Почему я не стал Генералом! - 5 глава - 18

Долгирев Сергей Николаевич
 
         Глава - 18
               
    Оглядывая здание вокзала,  я заметил на его крыше установленный одноствольный пулемет для обороны от самолетов,  идя в правую сторону станции к депо,  увидел еще один такой же пулемет на крыше депо.
    Вот и вся противоздушная оборона станции – где  до  Сталинграда и Борисоглебска была железная дорога однопутка.
   Не густо подумал я,  но и опасности никакой не чувствовалось,  все было тихо мирно,  и войной совсем не пахло.
   Люди спокойно,  занимались своими обычными делами.  А, брюхо сосет - есть просит.
    Вернулся я на станцию,  отыскал хлебный ларек,  отоварился двумя килограммовыми булками черного хлеба из расчета одну продам и   куплю стакан табака самосада.
   Ведь папирос,  сигарет, а последних почти не выпускали  в то время наши завод,  ну и   вторую булку буду есть.
   Сказано - сделано.  Опять я поел в этом «ресторане» похлебки со своим хлебом,  стало действительно - «жить стало веселее» ,  но вот время еще до прихода  поезда много.
    Куда себя девать? Походив бесцельно по  перрону,  поговорив о том,   о сем,  с разными людьми,  решил я отправиться посмотреть местные элеваторы. 
   Там -  в Поворино в 2 - 2,5 километров от станции стояло  три большие, высокие башни элеваторов,  а так как время у меня было много я и пошел в их сторону.

    Прошел весь поселок, Поворино, он состоит из одноэтажных домов с большими огородами и садами.
    Улица - главная,  конечно не мощенная,  пыльная без каких – либо намеков на тротуары.
    В общем, обычное степное село,  состоящее из одной улицы, длиной несколько километров,  да изредка не большие переулки с домами.
    Так я  и добрел до элеваторов,  потолкался там среди,  как бы отдельно «элеваторного» поселка и  отправился обратно на станцию.
    Смеркалось, но огней  станции и в поселке было не видно,  так как на Поворино распространялась зона затемнения,  и все внешние освещение было отключено.
   Да и окна домов,  служебных помещений зашторивались,  не пропуская света.
 
    Вдруг в воздухе появился звук самолета,  летящего где - то высоко, высоко,  звук его был каким – то прерывистым - ууу.. ууу…, по словам встречающих,  мне людей, так гудят только немецкие самолеты.
    Я   остановился,  сразу захотелось курить.   Оглядываясь вокруг,  в небо уже потемневшее я одновременно стал скручивать самокрутку.
   Самолет погудел, погудел где – то высоко над станцией и звук его постепенно удалился в сторону запада. 
    Посидел я на обочине дороги в кювете,   докурил свою самокрутку и снова побрел к станции.
     В это время я находился где – то в пол дороги между станцией и элеватором. 
    Но  вот снова в воздухе раздался звук самолета,   он явно крутил над станцией и элеваторами,  вдруг в небе зажглась , как будто бы звездочка и стала ярко разгораться,  за ней вторая,  третья и еще, и еще, ну как будто бы в небе кто -  то навешал фонари.
    Стало на земле  светло,  хотя небо было черное и кроме этих медленно опускающихся фонарей ничего не видно.
 
    Я сел на обочину дороги снова,  нервно скрутил самокрутку,  прикрывшись полой кителя,  закурил,  держа цигарку огнем в ладони,  а сам чувствую, что сейчас что - то должно случиться.
   И  только, буквально через минуту загудели,  приближаясь, самолеты со стороны востока и раздался свист,  а за ним:  - Ах! Бах!
    Затряслась, закачалась под ногами земля, и звуки разрывов авиабомб оглушительно били по ушам.
   Я  лежал в кювете и от каждого разрыва  мое тело как - бы подскакивало,  а кругом  свист,  грохот и очень сильные взрывы на станции.
     Так продолжалось очень долго,  так как все это слилось в какой – то сплошной грохот и теперь уже стало действительно светло.
     А мрачный свет от горящих строений на станции и элеваторе, а также  вой бомбардировщиков входящих в пике,  свист авиабомб и их разрывы, выбили из меня всякие мысли и какие - либо действия, да и до них ли было в этом кошмаре.
     Бомбежка продолжалась, уходили одни,  чуть стихал их гул,  как появлялись другие,  и так длилось, не помню сколько времени.
     Но  вот при очередном взрыве, что - то меня ударило по пояснице, все подумал я,  меня убило,  но раз я рассуждаю, значит, я живой?
   Ну наверное,  ранило или ноги оторвало,  мелькнула мысль, я пошевелил ногой,   потом второй,  нет  я цел и нигде,  ничего не болит и не ноет, но я лежал, не поднимая головы только тело мое подскакивало,  при очередном разрыве.
   
   Так прошло часа 2 - 2,5,  но вот гудение самолетов прекратилось, был слышен только треск пожара на станции,  да как - бы отдаленные крики людей.
    Я приподнялся,  с моей спины скатился ком земли, с кулак,  а  это он мне создал видимость ранения.
   Сел на обочине,  кругом сплошное зарево огня,   закурил,  но вот опять появился в небе,  где - то высоко самолет - рама,  подумал я, она покружит, сфотографирует и улетит, так и произошло.
     Признаюсь честно, я не ощущал страха,  не паниковал,  все мое тело сжалось как - бы  в комок,  была только одна мысль сейчас,  вот сейчас блеснет перед  глазами разрыв и меня не будет.
   Вот и вся мысль, которая была в голове.  Стал я подниматься,  но смотрю мои ноги стали,  как чугунные, колени трясутся,  вроде все кончилось, а ноги и руки трясутся,  не от страха,  нет,     это я понимал,   а от нервного потрясения, которое пережил мой организм.
 
