Сайт на миллиард

Губанов Константин
    Эта заметка, в общем-то, про интернет. Совсем немного о том, что в нем есть и еще чуть-чуть о том, что еще может быть. Учитывая, что интернет, так или иначе, теперь касается большого количества людей (но рано думать, что так уж прямо всех и касается), посчитал возможным отнести заметку к жанру публицистики и разместить на замечательном сайте "Проза.ру". Если читателя будут раздражать некоторые пассажи про компьютерные штучки и коммерческие прибыли, заранее прошу прощения. Это всего лишь угол подачи, поскольку все, что есть в интернет, делается на компьютерах, и при том значительная часть делается ради денег, и при том, хорошо это или плохо, но немалая часть делается только ради денег.
   
    Заметка связана с конкретной разработкой и отражает два аспекта, которые сами по себе представляются любопытными и заслуживают отдельного обсуждения, без погружения в содержательные характеристики проекта. Соответственно, детали разработки здесь не приводятся.
    Первый аспект заключается в том, что принципиально новое целевое назначение сайта, если оно не экзотическое, является приоритетным фактором успеха и сверхприбыли. Мысль эта банальная, но поскольку такие сайты появляются все реже, не вредно к ней возвращаться, особенно, когда есть основания.
    Второй аспект в том, что соединение в одном проекте задач сайта и материального производства, с неразделимым сцеплением их существенных функций, дает конкурентные преимущества и устойчивость в рынке.
    Конечно, в этом случае под сайтом понимается несколько иной интернет ресурс, нежели персональный агрегат из видео, фото и текстовых постов, главной миссией которого является монетизация трафика за счет рекламных блоков.

    Что обращает внимание, если просмотреть запросы на инвестирование IT-проектов?
    Сейчас эта аббревиатура обычно обозначает программистские инициативы.
    Судя по публикациям, наибольший коммерческий интерес вызывают проекты, связанные с мобильными приложениями, с программным обеспечением новых устройств, интенсивно выводимых в рынок электронной индустрией и отличающихся все нарастающими эргономическими преимуществами (условно отнесем сюда и мобильность).
    Также, между строк в анонсах часто можно увидеть, что сплоченная команда программистов воодушевлена реализацией софтовых улучшений, привлекательной анимации или дополнительных опций.
    Ну и, чаще всего, предлагается создать интернет продукт "нового типа", и в ходу такая лингвистическая конструкция:

<целевое назначение> НОВОГО ТИПА

    В этой конструкции в качестве операнда  <целевое назначение>  может подставляться аукцион, интернет магазин, социальная сеть, развлекательный портал, фотобанк, онлайн игра и другие варианты из уже существующего ограниченного списка.
    Иногда появляются загадочно именуемые, вроде созревшего в недавнее время краудфандинга, и экзотические назначения (сюда можно причислить прически для кошек), которые, в общем-то, не претендуют на большую аудиторию, а значит, на миллиардную ценность.
    Здесь под миллиардной ценностью сайта я имею в виду окрестность от 50 млн. долларов до 100 млрд., и эта ценность понимается как количественная характеристика, порождаемая годовой доходностью сайта или экспертными оценками его капитализации.
    В отличие от экзотических, многие "новые типы" уже апробированных  <целевых назначений>  имеют, наверно, хорошие перспективы востребованности и рентабельности. Но предполагаю, что досаду инвесторов вызывает тот факт, что теперь не появляются новые предложения в части главного операнда, то есть предложения нового  <целевого назначения>.  Нет предложений, которые реализуют еще не вскрытые возможности, отвечающие человеческим потребностям и стремлениям. Ведь именно такие возможности и сервисы стали источником успеха легендарных интернет проектов, получивших миллиардную ценность.
    С самими инвесторами тоже все непросто, поскольку лишь немногие имели деловой талант предвидеть в нужный момент, предвидеть на предстартовой стадии ту самую ценность целевых назначений, когда они только возникали. Впрочем, это не тема настоящей заметки.
    Что касается "новых типов", то, вероятно, есть смысл работать и развивать все ветви. Только теперь в них нет магического очарования миллионной процентной прибыли. Заметим, прибыли весьма респектабельной, безусловно престижной во всем современном мире. С другой стороны, в каждом из уже известных целевых назначений конкуренция невообразимая, и есть смутное ощущение, что интернет гиганты, выросшие в свое время на соответствующем направлении, например в тех же социальных сетях, теперь сами разберутся с новациями своих типов.
    Приведенные соображения можно считать фрагментарными, поскольку я не веб-мастер и не эксперт по классификациям сайтов. Но опыт руководителя группы в прошлых разработках программных систем (полностью оригинальный код, внедрение в трех сотнях предприятий, две медали ВДНХ) позволяет рассуждать о предмете.
    Проект, послуживший поводом для заметки (обозначим его буквой R), включает сайт и связанное с ним производство. Сайт имеет целевое назначение, аналогов которому я не вижу в интернет пространстве и которое способно привлечь достаточно емкую аудиторию пользователей.

