Утерянное Титло

Александр Скороходов
       Одним из важнейших знаков в русской рунологии является «титло»  (титла). С ним связаны все базовые понятия рунологии...
     Название его « является заимствованием из «греческого ;;;;;; ", " титул "»  (https://en.wikipedia.org/wiki/Titlo). Именно в таком смысле (титул, чин, звание, место  в Иерархии мироздания) оно, в первую очередь,  и понимается и  используется в русской рунологии.
    Однако у русских учёных на этот счёт бывает   несколько иное мнение.
    Самым  «ярким» примером может служить версия доктора филологических наук, профессора  Сретенской духовной семинарии Л.И. Маршевой  (http://www.pravoslavie.ru/32724.html  из книги «Орфография церковнославянского языка», выпущенной издательством Сретенского монастыря).
    По   её мнению  «Титло  – знак сокращения» ! 
Всего лишь  с о к р а щ е н и я  !  И ничего больше!
    Причём ... «Исконная функция титл как сокращений весьма   п р а г м а т и ч н а (выделено мною): они использовались для    э к о н о м и и   м е с т а (выделено мною), а значит, для экономии писчего материала (прежде всего дорогостоящего пергамена)». ..
...«Усеченному написанию подвергаются в церковнославянском языке наиболее важные и употребительные слова, характеризующие христианское вероучение». Иначе говоря,  священные слова типа Бог. Ангег, Иисус, Христос и т. д.
     Мягко говоря очень странное  утверждение.
     Из других источников известно, что во времена пергамента,  тексты книг (особенно религиозных)  писались только с   о д н о й  стороны листа. О какой такой  э к о н о м и и  тут можно говорить!? В церковных книгах староверов до последних дней, следуя этой традиции, нумеруют именно   л и с т ы  , а не страницы…
     На самих страницах церковных книг тоже никакой экономии! Так, например в  «Часовнике», при длине строки 10см.,  под внутренние поля отводилось, 2,5 см, а под внешние —  5см, а снизу — вообще 6 см.!  В итоге, непосредственно для текста, остаётся  меньше половины площади листа, а более половины  отводилось под   п о л я! Экономией тут даже и не пахнет!
      И самое странное.  Получается, что отцы Церкви стремились экономить бумагу за счёт сокращения написания своих  с в я т ы н ь!?  Где тут логика? Святотатство да и только!
   И такую нелепицу пишет не какой-нибудь любитель-фантазёр прозы ру, а   п р о ф е с с о р ,   д у х о в н о й   с е м и н а р и и !
 А    м о н а с т ы р с к а я   типография  её печатает-тиражирует!
    Что уж тут говорить о простых смертных?

                Но и это ещё не всё

     Чуть ниже по тексту профессор  Маршева  делает ещё одно уникальное «открытие»!
«Существует два вида титл:
1) простые титла – слово сокращается,  и   н а   м е с т е   п р о п у с к а  (выделено мною)  ставится особый знак:  – благ,  – Отец,  – свят.»
  На рис. 1  я отдельно   привёл её примеры сокращений,  а под ними разместил те же слова, но со вставленными сокращёнными буквами.  Неужели профессор не видит, что титло ставится совсем не  на месте пропуска!  Даже ёжику очевидно, что , к  с о к р а щ е н и я м  титло никакого отношения не имеет!

«2) буквенные титла – слово сокращается, и на месте  п р о п у с к а   (выделено мною) ставится не только особый знак, но и одна из усеченных букв (они называются выносными):  – апостол.»
   На рис.2  я с её примером проделал то же самое, и результат получился такой же! Буквенное титло тоже стоит    в   с т о р о н е  от сокращений!
      Думаю дальше не стоит продолжать...
   
    Стыдно читать подобные «научные»  измышления.  Вот уж воистину «опиум для народа». И эти ляпсусы затем тиражируют и разносят по миру Православавия      выпускники Сретенской семинарии...

                Азбука Веры о титло
    
        Прежде, чем браться писать  по поводу церковной литературы, полезно было бы заглянуть хотя бы популярную публикацию по этому поводу. Например, хотя бы в «Азбуку Веры» (http://azbyka.ru/titlo)
    Там определение дано  хоть и кратко, но  очень чётко и точно!
 « Титло – надстрочный знак, обозначающий в церковнославянском языке   с в я щ е н н ы е   п р е д м е т ы  (выделено мною).»!
 «Слова при этом обычно пишутся сокращённо. Иногда проводится параллель между титлом в языке и нимбом в иконописи – и то, и другое указывают святость. Наименование Бога всегда пишется под титлом, в отличие от богов языческих; если повествуется об Ангелах Божиих, то читатель видит сокращенную запись, тогда как при упоминании падшего ангела титлование отсутствует (аггел). Различают титло без выносных букв (простое) и с выносными буквами (буквенное).»
    Короче говоря, титло — это, в первую очередь,   знак  божественности! Он указывает  на   о с о б о е  положение (чин, титул)  в Иерархии  и особую роль   данного объекта в мире.

   Насколько мне известно, знаком  с о к р а щ е н и й  в древности служила не титло, а прямая черта над буквой. И сокращение понималось совсем иное.
   Дело в том, что в древности у каждой буквы было название. На письме она могла означать либо только одну, начальную букву названия, либо её название полностью. Например, на рис.3 приведено выражение  «Бук-овы Всеясветного...». Здесь первая буква стоит под чертой, поэтому читается не просто как «Б», а как - «БУК». Горизонтальная черта означает, что реальное звучание  сокращено до одной буквы, а читать стоит полностью, без сокращеия...
  Возможно профессор  Маршева спутала черту с титлом.
Но Бог ей судия...

