БРАТ. Детектив

Александр Аввакумов
               

Лето 1992 года. Виктор Абрамов сидел за столом, читая суточную сводку совершенных преступлений. Он оторвался от чтения и протянул руку к трубке телефона, который с надрывом звонил у него на столе.
- Слушаю, - устало произнес он. – Что случилось?
- Здравия желаю, -  произнес дежурный. – Виктор Николаевич, к вам рвется этот мальчишка. Говорит, что у него к вам большое дело. Мы его вчера кое-как выдворили из приемной, так он сегодня снова пришел и сидит с утра.
- Что ему нужно? – поинтересовался Абрамов.
- Не говорит. Хочет рассказать только вам.
- Хорошо, проводите его ко мне. Вы меня заинтриговали.
Виктор подошел к окну. Оперативная группа, которую он возглавлял, вот уже третью неделю старалась выйти на след преступников, которые с регулярным постоянством совершала разбойные налеты на автостоянки и угоняла КАМАЗы.  Все нападения преступники совершали в форме сотрудников милиции, и вскоре по Набережным Челнам поползли не совсем здоровые слухи  о том, что эти преступления совершаются вовсе не преступниками, а работниками правоохранительных органов. Городское управление внутренних дел, похоже, расписалось в своей беспомощности, и руководство МВД приняло решение командировать в Челны оперативную группу, которую он и возглавил. Однако, несмотря на все усилия выйти на след преступников им не удавалось.
Накануне вечером произошел не совсем приятный разговор между Виктором Николаевичем и заместителем министра, который в довольно резкой, не свойственной ему манере отчитал его за отсутствия положительных сдвигов в этом довольно не простом деле. Сначала Абрамов попытался оправдываться, но вскоре понял, что его доводы, в принципе не совсем интересуют заместителя министра, для которого нужен был результат, а не проблемы и сложности подчиненного.
А проблем было множество, и самая главная из них – отсутствие оперативных позиций у его группы в этом городе. Всю ночь он просидел за столом, изучая уже в который раз оперативные дела по этим нераскрытым преступлениям. Абрамов пытался найти то, что мог пропустить при первом изучении.
«Где же они прячут эти похищенные автомашины – думал он. – Все автостоянки ежедневно проверяются сотрудниками милиции, выезды из города тоже перекрыты, и за все это время ими не было обнаружено ни одной похищенной машины».
Он хорошо знал, что в жизни не бывает нераскрываемых преступлений, что наверняка есть люди, то есть свидетели, и сейчас его сотрудники делают все, чтобы выявить их. Однако время шло, а реальных результатов группе добыть не удавалось. Ни охранники автостоянок, ни водители, которые ночевали в своих машинах, не могли описать не только внешность налетчиков, но даже их количество. Кто говорил о трех преступниках, кто-то о пяти. Единственное, в чем сходились их заявления, так это то, что все налетчики были одеты в форму работников милиции и вооружены огнестрельным оружием.
Абрамов повернулся и посмотрел на паренька лет пятнадцати, который в нерешительности топтался около двери. У него были рыжие волосы, которые словно крохотные лучики солнца поблескивали в свете электрических ламп.
- Проходи, присаживайся, - предложил Виктор Николаевич. – Чай пить будешь?
Парнишка отрицательно покачал головой и осторожно присел на краешек стула.
- Зря отказываешься. Чай у меня хороший, индийский. Мне вот вчера подарили пачку.
Виктор наполнил свой стакан. Аромат, заполнивший кабинет, несколько смягчил казенную обстановку. Подросток устроился на стуле поудобнее.
- Как тебя зовут? Сколько тебе лет? – спросил его Абрамов.
- Зовут меня Евгением, мне пятнадцать лет.
- Что тебя привело ко мне, Евгений?
Краска залила веснушчатое лицо паренька, растворив многочисленные конопушки.  И тут же выражение его стало серьезным, и Евгений немного наклонившись вперед, спросил:
- Скажите, Виктор Николаевич, что бывает за хранение наркотиков?
