Горе от ума... Негрибоедов

Людмила Возняк
                начало http://www.proza.ru/2016/03/04/2186


                "Открой глаза, открой разум,
                Гордый, как Бог, не притворяйся слепым.
                Закрытый в себе, лучше вырвись наружу,
                Разрушь машину, которая работает в твоей голове"
                Гуано Апес


Кто-то сказал, что люди подобны часовым механизмам, которые заводятся и идут, не зная зачем… Родился, учился, крестился, женился или наоборот, женился, потом крестился… Примерно таков сценарий, с небольшими отклонениями. Мы покупаем одинаковые вещи, одно и то же едим, схоже одеваемся, живем в одинаковых квартирах(к\ф «Ирония судьбы или с легким паром»), ставим одни и те же цели, как в песне у В.Высоцкого – «колею - в колее, с колеей...».

Механистичность жизни… Кажется от слова «механизм», но не шестеренки, а крутимся, как "белки" в колесах: «так делали наши отцы и деды», «так делают все» - отсутствие индивидуальности, «овеществление», обусловленность ума, жизнь на «автопилоте».

Противоположностью механистичности являются осознанность, бодрствование.

Этим Иисус Христос отличается от нас.

Сознательность — это заложенное в нас семя Божье.

Что мы делаем с этим семенем?

«Мы мучимся над мелкими, никому не нужными проблемами, мы тратим наши мысли и чувства впустую, мы от рождения смотрим себе под ноги, только под ноги. Помните, как с детства нас учат: «Смотри себе под ноги… Смотри не упади…» Мы умираем, так ничего и не поняв: кто мы и зачем мы здесь. А между тем где-то глубоко в нас живёт одно стремление: туда, ввысь, домой! В тот далёкий мир, откуда мы пришли…» Из к/ф "Фантазии Фарятьева"

Медный змей, вознесенный Моисеем(Чис.21:9), стал символом разрушенной машины ума. Чтобы разрушить механистичность своего ума, сыны Израилевы смотрели на медного змея в небе:« а мы имеем ум Христов»(1Кор.2:16).

И вот уже ум начинает возноситься … Ой, батюшки, как бы не упасть, не споткнуться, я же не вижу земли! Но, с другой стороны, некогда раздумывать, внутри все горит, змеи подгоняют. Ум поднимается, поднимается, и…

Куда попадает ум, пока оставим, да и не все так быстро делается, как сказывается, а сыны Израилевы тем временем, совершая переходы, продвигались к Иордану, к границе обетованной земли. На их пути встают два грозных, могучих царя - Сигон и Ог.

Важно заметить, все названия стоянок израильтян и имена царей, воевавших с Израилем не случайны. Например, царь Арада (Чис.21:1) в переводе - «дикий осел». «Дикие ослы», т.е. дикие необузданные страсти , напали на израильтян и пленили некоторых. Интересно, что пленили, потому что страсти действительно пленяют.

«И дал Исраэйль обет Господу, и сказал: если предашь народ этот в руки мои, то разгромлю города их. И услышал Господь голос Исраэйля, и предал Кынаанеев, и разгромили они их с городами, и нарекли имя месту тому Хорма (Разгром)»(Чис.21:2,3, пер. Д.Йосифона)

« то положу заклятие»(Чис.21:2) или «то посвящу я» - Иврит: веhахарамти. Слово это образовано от корня херем, который имеет несколько значений: посвящение в Храм, полное уничтожение, отторжение, запрет использовать предмет или общаться с человеком. Их объединяет общее семантическое значение - идея "отчуждения". Сыны Израиля обещали Всевышнему полностью уничтожить народ, который поднял на них руку, когда Божественное Присутствие находилось в их стане.


«…и назвал место это Хорма», Букв. "разгром". Так стали называть целый район, в котором находилось несколько городов. Поскольку все они были превращены в руины и утратили свою индивидуальность, их стали называть одним именем, подразумевая при этом название местности, а не отдельного населенного пункта»(Ком. р. Й.Герц)

Вот так Израиль поступил с подобными диким ослам, страстями.

После успехов иногда «кружится голова», видимо им показалось, что теперь все будет предоставляться на «блюдечке с голубой каемочкой»(Чис.21:5). Но истребленное царство Арада, всего лишь образ, а «дикие ослы»… с оными надо сражаться постоянно.

