Волосогрызка

Людмила Болотова
Закончился мой первый год учёбы в Горьковском институте инженеров водного транспорта или сокращённо ГИИВТе. Ныне это учебное заведение именуется уже Академией.

После сдачи экзаменов студенты всех факультетов разъезжались на лето в разные стороны. Судоводителей, механиков и кораблестроителей ждали плавательские практики на судах река-море и практики на предприятиях водного транспорта.
Студентов факультета подъёмно- транспортных машин или пэтээмщиков ждала практика в крупных речных портах. Ну, а те, у кого не было в  этот период практик, разъезжались стройотрядами кто на стройки, а кто на уборку урожая.

Экономический факультет, где я училась, а точнее – первокурсники - ежегодно выезжал на всё лето в Молдавию на сбор помидоров или винограда.

Узнав, что первый курс пэтээмщиков едет в Сибирь в порт Осетрово, что на реке Лене, я лишилась покоя. Ведь я в школе мечтала стать геологом и мне так хотелось попасть в Сибирь! Брат мой, Валерий, который учился на механическом факультете, понял меня и через своего знакомого договорился в комитете комсомола института о том, чтобы меня с подругой Татьяной взяли с собой пэтээмщики.

Мы приехали в город Усть-Кут, где находится порт Осетрово и заселились на территории, специально выделенной речным портом для проживания студентов.
Девчонкам предстояла работа приёмосдатчиками в порту. Суть её сводилась к сверке реквизитов накладных на прибывший в железнодорожных вагонах груз - речных и морских контейнеров, проверке сохранности их пломб. Также мы должны были мелом крупными буквами писать на контейнере название пункта, куда его следовало затем доставить на речных судах по реке Лене. Согласно этой надписи контейнера развозились нашими ребятами на карах и складировались на бетонированной площадке порта рядами и один на другой согласно направления отправки.

Первый рабочий день выдался очень жарким. Солнце с утра палило нещадно. Позднее мы узнали и сибирскую дневную жару, и летние сибирские морозы, когда в ночные смены зуб на зуб не попадал от холода! Ведь климат там резко континентальный!

Нам с Татьяной мастер участка объяснил суть работы.

- Ну, вы, это… только не бойтесь! У нас тут волосогрызки летают! – предупредил он и, ничего больше не сказав, убежал на другой конец портовой площадки.

Нам выдали накладные на прибывший груз и направлением руки показали место работы. Осторожно выглянув за дверь диспетчерской, мы, оглядываясь по сторонам,  побрели к железнодорожным вагонам, что ждали выгрузки.

Время шло, мы старательно осваивали новую работу. На нас никто не нападал, и мы как-то забыли о предупреждении мастера. А, оказывается, зря!

Часов в одиннадцать по местному времени в воздухе стали мелькать какие-то  существа. При этом в воздухе раздавался ещё и непонятный треск. Вскоре летающих тварей стало так много, что они уже не хотели нас облетать стороной, а неслись прямо на нас. Мы визжали, бегали по площадке, пригибались и отбивались от существ папками с накладными.

Стропальщики, что зацепляли на вагоне контейнер к стропам крана, грузчики, что принимали контейнер на площадке, смеялись над нами чуть не до слёз.

- Ну, всё девчонки, ходить вам с сегодняшнего дня лысыми! Да и наряды они ваши усищами как ножницами быстро почикают! – говорили рабочие.

 Видя наш неподдельный испуг, они сжалились над нами и пояснили, что эти монстры  есть не что иное как волосогрызки. Если волосогрызка сядет на волосы и стриганёт своими усами, то на голове непременно будет плешь. Ну, а если сядет на одежду - будет дырка.

Волосогрызки были чёрными и очень большими! Мне казалось тогда, что если бы её зажать в руке, то с одной стороны торчали бы усы, а с другой стороны сжатого кулака – ноги мерзкого существа.