                Более подробно  о дополнительных знаках

     На самом же деле за малоприметным  титлами кроется  очень  большой смысл.
    Исторически. своим появлением, буквы  обязаны смысловым (руническим) знакам. С их помощью люди старались описать и передать, потомкам,  в первую очередь, устройство мироздания, а также законы  Жизни и развития. Соответственно  под буквами понимались  некие  Божественные  энерго-информационные сущности и силы, участвующие в процессе (со)творении и развитии мира, под единым началом Бога.  Каждая такая сущность, в общей системе мироздания, имела свои задачи,  обязанности,  права, а также чин (титул), и место на лестнице Иерархии.
     Проще всего Иерархию можно представить в виде рунического круга (рис. 4) или лестницы Иоакова (рис. 5) о которых я уже неоднократно писал. Здесь ступеньки Лестницы развития пронумерованы  буквами.  А для указания их принадлежности к лестнице Иерархии, ставили над ними знак «ступеньки» (титло»).         Кстати и само слово «титло». По буквам означает - Твердь Иже Твердь «ЛО» = Твердь, которая есть тверд «ЛО».  (участка Лестницы  «ЛО»  - от двенадцатой буквы «Л» (Земля) и до «О» (Небо, Престол)).
 
      Однако в конкретных ситуациях указания только титула-титло  явно недостаточно.
    У них «там наверху» всё точно также как и у людей. Например, имеет человек «титул» министра, но он, как «министр», ведёт себя  только на   с в о е м  рабочем месте. Там он действительно всеми управляет и всем указывает! В соответствии со своим титулом, он стоит выше всех!  А, например,  на свадьбе знакомого он может быть    о б ы ч н ы м   рядовым гостем. Его титул тут ничего не значит, там стоит  н а д   всеми и  командует уже тамада...  А дома он вообще может сидит «тише воды ниже травы»   под каблуком у жены. Там жена   н а д   ним начальник. Ит.д.
     Поэтому в древней рунической грамматике все буквы-руны, кроме деления по ступеням Иерархии,  делились ещё на гласные и согласные, на строчные и надстрочные,  под титлой и без титла, на ударные и безударные, и тт.д.  Поэтому для уточнения и конкретизации   И е р а р х и м    букв в словах испольовались выносные буквы, ударения и сокращения!

                Усекаемые буквы Гласные и согласные.

        Если обратиться к списку сокращаемых слов, приведённых в Азбуке веры, то   нетрудно заметить, что в священных словах под сокращение попадают в   п е р в у ю  очередь    г л а с н ы е   буквы. В чём же они провинились? Дело совсем  не «в провинились»...
     Как видно из самого их названия, гласные   г л а с я т , предписывают, что должны делать или делают  примыкающие к ним согласные (рис 6).
 А согласные соответственно — согласны исполнять их предписания и исполняют!
     Но главное отличие и достоинство согласных в том, что они могут исполнить «любой глас», любой приказ, любое  предписание гласных!  Они могут  в с ё !  Они всемогущи!  Эта особенность (всемогущество) как раз и определяет их  особую  с в я щ е н н у ю  суть и роль!
    Поэтому в названиях священных объектов  выписывают только «всемогущие» буквы, в первую очередь согласные! А буквы несущественные для исполнения функций опускают.   Причём в конкретных названиях, в разряд  несущественных попадают нередко и согласные, но о них чуть ниже.

              Надстрочные буквы —  «начальники» и «старшие»
   
     Главным религиозным принципом мироздания, как я уже намекал выше, является  Иерархия с её принципами Едино-Началия и Едино-ответственности. Поэтому в каждом слове, среди согласных священных букв, тоже выделяются главные буквы- «начальники» или старшие по чину.  Знак титло как раз и ставится над «начальниками»! (а не над сокращаемыми).
    А буквы, представляющие  собой  в ы с ш е е  «начальство», пишутся не просто под титлой, но, вдобавок, выносятся    н а д   словом! Они выше всех остальных!
      Теоретически таких букв всего шесть  —  О, Ч, Р, С и Г, Д, но в реальности туда добавлены ещё буквы «Наш» (N), П и Б.   Первые пять  из них (ОЧРС+П) относятся к нулевой  (престольной) ступени Лестницы. Это Престол Бога Отца (рис.), а ГД+N и Б.— это буквы  Бога Сына, ГоспоДа. ….-  «Высшее начальство»!...
     Они соответственно и  называются: О-титло, Р-титло, Ч-тило ит.д
    Буква же «N» (Н-Аш) означает приход Господа на «Ш», на нашу «Ширь», к нам на землю, и он Наш!. А буква «Б» = Г+Ь означает действия Господа по созданию-формированию Духа  нашего нижнего мира).
    
      Располагаются они тоже над той буквой,  которой они главнее. Так в слове «Крест», ключевое С-титло ставится над «Рцы». Значит  здесь ключевой  смысл не в том, что крест что-то «изрекает»  (Рцы), хотя в термине он стоит раньше  «С», а  его «Слово», т. е.   и н ф о р м а ц и я ,  которую он в себе несёт...
     В  некоторых важных,  но не титулованных словах (не содержащих в себе титл) в церковных текстах, тоже нередко, назначают «старшую» или «ключевую»  согласную. В таком случае её выносят  н а д   словом, но только без титла.  Их роль может играть  практически    л ю б а я    согласная...

   Вместе со смыслом знака титло-титул  в русской грамоте было утеряно и понятие  мировой Иерархии. В "усечённом" мире остались только производные Иерархии - Пространство и  Время...
Но это уже совсем иная тема