Бесы и сила Крестного знамения

Сергий Чернец
Сила крестного знамения, и бесы.
Как написано в Прологе:
Однажды мученик Киприан, увидев беса, сказал ему: «Пагубник, прелестник, вместилище всякой скверны! Поелику я знаю, что ты боишься крестного знамения и трепещешь имени Христова, то что же с тобой будет, если придет Сам Христос? Отступи от меня, проклятый. Уйди, беззаконник и ненавистник!».
Слыша это, бес устремился на Киприана, чтобы убить, и стал душить его. Не видя ниоткуда помощи, Киприан вспомнил о силе крестного знамения против бесов, оградил себя оным, и бес, сказано, - «Яко стрела напряженна, отскочил от него.

Сила и польза крестного знамения видна из другого сказания от святителя Григория Двоеслова:

Случилось, что одна раба Божия из женской обители пошла однажды в монастырский сад. Увидев там овощи, она с жадностью начала их есть, забыв предварительно оградить себя крестным знамением. Вдруг схватила её нечистая сила и повергла на землю. Когда увидели её в страшных мучениях, тотчас попросили святого Старца (Эквиция), чтобы он поспешил исцелить болящую своей молитвой.
Едва вступил святой Старец в сад, нечистый дух, вошедший в инокиню, начал её устами кричать, как бы прося пощады (ибо смерь бесам приносит молитва святого): "Что я сделал, что я сделал? Я был в овощах, когда она пришла и с ними приняла в себя и меня». Но человек Божий с великим гневом повелел нечистому духу выйти из инокини и никогда не возвращаться к рабе Всемогущего Бога. Дух тотчас вышел и после не смел даже прикоснуться к ней.
Не зря научал Апостолов Сам Иисус Христос: всё освящается постом и молитвою! Много может молитва.

Но о бесах толкуется и рассказывается в народных сказаниях, в сказках. Люди сочиняли и рассказывали сказки подобные сказке Пушкина «Поп талаконный лоб и работник его Балда». Вот там и говорилось о том, что бесов гонял работник Балда в озере при помощи веревки, которой воду мутил. А это была народная сказка про Шабаршу. Эту сказку записал для нас искатель и собиратель сказок Афанасьев.
Шабарша
Ай потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная; есть в ней дива дивные, чудеса чудесные, а батрак Шабарша из плутов плут; уж как взялся за гуж, так неча сказать – на всё дюж!
…. И пошел Шабарша на мельничну плотину. «Авось, - думает, - рыбки поймаю; продам – ан вот и деньги (будут)! Эге, да веревочки-то нету на удочку… Постой, сейчас совью».
Выпросил у мельника горсть пеньки, сел на бережку и ну вить уду. Вил, вил, а из воды прыг на берег (бес, в образе) – мальчик в черной курточке да в красной шапочке.
- Дядюшка! Что ты здесь поделываешь? – спросил он.
- А вот веревочку вью. –
- Зачем? – пристает бесенок.
- Да хочу пруд вычищать, да вас, чертей, из воды таскать. –
Э, нет! Погоди маленько; я пойду скажу дедушке. –
И чертёнок нырнул вглубь, а Шабарша принялся снова за работу свою. «Погоди, - думает, - сыграю я с вами, окаянными, штуку, принесете вы мне и злата и серебра».
Вот и начинается сказка, как тягался в хитрости батрак с бесами и победил.

Такова общая участь праведных: и добрые дела их перетолковываются и в ту и в другую сторону, и служат, иногда, к их же порицанию.
Но мы имеем поучения от отцов Церкви и это нам в помощь и в научение:
Любовь Божия отгоняет демонов от души.
Преподобный Антоний Великий.

Мечтания – есть прием искушений диавольских.
Преподобный Исихий Иерусалимский.

Помыслы, всеянные сатаной, кажутся нам своими вследствие соуслаждения ими души.
Блаженный Диадох Фотикийский.

Похвала человеческая и угождение телу – начало склонения к диаволу.
Преподобный Марк Подвижник.

Касательно сетей вражеских: они при исповеди духовному отцу все разрушаются.
Старец Арсений Афонский.

