Ключи

Ольга Алексова
  "Никогда не теряй терпения – это последний ключ, отпирающий двери"
Антуан де Сент-Экзюпери



 Самое тёплое дерево растёт за домом Косой Таси. Можно было бы прошмыгнуть побыстрее к нему: сначала во двор, а потом - мимо окна. Шмыг - и всё! Но Тася говорит, что "шмыг" - слово хитрое. А у хитрого начала плохой конец. Тася разговаривает уголком рта. Концы её белого платочка, перетянуты узлом под подбородком и  свисают так  низко, что один она заправляет в кофту за синюю пуговку, а другим всё вытирает и вытирает глаза. У неё там слёзки радости. "Видишь, - говорит,- рот-то мой не может улыбаться, вот глаза и смеются"
- Слезами ? - шепчу я Тасе.
- Ну! - тёплая Тасина ладошка гладит мою голову.
И дерево за её забором  у спуска к реке тоже тёплое. Сосна. Мне Тася показала.
- Ну-ко, утри личико-то... Иди-ко чего покажу, - она взяла мою ладошку, и мы пошли к сосне. - Обними-ко двумя ручками её.
Рук мне не хватает, я прижимаюсь щекой к тёплому стволу и закрываю глаза.
- Вооот, - гладит меня по спине Тася.
  Все мои обиды уходят.
  Мы с сосной обнимаемся. А потом я открываю глаза и смотрю  за реку. Там лес, за лесом железная дорога. Так далеко, что её и не видно, и не слышно.  Я проверяла. Даже вон с той тонкой ветки нашей сосны всё равно не видно. Выше я не могу забираться. Тася и так меня ругает, что трЯхнусь и костей будет не собрать.
Мне смешно про "костей не собрать". Когда я разбила бабушкин кувшин на мелкие кусочки, то никак руками собрать не могла, только веником получилось. Вот мне и смешно, что меня веником будут собирать. Но пока этим веником бабушка только грозит мне. Я её не боюсь. Бабушка никогда не ругает, а только смотрит мне в глаза.  И даёт очень важные задания.
- Олька, на-ко ключик... Отопри мой ящичек в буфете и принеси ...
- Знаю! В магазин, да?
В кулачке спрятался тайный ключик: тонкая ножка и круглая головка. Это ключик от бабушкиных секретов.
- ... смотри за Тасей, она скоро магазин пойдёт открывать.
- ... бабушка, я ей помогу!
- ... что ты поможешь-то?
- ... ключ донести.
- ... ну беги давай.

  Тасин ключ ого-го какой! Его одной рукой не удержать. Тася может, а я не могу. Я его на плече ношу. Тася смеётся и говорит, что я у неё ключница. Мы с ней открываем склад:  сначала снимаем замок,  а потом Тася двумя руками вставляет в дверь большой ключ и ... Там что-то щёлкает, потом лязгает, потом дверь скрипит и отворяется. Сама. Будто она с ключом своим так договорилась. Тася  вздыхает "ну и слава Богу! " и берёт коробку с фруктовым сахаром :
- Красный или зелёный?
- Зеленый...
Я открываю рот и зажмуриваю глаза. Большой ключ будет  ждать Тасю до самого вечера.  А мне теперь - с хлебом- бегом к бабушке.
- Бабушка! Открыли "слава Богу!"
- Открывать - не закрывать...
- Почему?
- Это уж ты сама решай

  На Троицу всегда идёт дождик, и Иван Михалыч после службы опять будет пьяненьким сидеть у своих железных дверей и крутить в руках связку ключей на большом железном кольце. Он поп в церкви. Кажется... А раньше был просто на войне. Дед говорит, что наш человек, но в его церкву всё одно не пойду.
- Пойдёшь! Ему лавку надо починить в приделе, - бабушка улыбается.
- Лавку поправлю, а в церкву не пойду! Олька, будем Иван Михалычу лавку править?
- Ага! Надо приделить...
Бабушка смотрит мне в глаза:
- Платочек  возьми.
А дед суёт в мои руки ключ от сарая:
- Беги-ко открой.
У деда ключ на колечке, чтобы можно было легко повесить на гвоздик. Гвоздик высоко вбит в стену у двери, на мосту* . Дед сказал:
- Трогать без меня нельзя. Точка. Пошли покурим.
Понятно: дед на крыльцо, а я - за газеткой и махоркой в дедов ящик.
- Дед, почему бабушка свой ящик закрывает? как Тася...
- А у каждого свои захмычки: бабушка - ключиком, а я "точкой" закрываю
- Чтобы легче открывать, да?
Дед прижимает меня к себе :
- Другая "точка" крепче любого ключика.
- И Тасиного?
- ... всякого. Беги-ко давай, не дыши здесь куревом моим.
- Я вперёд тебя  приделывать буду, - хватаю я бабушкин платочек и несусь вприпрыжку к Иван Михалычу.

- Дед уже идёт! - кричу я, подлетая к церкви.
- Здравствуй , Оленька, - поворачивается ко мне старик.
- Ой... Здравствуйте,  - затихаю я.
- Ну и славно. Садись рядом , - прихлопывает ладонью по скамье.
Мы ждём деда и молчим.
  Я играю концами платка и смотрю, как Иван Михалыч перебирает ключи на кольце. По одному, поглаживая каждый сухими длинными пальцами.
- Вы тоже ключник, да?  У кого? Я - у Таси!
Старик улыбается:
- Хочешь всё-всё открыть?
- Хочу.
- А не страшно?
- Чего?
- Откроешь и разобрать надо будет, что увидишь...
- Разберу, - смело вру я.
- Ну Бог тебе в помощь, милая, - улыбается Иван Михалыч.

  Вечером я шепчу в подушку:
- Не боюсь я открывать: маленький - у бабушки, с колечком - деда, Тасин большой-пребольшой... ещё Иван Михалыча...  Открывать - не закрывать. Закрывать страшно. Вдруг это всё? Раз - и всё!
Ночью мне снятся двери и замки, скрипят половицы, пробиваются лучи сквозь щели и кто-то тихо шепчет: не прошмыгни мимо, у хитрости плохой конец.

***
Посылка твоя меня удивила. И даже немного испугала: а вдруг не разберу? Внутри небольшой коробки что-то призывно позвякивало, подогревая интерес.
А потом я долго перебирала, поглаживая каждый ключик из коллекции, вспоминая то одну, то другую истории. Про то, как открывали вместе, а потом поочерёдно закрывали то одно, то другое, так и не найдя никаких решений.


*мост - холодное помещение перед входом в избу.