    С трудом я сделал несколько шагов,  но вот в теле появилась какая - то легкость,  я как - бы стал невесомым и готов даже не идти, а лететь.
    Двигаюсь в сторону станции,   все ярче разгорается пожар,   хорошо слышны крики и стоны людей и откуда - то взявшихся баранов, коров, лошадей.
   Расцветало, нервишки мои вроде успокоились,  а глаза нет,  нет, а озирали небо,  как будто бы сейчас снова будет налет.
     Уже придя на станцию,  я увидел какой – то кошмар: на уцелевших деревьях висели чьи - то руки,  внутренности,  все прилегающие железнодорожные пути были вздыблены, горящие вагоны, развороченные вагоны.
   Тут и там трупы людей,  лошадей,  ну от этого всего действительно на голове волосы станут дыбом.
      Развороченная крыша станции, где стоял пулемет.  Всю эту картину развернувшееся передо мной я не могу забыть до сего  времени, хотя прошло уже 45 лет,  с тем моим первым крещением.
     Конечно, ни о каком поезде Орел – Сталинград   в данное время и думать было нечего,  так как кругом развороченные  железно дорожные пути и взорваны стрелочные переводы на входе и выходе станции. 
   Не работал, конечно и вокзальный «ресторан»,  не работал и хлебный ларек.

    Какое было население,  а также откуда - то появившаяся военная часть,  оглядываясь в чистое, ясное небо,  были заняты разборкой разрушенных вагонов и захоронением того,  что осталось от людей, попавших под эту четырех часовую бомбежку.
    Люди  работали  молча, сосредоточено,  слышались только слова команд,  да лязганье гусениц двух танков - растаскивающих остатки покореженных вагонов и рельс.
    Мне тут,  как подумал я делать нечего  и взяв как говориться «ноги в руки» я отправился пешком в сторону деревни Алексиково,  а идти надо было довольно далеко,  что - то сорок с лишним километров, да где наша не пропадала.
    Мне это было не впервой, правда, в желудке пусто,  но зато легко.
     И   вот я шагаю по шпалам,  уцелевшего пути,  на перегоне между станциями. 
   Иду, покуривая свой самосад,  оглядываюсь по сторонам, но кругом ничего примечательного: мягкий кустарник,  поле, овраги, колосящаяся пшеница, еще не убранных хлебов, да чистое, безоблачное небо. 
    Я забыл сказать, что из станции Поворино, я вышел часов в 5 - 6 вечера, почему так поздно? 
   Да,  очень просто на станции люди не сговариваясь,  работали,  ну и я включился не заметно в дело,  кому - то нужно было убирать, тем более, что началась моя там работа, когда я стоял около разрушенного санитарного вагона.

    Вдруг слышу голос:
     - Ну, чего вылупился? Лучше помоги носилки нести.
   Это ко мне обратилась какая-то пожилая женщина. Мне стало как -то неловко и я молча подхватил ручку носилок,  несли что - то окровавленное, но прикрытое  солдатским одеялом тело.
   И тоже молча,  лишь изредка переговариваясь,  я таскал, переворачивал какие - то ящики,  бочки с путей станции.
   Вместе со мной, а также,  такими как я,  гражданскими людьми, работали женщины,   мужчины и подростки.
    Всеми этими работами командовал какой - то майор с солдатами. Часа в два дня услышали мы его голос :
     - Перекур и обед двадцать минут.
   Я, как и другие бросили свою добровольную работу,  так как солдаты пошли к подъехавшей полевой кухне.
   Жрать,  конечно  и нам всем хотелось,  а где взять?
 
  Но и тут тот - же майор, видя нашу как - бы растерянность в этом вопросе, крикнул:
    - А, Вы, что стоите ? Давайте сюда, вместе работали, вместе и поедим,  что повар приготовил.
  Конечно,  его приглашению все мы были рады,  а нас таких собралось человек 10 - 12, да вот беда, котелков то у нас нема.
    Но  солдаты быстро расправившись со своей порцией,  уступили нам свои,  а ложка у меня уже была тогда своя,  спаренная с вилкой  (были тогда такие самоделки).
    Еда не мудреная - жидкая каша из пшеничного зерна,  но она тогда казалась ой!  Какой вкусной. 
    Пока мы наслаждались кашей к станции подъехали 4 - 5 автомашины с солдатами и немедленно приступили к восстановлению железнодорожных путей.
 
    Тут я обратил внимание на то,  что восстанавливались сразу не все пути,  а только два,  чтобы быстрей пропустить поезда,  подумал я, так как с соседних путей где уцелели рельсы и шпалы, они были вновь уложены на эти две насыпи.
    Все это делалось очень быстро и слажено, никого не надо было подгонять и заставлять – работали не за страх,  а на совесть.
    Хотя мне казалось, что и страх все же имел место в скорости восстановительных работ,  так как вторичный налет мог произойти внезапно.
   Мы гражданские оказались среди солдат как - бы белыми воронами.
   Нами  ведь никто не командовал,  и не приказывал,  вскоре чувствуя себя как - бы  лишними,  стали каждый разбредаться по своим делам. …….

Продолжение следует - http://www.proza.ru/2016/04/10/1179