«Франциск Ассизский назвал свое тело " друг мой осел"… Т.е, тело - наш "друг". Но этот друг все же "осел". И надо, поэтому хорошо учитывать его нрав, причуды, упрямство и низменность стремлений, чтобы обезопасить себя от них. Попробуйте распустить тело-осла, приучить к самоволию, и оно захочет господствовать над вами. Оно будет требовать себе излишнее количество изысканной пищи и будет постоянно назойливо напоминать про удовлетворение всех своих животных потребностей. Откормленное и избалованное тело - это уже враг, а не друг человека. Его требования заглушают и подавляют духовные стремления и способности»
Н.Е.Пестов "Современная практика православного благочестия"

Тело - осёл, на котором сыновья Божии должны въехать в Небесный Иерусалим. Другого «транспорта» нет, поэтому его необходимо поддерживать в рабочем состоянии, следуя золотой середине – не переусердствуя, но и не держа впроголодь.

«В Царство Божие возносятся, погружаясь в себя» Ч.Спенжер

«Войди в себя, пребывай в сердце своем; ибо там Бог» — говорит Ефрем Сириянин.

«Что разум может представить, то может и совершить» К\ф «Антихрист»

А что представилось уму при взоре на медного змея?

Тишина, безмолвие, без_страстие…

Куда попал ум?

В покой… «Придите ко Мне все труждающие и обремененные, и … найдете покой душам вашим»(Мат.11:28,29).

А чтобы осуществить данный образ на практике, надо еще воевать с Сигоном и Огом.

Что известно о Сигоне?

Он царь Аморреев. Аморреи в Библии — одно из одиннадцати племен, на которые распался народ ханаанеев (Быт. 10: 15-18). Древнееврейское amir — «вершина», Аморреи — «горные жители», и действительно, упоминается, что они обитали в горных районах(Чис.13:30, Вт.1:7,Суд.1:35,36). Но так же несомненно, что имя Аморреев используется в Библии в более широком смысле, для обозначения хананеев вообще, язычников, беззаконников, врагов Божьих .

В сирийском апокалипсисе Баруха символом Аморреев является «черная вода» из-за «их черного коварства, колдовства и развратных мистерий, которыми они заражали еврейский народ(Суд.6:10).

Даже интересно, что пророки называли Аморрея отцом Израильтян во времена их отступления((Иез. 16: 3,45; Амос. 2:9). И Иисус назвал диавола отцом евреев(Иоанн.8:44). Т.е. речь об одном? Тогда Сигон является ветхозаветным символом диавола.

Сигон - по Фюрсту - великий, сильный, по Гезению - сметающий, низлагающий…

Д.Щедровицкий переводит имя ;;;; ‹Сихо;н› (в Синодальном переводе — «Сигон»), как «сор», «помет», «нечто презренное».

Кто же еще столь «велик», «силен», «непотопляем», «опустошающ» по положению и по действию? Кто как диавол? И тоже предпочитает возвышенные места:

«Грозное положение твое и надменность сердца твоего обольстили тебя, живущего в расселинах скал и занимающего вершины холмов. Но, хотя бы ты, как орел, высоко свил гнездо твое, и оттуда низрину тебя, говорит Господь»(Иер.49:16).

«Горе тому, кто жаждет неправедных приобретений для дома своего, чтобы устроить гнездо свое на высоте и тем обезопасить себя от руки несчастья!»(Авв.2:9)

Очень важным является и тот факт, что царским городом Сигона был город Есевон, что в переводе значит «разумность», «знание», «блеск», «изобретение», «энергия», т.е. вершина человеческого ума.

Его построили и им владели Моавитяне, но Аммореи отняли его у них и сделали своею столицею(Чис.21:26), доколе при Моисее Израильтяне не отвоевали его у них.

Моав, моавитяне , сын Лота от старшей дочери (Быт.19:37) , в переводе означает «от отца», «потомство отца».
Если Моав означает «от отца», то речь идет об обычных людях, родившихся от отцов и матерей по плоти.

Теперь ко всему, что выяснили, применим образное толкование.

Итак, Сигон символизирует диавола.

Как показала история, борьба Израиля с Аморреями была напряженной, долгой, переменной, точно так же, как «борятся» христиане с диаволом, который приходит, чтобы «украсть, убить и погубить».

Как «семечки» Сигон «щелкает» потомство отца(Чис.21:26), потомство жены пока не встречал(Быт.3:15).

Люди, родившиеся от  отцов и матерей по плоти, имеют немалый природный потенциал как ум, природные способности, таланты и др., которые получили от родителей. Они создают шедевры человеческого ума, как Есевон – блеск, энергия, изобретение, разумность. Чем не современный западный мегаполис?

Но как писал К.Н.Леонтьев: « с развитием прогресса жизнь пошлеет». Почему? Потому что приходит Сигон и опустошает, низлагает, сметает… «Потомство отца» совершенно беззащитно перед ним.