    Обратимся ко второму аспекту, указанному в предисловии. Тесное взаимодействие сайта и производства я буду называть "жесткой сцепкой". Надо признаться, что мне неизвестны примеры интернет ресурсов, организованных в жесткой сцепке с материальным производством, выпускающим товар для онлайновых пользователей. Скажем, интернет магазин, в отличие от игры или торрента, явно связан с материальной сферой, но это все-таки сфера торговли, а не изготовления товара.
    Можно видеть сайты, оформляющие индивидуальные заказы на изготовление товара, но функция заказа, как таковая, не является существенной для производственных операций. Опять же, все приличные производственные комплексы сейчас обзавелись собственными интернет отображениями, но эти отображения чаще всего играют рекламную, информационную роль.
    Жесткую сцепку не стоит воспринимать как априорную идефикс проекта R. Понятно, что пользователя в процессе сеанса меньше всего интересует, на каких технических основах зиждется функционал сайта, ему важны эмоциональные и мыслительно рациональные эффекты здесь и сейчас. Но при этом, как мне кажется, потенциал удовлетворения виртуальными эффектами стабилизируется, и интернет привлекает все больше людей, ориентированных на практический итоговый результат. Другими словами, пусть значительное число пользователей вполне удовлетворяются трудной победой в виртуальной танковой дуэли или сопереживанием в эротическом фильме. Но возрастает число тех, кто готов тратить усилия и время за экраном, чтобы получить практически осязаемый объект, который необходим или желаем. Например, если под объектом понимать обычный товар, тенденция подтверждается развитием интернет магазинов и аукционов (можно вспомнить, хотя бы, eBay).
    В проекте R планируется не совсем обычный товар и движение технологических спецификаций между пользовательским сеансом и материальным производством. И вот тут возникает любопытный момент. Коль скоро из сеанса в реальный цех передается не просто артикул изделия, а определенный сформированный программой образ объекта, значит, пользователь участвует в моделировании изделия. Такой процесс всегда сопровождается творческими проявлениями, и значит, несет элементы игры. Вероятно, для многих виртуальных танкистов эта игра не показалась бы захватывающей, зато она совершенствует ментальные способности и дает возможность, при готовности заплатить деньги, получить желаемый материальный объект.
    Конечно, имеется в виду не бизнес на удаленном 3D-принтере, тогда вся эта заметка была бы веселой профанацией. Впрочем, если не претендовать на миллиардную ценность сайта, идея с удаленным прототипированием и доставкой оплаченных результатов по реальной почте не так уж и глупа, и наверняка будет (если еще нет) осуществлена энтузиастами. И хотя бытовые сферы обращения пластиковых прототипов вряд ли можно считать обширными, увлечение подобным сайтом было бы для подростков полезней, чем некоторые игры.
    В этой заметке мне не удастся выстроить прозрачную экспликацию решений проекта R по следующей причине. Несмотря на внешнюю простоту товара R, вследствие новизны (оформлен патент на изобретение), внятное описание привычными словами не получится. Поэтому попытаюсь пояснить суть жесткой сцепки на искусственном примере бизнеса (обозначу его буквой Z), построенном на понятной всем швейной теме.

