Мои встречи с волками

Александр Георгиевич Гладкий
В молодости я активно занимался охотой, а рыбалкой – всю сознательную жизнь до сих пор. Однако, на охоте волка не встретил ни разу и в охоте на него не участвовал. Бывая на охотничьих выставках, рассматривая трофеи, в частности, волчьи шкуры, неоднократно удивлялся размерам этого хищника. Казалось, что шкура растянута, не может волк быть таким громадным, но что это так убедился воочию.

Восьмидесятые годы, январь месяц, Ивьевский район Белоруссии, северо-запад Налибокской пущи. Я шел через лес по гравийной, заснеженной свежей порошей, дороге из деревни Лежневичи в деревню Чапунь, а это 10 километров. Автобус в те времена по этой дороге ходил два раза в день, утром и вечером. Это была середина дня, ждать его не хотелось, а пройтись после загазованного города по чистому воздуху было в удовольствие.

Недоходя деревни Козевичи, справа был лесопитомник, засаженный кустами аронии, другими древесными культурами и возле него дорога поворачивала направо. Вокруг густой смешанный лес. Миновав этот поворот, не далее, как в 50 метрах от меня, я увидел выходящего на дорогу волка. Впечатлили, как размеры зверя, так и его поведение. Увидев его, я замер на месте, но испуга не было, а была радость от такой редкой встречи. Волк был очень крупный и красивый. Зимняя серо- бурая шерсть делала его просто огромным, звериной мощью от него веяло на расстоянии. Зверь повернул голову в мою сторону и остановился прямо на дороге, пристально глядя на меня и, видимо, оценивая, что это, опасность или добыча. Шерсть на загривке ощетинилась. Поглядев на меня несколько секунд, зверь видимо, посчитал меня безопасным и невкусным, потому, что размеренным шагом, с “чувством собственного превосходства”, перешел дорогу и скрылся в густом лесу. Постояв для верности пару минут и я продолжил свой путь. Подойдя, к ясно отпечатавшимся на снегу, следам я попробовал накрыть след своей ладонью. Размер следа совпал с размером моей ладони. Мне встретился матерый волк.

Другая встреча произошла летом, в августе, уже в девяностых годах, тоже на северо-западе Налибокской  пущи. Вдвоем с другом мы рыбачили спиннингами на Западной Березине, поднимаясь пешком в верх по течению по правому берегу от впадения речки Чапуньки к хутору Поташня. Пройдя уже около десятка километров по пущанским дебрям, спускаясь к воде для заброса и вновь взбираясь на крутой берег, мы дошли до места, называемого местными Вилькини, изрядно устали и решили присесть под кустом на берегу, прекусить и передохнуть в тени на траве. Перекусывая и изредка в полголоса перебрасываясь фразами, я смотрел на противоположный берег, на котором в метрах семидесяти от нас выше по течению реки, появились два серо-бурых силуэта. “Волки” - шепнул я товарищу и мы, замерев лежа на траве и затаив дыхание, стали за ними наблюдать.  Пара волков, по видимому, самец и самка, так как один был крупнее другого, выйдя из леса остановились на берегу прислушиваясь и принюхиваясь. Затем подошли к воде и меньший, благополучно переплыв на наш берег, стал отряхиваться как собака. Второй волк наблюдал это с берега и вошел в воду только когда первый уже был на берегу. Переплыв половину реки, он вдруг резко развернулся и поплыл обратно. За ним с нашего берега в воду бросился меньший волк и выйдя на берег они, не отряхиваясь, быстро скрылись в зарослях. Подумалось, насколько чуткий зверь. Несмотря на то, что ветер был от волков в нашу сторону и мы лежали на траве не шелохнувшись, он нас обнаружил и немедленно удалился.