Сигон-диавол, живущий в Есевоне–разуме человека, опустошает его через похищение слова Божия(притча о сеятеле, Мат.13:3,4,19) и наполняет ложью(сором, пометом, чем-либо презренным), хоть с виду это кажется блеском:
«И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства»(Рим.1:28).

Еще очень важная деталь в названии: Сигон поразил Моавитского царя до потока Арнона(Чис.21:26).
Арнон означает «шумящий, журчащий поток» и указывает на наши уста, через которые «течет и журчит» речь.

Что исходит из наших уст?

« Из тех же уст исходит благословение и проклятие… горькая и сладкая вода»(Иак.3:10,11)

Но проблема еще глубже:

« Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих»(Иак.1:8).

«Устами своими притворяется враг, а в сердце своем замышляет коварство.
Если он говорит и нежным голосом, не верь ему, потому что семь мерзостей в сердце его»(Пр.26:24,25).

«...не должно, братия мои, сему так быть»(Иак.3:10).

Такое состояние присуще нездоровому уму. Сигон поразил Моавитян до уст, а устами и умом он и так владеет.

Но когда Израиль вступил в войну с Аморреями, то уже основательно поразил Сигона и Моава вместе взятых : «погиб Есевон, до Дивона, мы опустошили их до Нофы, которая близ Медевы»(Чис.21:30).

Есевон – разумность.

Дивон – место источников, таяние, изнывание.

Нофа – дыхание, дух, ветреное место.

Медева – вода успокоения, полноводность.

Опять через образное толкование получим, примерно следующее:

Погибла мудрость мудрецов, погиб разум разумных, т.е. погибла плотская надежда человека до самых источников, которых два - дух и плоть(Рим.8:1).

И теперь можно перекрыть один «кран»(Рим.8:10), из которого течет «горькая, черная вода», и успокоиться в Источнике воды живой, который будет наполняться и восходить переливаясь(Рим.8:2, Чис.21:17).

Как же в действительности победить Сигона?

«И поразил его Израиль мечем»(Чис.21:24), «мы поразили их стрелами»(Чис.21:30) - т.е. контролировать источники. Человек сам  это осознает или "заставят" обстоятельства.

« Я был спокоен, но Он потряс меня; взял меня за шею и избил меня и поставил меня целью для Себя.
Окружили меня стрельцы Его; Он рассекает внутренности мои и не щадит»(Иов.16:12,13).

« Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные»(Евр.4:12).

Ог, царь Васана, вместо того, чтобы видя участь постигшую соседа, и принять Израиль с миром, точно так же как и Сигон собирает армию и выступает против Израиля (Чис.21:33-35). Ог тоже был Аморреем , а также Рефаимом(Вт.3:11), возможно, решил, что ему удастся справиться с Израилем, в отличии от соседа, и победить благодаря своей богатырской силе и могучему телосложении.

Васан – открытая земля, песчаная, мягкая, или базальтовая земля.

Васан был богатой и красивой страной. Был известен хорошими деревьями(кедры васанские), пшеницей, виноградом. Так же упоминаются лучшие породы скота - волы, коровы, агнцы и овны Васана (Вт.32:14).

Даже Бог называет гору Васанскую местом Своего обитания:
«Гора Божия – гора Васанская! гора высокая – гора Васанская!»(Пс.67:16).

Но почвы песчаные, мягкие плохо держат «форму». И вот уже все эти откормленные васанские тельцы широко раскрывают пасть и рыкают как львы и окружают как псы…(Пс.21:13,17).

Едрея , главный город его царства в переводе – сильный.

И если Есевон символизировал плотской ум, то Едрея, Васан - плотские силу и богатство(Пс.51:9).

Имя «Ог» означает исполин, великан, борозда, круг.

Д.Щедровицкий переводит имя второго царя, ;;; ‹Ог› - «круглый», «закругленный».

О чем нам может рассказать имя «Ог»?

«У ума, как у проселочной дороги, есть своя проторенная колея»
Оноре де Бальзак

« Колесо в колеснице - сердце глупого, и как вертящаяся ось - мысль его»(Сир.33:5).

«Отказа нет в еде-питье
В уютной этой колее,

И я живо себя убедил -
Не один я в нее угодил.
Так держать! Колесо в колесе!
И доеду туда, куда все»

В.Высоцкий

Следование идеологическим стереотипам, мысленное «хождение по кругу», отказ от дальнейшего духовного развития — вот описание страшного исполина по имени Ог, которого тоже необходимо победить.

Но почему? Ведь любое общество заинтересовано в создании и поддержании стереотипов. Без них не проживешь. И религия один из главных поставщиков стереотипов. У революционных негодующих масс периодически «закипает мозг»(«кипит наш разум возмущенный»). Но они лишь могут заменить одни стереотипы на другие. «Кипят» только страсти.

«Действовать в минуты страсти — значит пускаться в море во время бури» А.Бошан

Что Иисус говорил про бурю? - «Умолкни, перестань»(Марк.4:37-39).

Понятно, что со знанием дела пел В.Высоцкий!

«Вот кто-то крикнул сам не свой:
- А ну, пусти! -
И начал спорить с колеей
По глупости.
Он в споре сжег запас до дна
Тепла души,
И полетели клапана
И вкладыши.

Вдруг его обрывается след -
Чудака оттащили в кювет,
Чтоб не мог он нам, задним, мешать
По чужой колее проезжать»

И что получилось:

«Но покорежил он края,
И шире стала колея»

«Черствей и черствей становится жизнь. Все мельчей и мельчей. И возрастает только ввиду всех один исполин_ский образ скуки. Достигает с каждым днем неизмеримейшего роста. Все глухо. Могила повсюду. Боже, пусто и страшно становится в Твоем мире» Н.В.Гоголь

Плененного и ослепленного Самсона филистимляне заставили вращать мельничный жернов(Суд.16:21). Самсон, в переводе «солнце», не смирился со своим положением, и нашел выход из чужой колеи.

А мы тоже солнца! Но пока ночь, душа спит, его не видно.

«Сторож! сколько ночи? сторож! сколько ночи?

…приближается утро, но еще ночь. Если вы настоятельно спрашиваете, то обратитесь и приходите»(Ис.20:11,12).

Когда душа пробудится, тогда «взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его»(Мал.4:2).

И «не зайдет уже солнце твое»(Ис.60:20).

Восшедшее Солнце Иисуса попытались закатить, убив. Но это уже невозможно. Ибо Солнце всех привлекает к себе светом, теплом, любовью(Ин.12:32).

«Чаще смотри на небо, а не под ноги — и будут твои мысли ясные и легкие. Больше молчи, чем говори — и в душе твоей поселится тишина, а дух будет мирным и спокойным» Серафим Саровский


Победа над Огом в осознанности жизни. Тогда чужую колею сменит осознанное прекрасное путешествие! Когда наши «сто обезьян», наконец, это поймут, то «сто первая» окажется решающей. Это называется фазовый скачок! Индивидуальный:

«Прошиб меня холодный пот
До косточки,
И я прошелся чуть вперед
По досточке.
Гляжу - размыли край ручьи
Весенние,
Там выезд есть из колеи -
Спасение!

Я грязью из-под шин плюю
В чужую эту колею.

Эй, вы, задние! Делай, как я.
Это значит - не надо за мной.
Колея эта - только моя!
Выбирайтесь своей колеей»

В.Высоцкий


«И отправились сыны Израилевы, и остановились на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона»(Чис.22:1).

Это последний стан по эту сторону Иордана. Все сильные, смелые, уверенные, послушные (Чис.23:21), так что даже специалист по проклятиям, Валаам, в переводе «пожирающий и поглощающий» народы, не мог проклясть Израиль. «Проклясть», значит «проклинить», «вставить клин». Но не было у Израиля ни одной «щели», куда можно было бы вставить клин. И Валаам предложил Валаку, т.е. «пустому, праздному», положиться на традиционные методы и время(Чис.25:1-3, 31:16, Отк.2:14).

За нас время или против… Если б умереть прямо тогда . Но жизнь продолжается. Сигон, Ог и царь Арада часть нашего мира. Они охраняют границы обетованной земли. Поэтому «мечи», «стрелы», бдительность, осознанность надо всегда иметь при себе.

А медный змей не удержался в небе, упал и ударился о землю. Разрушенная машина ума начала возрождаться. И стали змею(уму) кадить и кланяться.

Механистичность торжествует, но:
« В третий год Осии, сына Илы, царя Израильского, воцарился Езекия, сын Ахаза, царя Иудейского.
Двадцати пяти лет был он, когда воцарился, и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Ави, дочь Захарии.
И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его;
он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан.»(4Цар.18:1-4).

И так как жизнь продолжается, глядишь, дело дойдет и до Нового Мирового Порядка, как говорят пророчества… А это "Эдем" для механистичного ума.




Фото из интернета.

продолжение http://www.proza.ru/2016/05/02/145