Найден второй том

Станислав Бук
Найден второй том «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя!



По этой ссылке читатель найдёт источник сенсации.

Такая находка действительно сенсация века, хотя журнал поместил это сообщение как рядовое событие в ленте новостей. Конечно, для кого-то это и не событие…
Но каким образом мог сохраниться второй том, якобы сожжённый писателем?
На этот счёт существуют несколько версий.

Версия Первая.
Николай Васильевич каждую главу переписывал по нескольку раз, посылал написанные черновики друзьям, а получив отзывы, переписывал вновь. Однако после публикации книги «Избранные места из переписки с друзьями» и разгромного письма Белинского, некоторые респонденты отвернулись от Гоголя. Возможно, кто-то из них не возвратил Гоголю копии тех глав, но и не уничтожил их, а сохранил в семейном архиве. Потомки такого человека могли оставить всё как есть, чтобы не бросать тень на утаившего рукопись.

Версия вторая
В те времена во многих культурных семьях велись рукописные журналы, в которые переписывались произведения писателей, представленные по-дружески до вымарывания текста цензурой, что во второй половине 19-го века было в порядке нормы.
Вот в один такой рукописный журнал и попали все главы второго тома.

Версия Третья.
Большое влияние на Гоголя имел его духовник священник отец Матвей Константинопольский. О нём пишет исследователь творчества Гоголя В.Гиппиус так: «был истовый священник, большой молитвенник, но ему были чужды и проблемы культуры (в широком смысле) и, в частности, проблема эстетическая. Он наткнулся в Гоголе на глубокую привязанность к искусству – это было совершенно и чуждо, и неприятно о. Матвею, казалось ему лишь искушением. Известно, что после одного резкого разговора (подробности которого мы не знаем), о. Матвей потребовал от Гоголя, чтобы он отрёкся от Пушкина…»
После сожжения рукописей наутро Гоголь плакал и сказал А.П.Толстому: «Вообразите, как силён злой дух! Я хотел сжечь бумаги, давно уже на то определённые, а сжег главы «Мёртвых душ», которые хотел оставить друзьям на память после моей смерти».
Но  Николай Васильевич содержал свои бумаги в особом порядке; всё было рассортировано по папкам. А черновики и наброски, ставшие ненужными, он сжигал и прежде
О.Матвей как-то проговорился, что он и сам хотел бы сжечь то, что писал его подопечный.
При таком раскладе о.Матвей мог похитить беловую рукопись второго тома. Тертию Филиппову О.Матвей говорил: «Гоголь сожег, но не все тетради сожег, какие были под руками» (Примечание №140 в книге В.Гиппиуса «Гоголь»).

Версия Четвёртая.
Некоторые современники подозревали А.П.Толстого в том, что он, создавая атмосферу мистификации вокруг образа Гоголя, утаил беловую рукопись второго тома, каким-то образом получив её то ли из рук самого писателя, то ли взяв её без ведома, будучи в дни сожжения рядом с Гоголем.
Этому могла способствовать и обида графа на Николая Васильевича: в статье XIV «О театре, об одностороннем взгляде на театр и вообще об односторонности» бросаются в глаза рассеянные в ней упреки Толстому в односторонности: «Хорошо, что покуда вы вне всякой должности, и вам не вверено никакого управления, иначе вы, которого я знаю, как наиспособнейшего к отправлению самых трудных и сложных должностей, могли бы наделать больше зла и беспорядков, нежели самый неспособный из неспособнейших…»
 ( http://az.lib.ru/g/gogolx_n_w/text_0150.shtml )
В заключительной главе своей книги «Гоголь» В.Гиппиус пишет: «В воспоминаниях доктора Тарасенкова, лечившего Гоголя, за словами о сожжении (они почти совпадают с погодинским вариантом) следует разговор А.П.Толстого с Гоголем. Толстой сказал: «Это хороший признак – и прежде вы сжигали всё и потом писали ещё лучше». После этих слов Толстого Гоголь сделался спокойнее, перестал плакать.

Версия Пятая.
К предложенным четырём версиям я предложу ещё одну, пятую, которая может показаться читателю совершенно невероятной, но… на которую меня натолкнуло сообщение о смерти известного итальянского писателя Умберто Эко.
В популярной книге «Имя розы» этот писатель открывает тайны монастыря ордена бенедиктинцев в одном аббатстве на севере Италии. В том монастыре была тайная библиотека под условным названием «предел Африки». За попытку проникнуть в неё полагалась смерть. И действительно один за другим гибнут несколько человек, которые в перспективе могли претендовать на место Библиотекаря. Оказывается, среди рукописей было некое сочинение Аристотеля, публикация которого подорвала бы сами основы католической религии. Действовал принцип иезуитов: вредную книгу надо хорошо охранять от посторонних глаз, но и беречь; а сжигать нельзя, так как впоследствии сам факт сожжения может статься недоказуемым, или появятся подделки, фальшивки.
Гоголь, будучи в Италии, написал книгу «Выбранные места из переписки с друзьями», которая явилась примером богоискательства. Идея «от души к разуму» характерна для православия, но вредна для католической ветви христианства, проповедующей путь «к душе через разум». Ожидаемый второй том «Мёртвых душ» должен был стать вещью, подрывающей основы католичества, а сам писатель – попасть в поле зрения какого-то радикального ордена.
В девятнадцатом веке библиотеки, подобные описанной Умберто Эко, были, конечно, и в монастырях других аббатств. Зная об изворотливости тайных агентов тех орденов, а также о том, что в Россию часто приглашались итальянцы –  архитекторы и гувернеры, – можно предположить, что беловая рукопись второго тома была похищена таким агентом и препровождена в хранилище монастырской библиотеки хотя бы того же ордена бенедиктинцев, известного собирательством рукописей и редких книг.
А иначе почему рукопись Второго Тома обнаружена не в России, а на Западе, хоть и в США?

Таким образом находка Второго Тома поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» вполне объяснима.
Как не вспомнить слова Михаила Булгакова «Рукописи не горят»!!!

З.Ы. Ещё одна ссылка под занавес: http://itsnow.ru/-197113.html
 
Disinformazione Umorismo
  il giorno del primo di aprile