.

ПАНОРАМА КАРТИН ПЕРЕДВИЖНИКОВ.

Звучит закадровый голос диктора.

ДИКТОР
Передвижники не разделяли
помпезности академизма и
отдавали предпочтение социальным
темам, вместо принятых к изображению
мотивов библейских и античных
сюжетов.

ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА «ВАСИЛИЙ СУРИКОВ»( РЕЖ. АНАТОЛИЙ РЫБАКОВ, 1959 Г.)

01 ч.17 мин. 28 сек- 01 ч. 17 мин. 54 сек- фрагмент, где Суриков говорит, что не понимает, зачем нужно русскому художнику писать про смерть Нерона.

ИНТ. ЗАЛЫ МУЗЕЯ. ДЕНЬ

Сотрудник музея стоит возле картин передвижников и, перечисляя представителей данного направления, делает акцент на Крамском.

СОТРУДНИК МУЗЕЯ
Иван Николаевич Крамской был
одним из основателей этого
направления.

ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА «ВАСИЛИЙ СУРИКОВ»( РЕЖ. АНАТОЛИЙ РЫБАКОВ, 1959 Г.)

49 мин. 13 сек- 49 мин. 50 сек- фрагмент, где домой к Сурикову пришёл Крамской.

ПОРТРЕТ СУРИКОВА РАБОТА КРАМСКОГО.

Сотрудник музея стоит возле картины и кратко рассказывает о ней.

ИНТ. КОРПУС ИСКУССТВА 20-21 ВЕКОВ.
Идёт панорама картин 20-21 века.
Звучит закадровый голос диктора.

ДИКТОР
Мы с вами плавно перемещаемся
В 20 век. И переходим к новым
авторам. В 2011 году в Лондоне был
составлен список самых дорогостоящих
работ русских художников по итогам
аукционных торгов. Как вы думаете,
кто же стал самым дорогим художником?
Правильно, Казимир Малевич, а второе
место было отдано Василию Кандинскому.


ИНТ. ЗАЛЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА. ДЕНЬ.

Сотрудник музея стоит возле стендов и кратко характеризует корпус коллекции декоративно-прикладного и народного искусства.

СОТРУДНИК МУЗЕЯ
Музей уделяет пристальное
внимание современному прикладному
искусству Сибири и особенно
искусству Красноярска и Красноярского
края .

ПАНОРАМА ПЕЧАТНОЙ ГРАФИКИ.

Идёт панорама печатной графики, а также ваз и элементов северного колорита из
декоративно-прикладного искусства. ( Звучит музыка энков).

ПАНОРАМА ПРЕДМЕТОВ ДЕКОР-ПРИКЛАДНОГО ИСК-ВА

Под казачью музыку( что и в начале фильма) начинают кружиться и как бы танцевать следующие фигуры: Богородская игрушка «Медвежья мастерская» Устратова, «Уральская кадриль» Малышева, филимоновска игрушка «Любота» Лукьянова, «Свинья» Гункина и «Индюк» Видякиной.

Музыка затихает. Звучит закадровый голос диктора.

ДИКТОР
В 2000 году Красноярский
Художественный музей
им. Сурикова вошёл в число
лучших музеев России!

Казачья песня опять нарастает, фигурки продолжают кружиться.

ЭПИЛОГ.

Интервью Кончаловского о значении творчества Сурикова и Красноярского музея им. Сурикова.