А. Лосев и Православие

Марков Геннадий
А.Ф.Лосев: жизнь в Православии

                «Православная жизнь» -сентябрь 2013 года

В сентябре исполняется 120 лет со дня рождения Алексея Федоровича Лосева – выдающегося русского филолога и философа, крупнейшего исследователя античной культуры и мифологии. При жизни Лосевым было опубликовано около 500 работ, в том числе – несколько десятков монографий.
        А.Ф.Лосев родился 10 (22) сентября 1893 года в г.Новочеркасске, на юге России. Его отец, Федор Петрович, преподаватель математики в гимназии, был одаренным  скрипачом, хормейстером и дирижером. Он даже оставил семью из-за увлечения музыкой, и в дальнейшем сын увидел отца лишь однажды, в 16-летнем возрасте. Воспитала же Алексея мать, Наталья Алексеевна - дочь протоиерея Алексея Полякова, настоятеля храма Михаила Архангела,  в котором о. Алексий и крестил своего внука. Наталья Алексеевна мечтала, чтобы сын получил хорошее образование. А.Ф.Лосев  говорил, что именно она заложила в нем «первые понятия чести, порядочности, ответственности». Лосев закончил гимназию с золотой медалью. Уже в гимназический период он чрезвычайно сильно увлекся религиозной философией Владимира Соловьева, и директор за успехи в учебе даже подарил ему 8-томник сочинений философа. Это увлечение А.Ф.Лосев сохранит на всю жизнь и впоследствии напишет фундаментальные труды о жизни и творчестве В.С.Соловьева. В гимназии находился домовый храм в честь солунских братьев, святых и равноапостольных Кирилла и Мефодия, где гимназист Лосев пел в хоре. Параллельно с учебой в гимназии А.Ф.Лосев закончил и частную музыкальную школу по классу скрипки.
В 1911 году А.Ф.Лосев поступил сразу на два отделения Московского университета: философское и классической филологии, которые блестяще закончил в 1915 году. Он очень часто бывал в университетской церкви и говорил, что «это было счастье - прийти в храм, где все свое: и студенты, и профессора – все были соединены вместе». В эти годы Лосев активно посещал и Религиозно-философское общество памяти Владимира Соловьева, где познакомился ср многими выдающимися русскими философами: Н.А.Бердяевым, С.Н.Булгаковым, Е.Н.Трубецким, П.А.Флоренским, С.Л.Франком...
В трудные годы гражданской войны Лосев остался один: его мать и другие родственники умерли от тифа. В это время он читал лекции в Нижегородском университете, где был избран профессором, а позднее вернулся в Москву. В 1922 году, в Сергиевом Посаде о. Павел Флоренский венчал Алексея Федоровича с Валентиной Михайловной Соколовой. В 1920-ые гг. Лосев был регентом левого клироса, чтецом, звонарем, прислуживал в алтаре московского храма Воздвижения Креста Господня неподалеку от дома, где он жил. Духовным отцом А.Ф.Лосева в эти годы был архимандрит Давид - настоятель Андреевского скита на Афоне, служивший некоторое время в Москве. Он был одним из лидеров движения имяславцев, в котором участвовали и Лосевы.
          Для философии и классической филологии настали трудные времена, и в 1922 году Лосев становится профессором Московской консерватории. А.Ф.Лосев на свои средства издает восемь книг по античной эстетике и мифологии. Книга «Диалектика мифа» была воспринята советской властью как враждебная марксистско-ленинской идеологии. В 1929 году, после начала травли, супруги Лосевы приняли тайный монашеский постриг под именами Андроника и Афанасии – в честь антиохийских преподобных супругов, живших в 5 в. В дневниках Валентины Михайловны впоследствии была обнаружена запись: «Предстоит мученичество за исповедание Христа. Или надо уходить в пустыню, или на подвиг исповедничества». Супругов Лосевых арестовали в 1930 году по сфабрикованному делу церковно-монархической организации «Истинное православие». Валентина Михайловна была сослана на Алтай, а Алексей Федорович работал на строительстве Беломорско-Балтийского канала, где от тяжелейших условий труда почти ослеп. О. Максим Козлов заметил, что «письма Лосева жене из лагеря – это письма православного христианина, сознающего свою немощь, сознающего, как тяжело оставаться православным человеком в ужасе окружающей его жизни, видящего, как слаба его вера, но понимающего, что ему без этой веры не прожить».
             В 1932 году супруги Лосевы были освобождены досрочно, с разрешением вернуться в Москву. А.Ф.Лосеву было запрещено заниматься философией, и ему пришлось перейти к математическим изысканиям. Лосев зарабатывал на жизнь чтением лекций в провинциальных пединститутах, переводами античных и средневековых авторов. В годы войны А.Ф.Лосеву удалось некоторое время поработать в МГУ, но он был оттуда изгнан из-за доноса. Лишь чудом философ  устроился на работу в Московский государственный педагогический институт. Здесь он проработал до конца жизни: сначала – на кафедре классической филологии, а потом – на кафедре общего языкознания. Конечно, ему зачастую приходилось писать «в стол», с надеждой на публикации в будущем. В последние тридцать лет жизни активной лосевской помощницей  и соратницей стала его вторая супруга - Аза Алибековна Тахо-Годи, исследовательница античной культуры: В.М.Лосева умерла в 1954 году.
Ученица А.Ф.Лосева Надежда Малинаускене вспоминала: «Когда появилась возможность говорить о нашем прошлом открыто, когда стали одна за другой появляться книги Лосева, выяснилось, что его труды имеют основополагающее значение не только в области официально разрешенной ему античной филологии и эстетики, не только в запрещенной для него Сталиным философии, но и в истории, культурологии, искусствоведении, теории музыки, теории и истории литературы, математике, логике, теоретической лингвистике, психологии и богословии. Лосев – редкий пример мыслителя-энциклопедиста, универсальной личности». В заключительный период жизни А.Ф.Лосев активно работал над «Историей античной эстетики», первые шесть томов которой были удостоены Государственной премии в 1986 году.
По воспоминаниям знакомых, А.Ф.Лосев практически наизусть знал церковные службы, строго соблюдал посты и говорил: «Мы должны полностью полагаться на волю Бога, несмотря на самые невыносимые условия существования». В последние десятилетия жизни Лосев старался излишне не афишировать свое православное мировоззрение, хотя внутренне никогда Православию не изменял. А.А. Тахо-Годи вспоминала: «Лосев оставался строго православным человеком. В своей знаменитой книге «Очерки античного символизма и мифологии» он давал философско-богословскую критику католичества. А уж о протестантизме он вообще говорил: «Ну, эти их пасторы – ученые профессора, а не священники, любой может стать: надел галстук, белый воротничок, закончил теологический факультет, научился критике библейских текстов – и ты пастор»».
            Скончался А.Ф.Лосев на 95-м году жизни, 24 мая 1988 года,  в день памяти своих любимых святых, славянских просветителей – Кирилла и Мефодия. Незадолго до смерти он продиктовал свой последний текст – «Слово о Кирилле и Мефодии». Похоронили Лосева по православному обряду в Москве, на Ваганьковском кладбище. На могильном кресте из черного мрамора написаны слова из 53 псалма: «Во имя Твое спаси мя».