- Как тебе сказать, Женя. Это тяжелая статья и по ней чаще всего сажают.
- Вот и хорошо. Тогда слушайте меня. Мой брат – наркоман, и я знаю, где он хранит наркотики. Если вам интересно, то я могу показать это место.
Абрамов едва не лишился дара речи: мыслимое ли дело, Павлик Морозов в новой капиталистической России!
- Слушай, Женя. А почему ты это не рассказал местным сотрудникам милиции, а пришел ко мне. Ты что, им не веришь?
Паренек немного смутился и почему-то посмотрел по сторонам, словно лишний раз старался убедиться в том, что наедине с оперативником в этом кабинете.
- Я им не верю. Я несколько раз видел, как к нашему дому подъезжала милицейская машина и забирала моего брата. Однако он снова каждый раз возвращался обратно домой. Это еще не все. В последнее время у брата появились большие деньги. Раньше он их тратил на наркотики, а теперь у него денег столько, что он их прячет.
Абрамов сделал несколько глотков чая, восстановив душевное равновесие.
- Скажи, Женя, а с кем вы живете?
- С бабушкой. Родители уже три года живут и работают в Германии.
- А бабушка твоя тоже в курсе того, что ее внук наркоман?
- Нет. Она не знает об этом. Она старая и не лезет в наши дела. Я вчера, когда проверял тайник брата, увидел – там, в тайнике лежит милицейская форма. Откуда она у брата, я не знаю.
Словно разряд электрического тока ударил в голову Абрамова: вот она удача, о которой он и его товарищи мечтали все это время!
- Скажи, Женя, а давно форма у твоего брата?
- Да месяца три, наверное. Я еще хотел его как-то раз спросить об этой форме, но вовремя сдержался. У него даже милицейское удостоверение есть. Оно лежит в тайнике вместе с формой.
Абрамов встал из-за стола и, забыв о чае, подошел к окну. Ему открылся вид на дорогу, по которой коллеги – сотрудники городского управления – спешили на службу к началу рабочего дня. Виктор Николаевич повернулся лицом к необычному посетителю.
- Вот что, Евгений, я сейчас направлю вместе с тобой двух своих сотрудников. Ты покажи  им тайник своего брата, пусть они его тщательно осмотрят.
- Виктор Николаевич! А что мне будет за это? – поинтересовался «Павлик». – Премию дадите или нет?
- если ты не соврал, то, конечно, получишь вознаграждение за помощь сотрудникам МВД.
Абрамов быстро набрал номер телефона.
- Станислав! Зайди ко мне.
Прошло минуты две, и в дверях кабинета появилась могучая фигура оперативника. Поздоровавшись с начальником, он внимательно посмотрел на паренька, который уже освоился в непривычной обстановке и совершенно спокойно отреагировал на появление незнакомого мужчины.
- Станислав! Этот молодой человек только что рассказал мне о своем родном брате, который злоупотребляет наркотиками. Говорит, что готов показать нам место хранения. Главная фишка в том, что, по его утверждениям, в тайнике помимо наркотиков форма сотрудника милиции и удостоверение сотрудника МВД, выданное на имя его брата. Ты понял меня? Возьми с собой двух наших ребят, и поезжайте с Павликом… прошу прощения, с Евгением к нему домой. Если дома застанете брата, задержите его, в отрицательном случае, останьтесь в адресе. Ждать до тех пор, пока не задержите. Задание понятно?
- Все ясно, Виктор Николаевич.
- Раз ясно, бери машину, и езжайте в адрес. Держи меня в курсе всех ваших действий.
Станислав оглядел паренька и поманил его рукой. Когда за ними закрылась дверь, Абрамов облегченно вздохнул и снова подошел к окну. Проследил, как группа Станислава села в автомашину и выехала со двора УВД на улицу.
