Неслыханные слова

Владимир Воропаев
В прошлом году умер мой хороший товарищ, с которым у нас были более, чем дружеские отношения, но духовные – мы были знакомы  как прихожане одного храма. Однако встречались мы не только в церкви, но и по разным мелким нуждам, а когда со мной случился инсульт и я не мог выходить из дома, то он периодически навещал меня, и мы вели духовные беседы.
Надо сказать, что, несмотря на его хождение в храм, он был как бы «церковно не образованным» и я иногда удивлялся его наивным вопросам. Впрочем, я быстро привык к этому и волей неволей стал его руководителем в духовной жизни. Приходя ко мне, он нёс несколько своих недоумений и выкладывал их, чуть ли не с порога, а потом, разрешив интересующие его вопросы, мы продолжали говорить о попутных духовных вещах, в которых каждый находил для себя очередное открытие.

Всю жизнь он был таксистом, «зашибал копеечку», как он сам выражался и других особых интересов не имел – всё вертелось вокруг бензина, машины, деталей к ней, семьи и политических склок.
На пассажиров своих он смотрел не как иначе, как на средство заработка, но вот случился с ним такой непонятный случай.

«Как-то раз я перевозил одну женщину, с одного места города на другое и хотя она была не болтлива, рядом с ней чувствовалась какая-то словесная заполненность. По-привычке я размышлял: сколько же с неё можно «срубить» - на вид женщина небогатая, одета не броско, аккуратно, спокойная и в словах и в глазах – таких редко встретишь в наше время.
Когда мы приехали на нужное место, она спросила:
«Сколько я должна вам?»
И неожиданно для себя я назвал сумму даже ниже той, которая была бы нужна за проезд. Она рассчиталась со мной и, выходя из машины, сказала:
-Спаси вас Господи.
За всю свою сорока семилетнюю жизнь не слышал я таких слов! Настолько они поразили меня, что я некоторое время отрешенно втыкал скорость и никак не мог воткнуть.
Весь день возил я эти слова в себе и даже ночью они не раз приходили в мою сонную память, а на следующий день заехал в церковь поставил свечку. Кому, почему? даже не задумывался – поставил и всё тут.
С этого дня я почти каждый день заезжал при случае в храм поставить свечечку, приглядываясь к людям: что и как кто делает. Научился накладывать на себя крестное знамение, прикладываться к иконам, иногда утром попадал на службы – постою немного посмотрю, послушаю…

Так постепенно узнал, когда начинаются службы, стал ходить на них; появились новые знакомые, иногда встречал ту женщину, которая пробудила во мне спящего человека; она работала в книжной лавке храма; стал я покупать и читать книги.
А ещё научился говорить эти удивительные слова: «Спаси Господи» и с какой-то радостью произносил их при всяком случае. Оказывается слово «спасибо» произошло от них – «спаси Бог», а я и не знал этого.
Так и с тобой познакомился, слава Богу, вообще – жизнь переменилась довольно круто…»

Март 2016 год,
г. Алчевск