И чудесное, и первозданное, или Искусство как...

Марина Юн
И чудесное, и первозданное, или Искусство как высокое ремесло


Данила Меньшиков - заслуженный художник России, член Союза художников России. Работает в различных жанрах - живопись, графика, офорт, акварель, гуашь, темпера, акрил, смешанная и авторская техника.

Иная реальность и бабочки, город на багажнике велосипеда и джаз в красках на холсте, который слышишь, прогулка с воронами и деревья, волшебство сюжета и узнавание себя в портрете дамы, жившей во времена оные, маленькая птичка на огромном полотне, ставшая центром притяжения взглядов...

***

- Смотри, смотри, а вот из шума моря рождается жемчужина!
- Жемчужина? Вижу женщину, вижу раковину, цветок...
- А я вижу, как слушать море.
- А я хочу, хоть ненадолго, побыть ею... она из моих несбывшихся снов. Я знаю себя такой. Кто-нибудь видел, хотя бы раз, меня такой?

***

- О, а это что-ооо? Это же... это же, как будто, что-то первозданное! О-ооо, дерево рода, или даже не одного рода, а история человечества, о-ооо...
- Сколько силы, красоты. Хочу смотреть, просто сидеть и смотреть. Ты знаешь, когда смотришь на подобное, то внутри рождается ощущение, уверенность, что ты никогда уже не будешь прежним.
- А представляешь человека, нарисовавшего это... С прикосновением к первозданному внутри себя. С доступом к этой силе.

***

- А ты видел того Короля? Я смотрю и вижу не просто Короля, а Человечного Короля, даже так - несмотря на жёсткую структуру, внешнюю чёткость, жёсткость, всё, что он делает, какие указы издаёт, как распоряжается королевством, опирается на сердечное "Да"...
- Скажу, что если бы я был таким Королём, мне бы не помешало, всё-таки, быть внутри пожёстче и менее доверчивым.
- А если бы у меня был такой шеф, я бы его в два счёта провёл.
- Ну, вы, народ, даёте! Рассказывайте, кто, что в чём увидел? Где увидели жёсткость, доверчивость, сердечность и всё остальное? Давайте, рассказывайте в подробностях.

***

Искусство, как метафора, не только отражает жизнь, но и творит её и изменяет.

Друзья, вы понимаете, почему у меня, психолога, использующего методы арт-терапии, творческого самовыражения, работающего с метафорическими ассоциативными картами, возникло неодолимое желание познакомить с картинами Данилы как можно больше людей?

***

Несколько строк из истории рождения метафорических ассоциативных карт.

Первый набор карт увидел свет в 1975 году. Его создатель - Эли Раман, канадский профессор искусствоведения, художник. Он считал, что произведения художников должны быть не только "искусством ради искусства", предметом пассивного созерцания людьми. Искусство должно стать доступным для любого человека, то есть попасть ему в руки.

Этот набор карт получил название "ОН" (междометие, выражающее удивление). Совместно с психотерапевтом Джо Шлихтером были разработаны правила и принципы использования карт как психологического инструмента.
В 1983 году Эли Раман познакомился с Моритцом Эгетмейером, который разглядел в картах "ОН" столь долго искомый инструмент, с помощью которого можно было бы подтолкнуть клиента к откровенному разговору о себе и своих проблемах - так и родились метафорические ассоциативные карты.

Благодаря активной деятельности Моритца Эгетмейера
(http://www.oh-cards.com/index.php?article_id=1&clang=1), карты распространились по всему миру, они являются эффективным помощником в работе - психологов, психотерапевтов, педагогов, социальных работников, специалистов по оценке и подбору персонала, коучей, художников, актеров, а также для самопомощи и самоисследования.

"Эли Раман и я были друзьями. Эли был художником и интересовался психотерапией. Что касается меня, то я получил довольно эклектичное терапевтическое образование и питал интерес к искусству. Моя душа давно уже была открыта живописи. Мы с Эли прибыли из совершенно разных мест в одну определенную точку, а, встретившись, сразу ощутили какую-то гармонию и резонанс.

Все эти карты, которые могут поместиться в кармане, могут поместиться в руке, имеют бесконечное число вариаций и способов использования и приглашают стать сопричастным к искусству. Одним из пожеланий и устремлений Эли было сокращение расстояния между зрителем и искусством, с которым можно познакомиться только в галереях и музеях. Это устремление также повлияло на создание этих уникальных колод метафорических карт.

Сама природа карт не совместима с какой бы то ни было догматикой. Они являются приятным в использовании инструментом, открытой системой, которую многие люди могут сделать своей. Не только психотерапевты, но также преподаватели живописи, литераторы, командные тренеры и многие другие люди, принадлежащие к многочисленным обучающим и помогающим профессиям.

Карты "ОН"- это звезда со многими лучами. Они могут освещать все вокруг и привести к озарению, способствовать повышению уровня самосознания".
Моритц Эгетмейер (Moritz Egetmeyer)

Вальтрауд Киршке «Клубника за окном. Ассоциативные карты для коммуникации и творчества»:

<...>магической силы в картах нет, не стоит на них накладывать такую ответственность и спрашивать совета. Мудрость содержится в нас самих, мы – лучшие эксперты в своей жизни, а все эти слова и картинки лишь помогают нам пробудить интуицию, увидеть новые повороты, посмотреть с другой позиции. А вытащенная карта становится зримым воплощением потаённого знания о самом себе.

Правило здесь одно и оно такое:
то, что игрок увидит в своих картах при первом на них взгляде, таковым и останется <...>
Это - средство прорыва в собственную фантазию и креативность, инструмент для самопознания; это катализатор, способный создать атмосферу раскрепощённости, когда пользователь начинает свободно говорить о самом себе.

***

Если вы зайдёте на сайт, то увидите галерею, из которой, пусть даже виртуальной, уходить не хочется.
Что говорить о его живых картинах...

http://danila-menshikov.com/

ссылка на публикацию и альбом в комментарии ниже: