И всё-таки вышки излучения?

Андрей Ганчев
Похоже, братья Стругацкие гениально просчитали или угадали методы воздействия на народ. «Обитаемый остров».

Вопрос: как подчинить народ? Какие теоретически могут быть методы? Набор не слишком велик и хорошо изучен. Напомним вкратце.

Прямая оккупация страны. Тут всё ясно и понятно. Народ в массе своей ненавидит захватчиков и стремится по мере возможности навредить оккупантам. Тем на это, в общем-то наплевать, их интересует только максимальная эксплуатация и ограбление захваченной территории. Оккупантам достаточно не допускать вооружённое восстание и всячески пресекать любое неповиновение. Всех сотрудничающих с оккупационной властью население считает врагами, с которыми жестоко расправляется при первой же возможности. Любить оккупационный режим местное население не может по определению. Сотрудничать – да, а вот любить – ни за что.

Сильное национальное государство. Силовое подавление своего народа. Для этого существуют армия, полиция, секретные службы. Средства массовой информации, религиозные структуры и образовательные заведения продвигают официальную идеологию в массы. Если отбросить словесную шелуху и риторику, то официальная идеология сводится к нехитрым формулам: «будь послушен властям, вовремя плати налоги, будь готов по первому требованию идти на войну в интересах своего правительства. Не можешь – поможем, не умеешь - научим, не хочешь - заставим». Эффект послушания достигается, но население практически не разделяет идеологию государства, относится к ней чаще всего нейтрально или откровенно враждебно. Государство, впрочем, это не слишком волнует. Есть законы о лояльности и об измене родине, которые надо демонстративно применять по мере необходимости. Тут вряд ли кто-то, не принадлежащий к правящему классу, в состоянии искренне любить государство.

Слабое государство и экономическое воздействие на поведение людей. Классический капитализм. Хочешь жить – иди зарабатывать. Про любовь к государству в этих обстоятельствах говорить не приходится. Любовь за деньги называется иначе.

Наличие внешнего абсолютного врага. Враг может быть любой: соседняя страна, носители другой идеологии, другой религии, природные катаклизмы, техногенные катастрофы, вторжение инопланетян и так далее. В этом случае любить государство не обязательно, но без него существовать народ не в состоянии.

Теократическое государство. Основы создаются столетиями. Необходима мощная, развитая и эффективная система образования. Получившие правильное образование и воспитание чистосердечно любят своё государство.

Разновидность теократического государства: общество, основанное на социальной идеологии. Требуется достаточно длительное время, не века, конечно, но по-всякому годы и десятилетия для разработки и внедрения идеологии. Приверженцы идеологии вполне могут искренне любить и уважать такое государство.

В последние десятилетия широкое развитие для управления обществом активно применяются методы, более типичные для сект: зомбирование, осуществляемое при помощи телевидения, официальной пропаганды, технологий типа «двадцать пятый кадр», разнообразных политтехнологий, общественных организации и движений. Процессы протекают быстро, эффект достигается в сжатые сроки, но с устранением источника зомбирования менталитет людей достаточно быстро возвращаются в исходное состояние.

Ну и из области фантастики: излучение. Технология применения подробно расписана у Стругацких.

Для чего потребовалось перечисление этих, в общем-то прописных истин? А чтобы попытаться объяснить один феномен, с которым мы столкнулись на днях.

Итак, информация к размышлению. Девочка, возраст двенадцать лет. Родилась в Италии. Мать украинка, из Львова. Отец латиноамериканец. Родной язык девочки – итальянский. Ходила в итальянскую школу. Около года назад в первый раз приехала в гости к родственникам на Украину. Украинский язык практически не знала, но после месяца пребывания категорически отказалась возвращаться в Италию. Стала учиться в местной школе, родители наняли двух частных учителей украинского языка. За год язык она более-менее освоила.
Дальше начинается самое интересное. За год девочка стала пламенной патриоткой Украины, называет её не иначе, как «наша Украина». Во время коротких визитов в Италию посещает школьных друзей и дарит им украинские флажки и сувениры с трезубцами. За этот год съездила также в Америку к родственникам отца, но и там категорически потребовала скорейшего возвращения на Украину.

Идеологическое воздействие отметаем сразу. Ребёнок совершенно не понимал язык в той мере, чтобы на него идеология смогла воздействовать.
Семейных преданий типа «раскулаченных коммуняками дедов и прадедов» тоже не было. Ну, какие в Латинской Америке в двадцатом веке кулаки и большевики? И УПА там сроду не водилась. Климат не тот, тропическими дождями схроны затапливает.
До этого школу посещала исключительно итальянскую, а значит не было у неё никаких «пятиминуток ненависти», уроков празднования «голодомора» и учебников, где украинским по белому писалось, что люди произошли не от обезьян, а от украинцев.

Другой недавний пример.
Жительница Донецка, никаким националистическим идеям не подвержена, и анти-украинством тоже не страдает, хотя сын и племянники с самого лета воюют в ополчении,, была по делам в Киеве две недели. Попала под непонятное воздействие, плохо себя чувствовала, постоянное чувство заторможенности, не могла связно мыслить без серьёзных усилий, постоянно чувствовала угрозу от окружающих. Десять дней после прилёта в Италию выходила эта «наркота» по её определению. Как человек верующий, она обращалась в церковь, церковь не помогает, не могла нормально работать, постепенно работоспособность и самочувствие восстановились.

Какое объяснение возможно? Какой метод воздействия был применён?
Кроме излучающих вышек?