Китайские артисты на сцене тюменской филармонииЮри

Юрий Хозяинов
Спектакль «Лебединое озеро» на музыку Петра Чайковского в исполнении китайского акробатического балета из Шанхая вызвал огромный интерес тюменской публики. Наверное, впервые в текущем концертном сезоне, администрации тюменского концертного зала пришлось выставить дополнительные места.

Начался спектакль, как и подобает классическому балету с увертюры, затем раздвинулся занавес и на сцену вышли артисты балета и начали танцевать – все, как обычно. Среди артистов были китайцы, но танцевали они в привычной для нас, европейской манере. Меня немного смутил артист, исполнявший роль Зигфрида. Китаец был грузноват для танцора, и, видимо, поэтому не танцевал, а просто ходил под музыку. Восхитительным было оформление кулис и задника сцены – на них проецировался полноценный анимационный фильм. Если показывали заколдованное озеро, то над ним ходили тучи, плыл туман, летали птицы. Волшебством выглядело появление артистов на сцене: рисованные лебедь или коршун ударялись о землю, следовала вспышка, и в тот же миг на сцене возникал соответствующий персонаж!

И вдруг на сцену выбегает и вылетает группа крепких парней в трико и начинают прыгать и кувыркаться, одним словом - цирк! Акробатику они показывали качественную: высокие прыжки в два и три оборота, синхронную работу, когда минимальная заминка одного из спортсменов могла вызвать групповой завал, чего не было. А что балет? Артисты балета разошлись по краям сцены, освободив ее для выступления акробатов. Далее, в течение всего спектакля номера чередовались – после танца следовал цирковой номер, за ним снова танец. Цирк делегировал в балет в основном акробатов, но были и жонглеры и даже клоун. Чаще всего спортсмены демонстрировали публике прыжки и кульбиты разной степени сложности и высоты. Среди них были и рекордные номера. Был показан и пластический акробатический этюд. А силовой номер, когда на руке партнера на пальцах одной ноги стояла балерина – его вряд ли кто в мире может повторить!

Только вот проблема: нашему зрителю не очень комфортно вместо привычных танцев видеть цирковые номера. Даже может показаться, что они оказались вне сюжета спектакля. А если подумать, то на придворном балу могли выступать акробаты. Только постановщики не сделали даже попытки опереться на исполняемую музыку. А па-де-де в сцене встречи Одиллии и Зигфрида, исполнен акробатами на мой взгляд безупречно как музыкально, так и хореографически.

Судя по аплодисментам, такое смешение жанров – цирка и балета тюменской публике понравилось, но были и недовольные. Одни из них ушли в антракте, другие особенно активные, окружив стол дежурной, требовали от нее возврата денег за билеты, мотивируя свое требование тем, что им «не понравилось».

Вряд ли аргумент «не понравилось» можно считать серьезным поводом для возврата денег, а вот «предоставление недостоверной информации о  предстоящем спектакле» имеет шанс на удовлетворение претензий. Но полная информация о спектакле была опубликована на официальном сайте тюменской филармонии. Более дотошные зрители могли ознакомиться об отзывах о спектакле в форумах тех городов, где спектакль уже состоялся. А избавиться от ненужных билетов было просто: у входа в концертный зал спрашивали лишние билеты и даже предлагали цену выше номинала. Требовать возврата денег на основании того, что «в спектакле не показано все, что обещано» многие зрители не могут хотя бы потому, что ушли из зала задолго до окончания представления. Жалоба на то, что главные партии исполняли китайцы, фигуры которых, по мнению жалобщиков не соответствуют балетным стандартам, может обернуться суровым наказанием самим жалобщикам – ведь расовая дискриминация запрещена российскими законами.

Китайская цивилизация  на много веков старше европейской цивилизации, их культура, менталитет отличны от наших, им непонятна европейская культура. Но они в последнее время делают многое, чтобы понять нас, терпеливо и последовательно внедряя у себя образцы европейского искусства.

Синтез жанров, когда китайским любителям цирковой акробатики показывают европейский балет, а нашим любителям балета – китайский цирк необходимо приветствовать, не отторгать, а терпеливо смотреть, стараясь понять душу такого древнего и многочисленного народа.