    Набрал в Яндексе "моделирование женской одежды", посмотрел пару сайтов из ответа. Там в основном про выкройки. То есть, методическое пособие для желающих научиться шить. Но ведь сейчас не середина ХХ века, такое умение как бы не очень актуально. В то же время, стремление женщин к красивой, индивидуально соответствующей одежде никто не отменял.
    И вот представим себе сайт Z, предоставляющий услуги портного. Пользователь сообщает свои размеры, которые обычно снимает закройщик индивидуального пошива, и они сохраняются в зарегистрированной на сайте личной студии. Затем в галерее сайта пользователь выбирает ту или иную базовую модель платья и модифицирует ее по своему вкусу. Программа помогает изменять элементы модели (воротник, рукав и так далее) примерно как фоторобот. Также можно менять цвета тканей, элементы отделки и фурнитуру. Для выполнения очередной метаморфозы берутся варианты из базы данных сайта, по прямому выбору пользователя или по критерию (например, "с перламутровыми пуговицами"). Программа дает на экране изменяющееся изображение платья с учетом индивидуальных размерных пропорций.
    Когда результат, полученный в студии, устроит пользователя, он может перевести деньги за пошив платья через электронную платежную систему. Тогда технологическая спецификация изделия передается в реальный цех Z, образующий с сайтом Z жесткую сцепку. В спецификации содержатся все данные, необходимые для производства, включая даже цифровой чертеж для автомата, нарезающего требуемые лекала. После изготовления и маркировки платье, уже в качестве товарного изделия в упаковке, доставляется заказчику теми же способами, как из интернет магазина.
   
    Теперь вспомним про аспект, заявленный в начале и касающийся роли нового целевого назначения, которое в данном случае можно назвать "швейный сайт". Можно рассчитывать на значительное число пользователей такого сайта, имеющего мультиязычный интерфейс, ввиду несомненной практической целесообразности и возможностей индивидуального одежного творчества. Если говорить об источниках доходов, то, помимо прямых платежей за пошив платья, открываются сопутствующие им инструменты монетизации, а заодно и встречного стимулирования активности пользователей. Например, путем перечисления роялти за удачные модели. То есть, после пошива модель может по желанию автора экспонироваться в общем вернисаже, где другой посетитель сайта выберет ее и оплатит изготовление платья под свои размеры, и от этой оплаты автор модели получит определенный гонорар. С учетом изменений моды, обновлений склада цеха Z и связанной с ним базы данных сайта Z, процесс пользовательских обновлений вернисажа теоретически безграничен.
    В кратко описанной схеме бизнеса Z становится ясной суть жесткой сцепки, а именно - два компонента бизнеса взаимосвязаны настолько, что цех не функционирует без сайта, и наоборот. И тогда понятно, что имеется в виду во втором, указанном выше в заметке, аспекте про конкурентные преимущества. Никакая команда программистов не сможет своими силами дублировать сайт Z или еще как-то составить серьезную конкуренцию, потому что без реального цеха это будет просто игра. А создание реального производства Z выходит за рамки компетенции программистов. Если же где-то оно будет создано, то примем во внимание, что цеха не клонируются (если они не от одного владельца) и всегда будут отличаться. Хотя бы периодически меняющимися коллекциями базовых моделей, имеющимися на складе тканями, и так далее. В итоге разные цеха будут расширять сегмент рынка, не особенно мешая друг другу. Но, конечно, компании, первыми прорвавшие рынок, окажутся в наиболее выигрышной позиции и получат основания для достижения миллиардной ценности.
   
    Повторю, что бизнес Z - это лишь искусственный пример, составленный для пояснения смысла заметки. Держа в уме оговорку, что между товаром Z (одеждой) и товаром R нет ничего общего, можно сказать, что набросок некоторой аналогии с проектом R получился наглядным. Проект такого рода бессмысленно детально описывать, его надо осуществлять. До начала и в процессе реализации полезно его обсуждать, предпочтительно с инвестором.
    И еще одна оговорка. В примере Z предвидятся вопросы насчет адекватного исполнения эффектов компьютерной графики в условиях необходимой диверсификации продукции, и это делает бизнес Z умеренно фантастическим. Отличие проекта R в том, что он абсолютно реален.