Одному монаху из оптинских старожилов некоторые распоряжения настоятеля показались неосновательными. Долго он боролся с самим собой, желая объяснить это настоятелю, но боялся его расстроить. Наконец, решился высказать свои мысли, а там, подумал он, пусть уж, будь что будет! Пришел к отцу Архимандриту и сказал ему:
- Батюшка, меня один помысл очень беспокоит.
- Что ж тебе, брат, помысл говорит? – спросил Архимандрит.
- А вот, батюшка, помысл говорит мне, что вы не так делаете то и то, - и высказал он всё, что было у него на уме.
Отец Архиманрит выслушал всё молча и внимательно, а потом тихо, с улыбкой, отвечал:
- Скажи, брат, твоему помыслу (под которым подразумевался бес, ибо как «помыслу» сказать), - что это не его дело.-
С тем и отпустил этого монаха. А он, монах, тут только догадался, что помысл тот внушен был. И обеззоруженный кротостью настоятеля, удалился совершенно успокоенный к молитвенному правилу своему монашескому. И после он сам смеялся над собой, как просто разрешились все его мысленные колебания: стоило только намеком назвать имя дающего помысл и убежит от тебя.

Также и другое: «Не верь глазам своим!»
Авва Илия рассказывал:
Представилось мне, что будто один человек взял себе подмышки бутыль из тыквы полную вина и спрятал, якобы под одеждою. Чтобы пристыдить бесов (ибо это было призрачное явление, неясное), я сказа брату тому: «сделай милость, подними одежду твою». Когда он приподнял её, оказалось, что у него под ней ничего нет. Вот как бывает, братия. – «Это сказал я вам для того, чтобы вы не всему верили, даже хотя бы и сами видели это или слышали. Особенно же наблюдайте за помыслами, пожеланиями и мыслями, зная, что их часто внушают демоны, дабы осквернить душу нашу помышлениями о вещах бесполезных и отвлечь ум наш от размышлений о грехах людских и о Боге Спасающем!».

В 1906 году в больнице Троице-Сергиевой Лавры отошел ко Господу девяностошестилетний старец схимонах Исаакий. Перед своей кончиной он подвергся явному бесовскому нападению за свои великие подвиги в совершении Иисусовой молитвы, которую он, будучи слепым, непрерывно творил. И это дело его, монашеское, видимо, крепко не нравилось диаволу.
Незадолго до своей кончины отец Исаакий стал жаловаться духовному своему отцу и отцу иеромонаху Диомиду, что бесы угрожающе кричат на него и, появляясь перед ним в страшных обличиях, неистово требуют, чтобы он перестал совершать Иисусову молитву, грозя иначе уничтожить его. Духовно опытный иеромонах Нифонт (принимающий старца) ободрял его, и в укрепление его души часто приобщал его Святых Христовых Тайн.
Бесы продолжали бушевать и являлись к отцу Исаакию целыми полками, крича:
- Злой старик! Напрасно ты молишься Иисусу, - Его нет. Мы одни во всем мире этом царствуем. Бога нет на земле, покорись нам, и ты будешь покоен и будешь пользоваться от нас великой честью. Если ты не покоришься нам, всё равно погибнешь. –
Слепой смиренный старец продолжал с кротостью слезно призывать Бога, как учил его духовник отец Нифонт:
- Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. Господи! Ради страданий Твоих, помилуй мя; ради Воскресения Твоего, воскреси падшую душу мою. Благодатию Духа Святаго просвети ум к исполнению Животворящих Твоих заповедей! –
За три дня до своей кончины старец Исаакий, по милости Божией, получил полный душевный покой. Перед самой кончиной он сподобился утешительного видения, ободряющего надеждой на Божие помилование, и почил как истинный праведник.
Из Троицкого листка.
Этот старец рассказал нам о всех видениях и оставил нам многие поучения, а главное – наставление в терпении и не оставлении подвига молитвенного до самой смерти.
И это пока всё. Постом Великим читаем литературу духовную, ожидая Пасхи – Светлого Воскресения Господа и Бога нашего Иисуса Христа!