Страх пришел позже

Рустам Тухватуллин
СТРАХ ПРИШЕЛ ПОЗЖЕ
Наверное, в жизни довольно многих людей были ситуации, когда они чудом избежали смерти. Причем, зачастую, такая опасная для жизни ситуация возникает мгновенно и совершенно неожиданно. И лишь какая-то счастливая случайность спасает человека от смерти или тяжелой инвалидности. В такие моменты человек испугаться не успевает. Страх приходит позже. Приходит по-разному. Иногда страх охватывает все тело, руки – ноги становятся ватными, голова перестает соображать. Иногда – особенно, если событие произошло в детстве – страх приходит уже только тогда, когда человек повзрослел, и вдруг вспомнил давнее происшествие и с испугом подумал, что чудом остался жив. У меня таких событий было несколько, и в детстве, и в молодости, и после пятидесяти.
СКВОЗЬ ТУМАН
Еще один случай, когда я чудом избежал смерти, произошел где-то в 2003-2004-м годах. Поехал я на своей Окушке в Казань по делам, заодно проведать свою дочку – студентку. Стояла чудесная осенняя погода, ярко светило солнце. Но вскоре я въехал в густой туман, и почти всю дорогу пришлось ехать со скоростью 60 – 70 километров в час, зачастую в колонне за КАМАЗами, поскольку надо быть самоубийцей, чтобы идти на обгон при таком тумане. Но ничего, ехал долго, но доехал без приключений, к тому же, вскоре после моста через Каму туман рассеялся. Удачно сделал все дела, заночевал на съемной квартире дочки, и утром поехал обратно. Ярко светит сентябрьское солнце, погода чудесная, асфальт на выезде из Казани чудесный, свежий и сухой, настроение у меня замечательное, еду, рулю. Где-то ближе к Каме вдруг въехал в густой туман. Сразу снизил скорость, еду осторожно, навстречу – длинная колонна КАМАЗов. Из-за тумана конца колонны не видно. «Только бы какой-нибудь самоубийца не поехал навстречу мне на обгон КАМАЗов!» - подумал я, ведь обочина узкая, справа – обрыв, внизу – лес, слева – колонна КАМАЗов, и - вдруг, из тумана навстречу мне лоб в лоб вылетела оранжевая девятка. У меня скорость шестьдесят, у него – сто, ведь он идет на обгон, суммарно – сто шестьдесят км в час, или пятьдесят метров в секунду, а видимость – меньше пятидесяти метров. Я сообразить ничего не успел – руки сами рванули руль вправо, и тут же влево. Машина, чиркнула правыми колесами по обочине, девятка промелькнула слева от меня буквально в сантиметрах, и исчезла в тумане. Исчезла и колонна КАМАЗов. Очнулся я только километров через тридцать, когда машина вдруг запрыгала на ухабах. Только тогда я дал по тормозам, и огляделся. Оказывается, все это время после колонны КАМАЗов я ехал, судорожно вцепившись руками в руль, а голова отключилась. В таком состоянии ехал по прямой до моста через Каму, проехал мост, доехал до кольцевого Алексеевского поворота, на котором надо было повернуть направо на кольцо, а я же съехал по прямой с трассы на остатки асфальта старой дороги. И вот только тогда, остановив машину, я испугался. И напряженные руки-ноги стали ватными. Только посидев полчаса, выйдя из машины, размявшись, я смог ехать дальше. До Альметьевска доехал без приключений. Опять меня спасло от смерти стечение благоприятных обстоятельств. Во-первых, асфальт был сухой. Во-вторых, ехал я на Оке, габариты которой по ширине меньше, чем, например, у классики – на 20 см, к тому же Ока – очень легкая в управлении. Повезло, что колонна КАМАЗов ехала близко к обочине, повезло, что ни у меня, ни у водителя девятки руки не дрогнули. Повезло, что цвет девятки был оранжевый, а не белый, как у моей Оки, иначе в белом тумане я бы не успел среагировать. И вот стечение всех этих обстоятельств одномоментно и можно назвать чудом. Это я сейчас понимаю. А тогда я испугаться не успел. Страх пришел позже.