В обеденный перерыв, встретившись с нашими ребятами в столовой, мы поделились с ними своими страхами. Парни нас успокоили и обнадёжили, сказав, что нас просто разыграли насчёт плешивости и дырок.
 
На самом деле, это жук-усач или  дровосек. Также его называют жук-стриж, стригун.  Народная молва дала им ещё одно название - волосогрызки. Стрижами их прозвали за их черный хитин и гигантские усы, по длине превышающие длину тела, а волосогрызками их стали называть за повадку запутавшись в волосах, противно скрежетать и перекусывать волосы. В целом, люди не зря их боятся. Некоторые утверждают, что они иногда кусаются и очень больно. К счастью, это бывает очень редко. Большинству из нас просто неприятно ощущение того, что по нему ползает отвратительное насекомое.

  Известно около двадцати тысяч видов усачей. Распространены они начиная с тропических стран и заканчивая Сибирью. Наиболее часто встречается большой еловый или пихтовый усач. «Вредничают» эти жуки-усачи и в наших лесах, встречаются и на территории домашних  хозяйств.

Заселяют жуки ослабленные, отмирающие деревья, а также и практически здоровые деревья. Портят они и уже заготовленные хлысты и брёвна, нанося большой урон и лесозаготовителям.

Длина их тела в среднем составляет 3 см, но в некоторых странах встречаются и гиганты до 20 см! Как правило, крупные жуки чёрной, редко бурой окраски, имеют сильно развитые верхние челюсти. Усики тонкие и длинные, всегда превышают длину тела, при этом у самцов нередко очень намного — в 1,5-2,5 раза.

Массовый лёт жуков в лесах Сибири начинается при среднесуточной температуре выше 13° С, при температуре более 20° С интенсивность лёта усиливается, а при ее падении ниже 10° С резко уменьшается. Обычно лёт наступает в третьей декаде июня, бывает массовым в первых двух декадах июля и заканчивается только в сентябре.
Усы самцам нужны для поиска подруги. У самок сильно развито обоняние и в этом не последнюю роль также играют усы. Полетав туда-сюда, самка по только ей одной известным признакам находит подходящее дерево для откладывания яиц. Устраивает их она в щели коры по одному. Всего самка за свою короткую трехмесячную жизнь кладет до 100 яиц.

Личинки развиваются сначала под корой, а затем в древесине, нанося ей технический вред своими широкими ходами, которые ещё называют червоточинами. Сильная мускулатура и мощные челюсти личинок позволяют им разгрызать даже мягкие металлы, если они преградят им путь, соприкасаясь с древесиной. В лесу несколько личинок усачей могут вывести из строя целое дерево, а на складах – попортить и сделать непригодными заготовленные бревна и другие деревянные конструкции. Читинский писатель Георгий Граубин в книге «Моя страна Сибирь» описывает случай, когда под Красноярском  на ослабленные пожаром сосны напали усачи, и их личинок в древесине было так много, что в лесу слышался непрерывный шум, как во время дождя.

Личинки усачей в тропических странах настолько крупны, что в Африке, Китае, Индии, Новой Зеландии употребляются местным населением в пищу и даже считаются лакомством.

Лесам Нижегородской области наносят большой урон лесные пожары и различные вредители. Один из которых – жук-усач: чёрный сосновый, малый и большой чёрный еловый. Принимаемые меры к спасению хвойных лесных пород явно недостаточны.
Говорят, что в регионе скоро может не остаться здоровых елей. А как же тогда Новый год без лесной красавицы на наших площадях?

 Хотя это мероприятие также как и жук-усач или волосогрызка губит деревья, причём самые сильные и красивые.

… Каждое лето, с наступлением июньской жары, множество городов окруженных лесами, начинает одолевать напасть: большие, черные, усатые жуки летают над разогретыми тротуарами и метко присаживаются на волосы и шеи прохожих, вызывая в них неподдельный ужас и трепет.
   
Согласитесь, неплохое начало для какого-нибудь ужастика?               
 
               
20.03.2014 г