«Что за странный случай?» - спросил он сам себя и, не найдя ответа, вернулся к столу.

***
Время шло, а от группы Станислава не было ни одного звонка. Абрамов в какой-то момент пожалел, что сам не отправился на задержание наркомана: ждать было не только утомительно, но и очень тревожно. Не выдержав затянувшегося молчания, Виктор Николаевич принял решение поехать в данный адрес и посмотреть, что там происходит.
Около подъезда дома Евгения Виктор Николаевич заметил одного из своих сотрудников, который играл в карты в компании местной молодежи. Они сидели за небольшим сколоченным из досок столом. Рядом на земле валялось несколько пустых бутылок из-под «Вермута». Заметив начальника, оперативник улыбнулся ему и дал понять, что фигуранта нет дома. Абрамов быстро поднялся на четвертый этаж и нажал кнопку электрического звонка. Дверь открыл Станислав.
- Что, Виктор Николаевич, не выдержали ожидания? – спросил он, пропуская шефа в квартиру. – Проходите. Мы здесь пьем чай.
Абрамов прошел на кухню и невольно удивился. За столом помимо Станислава сидела сама хозяйка, женщина лет шестидесяти пяти, Евгений и еще один оперативник. Заметив нового гостя, хозяйка потянулась за новой чашкой.
- Проходите, - дружелюбно произнесла она, - садитесь за стол. Сейчас я налью вам горячего чая.
Абрамов извинился и, отказавшись от угощения, вышел в коридор. За ним проследовал  и Станислав.
- Шеф, все отлично. В тайнике действительно милицейская форма, удостоверение личности и пакет с травой. Согласно удостоверения, братишка этого паренька служит в милицейском батальоне.
Эта новость сразу же расставила все на свои места. Теперь Абрамов понял, почему им не удавалось обнаружить ни одну похищенную преступниками автомашину. Все они, похоже, отстаивались во время их розыска в боксах милицейской части, расквартированной на окраине Набережных Челнов.
Они не успели договорить до конца, когда на площадке остановилась кабина лифта. Из нее вышел молодой человек лет восемнадцати и, посмотрев на мужчин, направился к своей квартире. Остановившись у двери, он еще раз взглянул на незнакомцев и пулей устремился вниз, прыгая через несколько ступеней. Вслед за ним устремился Станислав. Парню удалось выскочить из подъезда, однако он тут же мешком свалился на землю от сильного удара оперативника, дежурившего на улице.
- Давай, Станислав, грузите его в автомашину и в УВД. Ты останешься здесь и проводишь обыск. Нужно все это изъять в присутствии понятых и хозяев кладовки. Встретимся в УВД.

***
Минут через двадцать в кабинет Абрамова ввели задержанного. Под его левом глазом, отливаясь серо-фиолетовым цветом, светился огромный синяк. Глаз заплыл, и от этого лицо парня казалось каким-то неестественным, маленьким и жалким.
- Проходи, Жилин. Присаживайся, - произнес Виктор Николаевич и рукой указал на стул. – Ты знаешь, почему ты здесь.
Жилин отрицательно покачал головой.
- Ты подозреваешься в совершении целого ряда вооруженных разбойных нападений на автостоянки с целью завладения автотранспортом. Отягощает это преступление наличие группы, использование милицейской формы. Так что светит тебе, Жилин, при плохом раскладе лет восемь, если не больше.
Абрамов сразу заметил в глазах задержанного панику, ведь это был не малый срок. Парень невольно поежился и с нескрываемым страхом  посмотрел на милицейского начальника.
- Ты подумай о родителях, бабушке. Как они все это переживут. Впрочем, я смотрю, тебе все это по барабану. Тебя, наверное, больше пугает предстоящая ломка. Ведь  ты, насколько я знаю, еще и наркоман?
Жилин снова вздрогнул, как от удара хлыстом, и втянул голову в плечи. В глазах его заблестели слезы.
- Вы знаете, я не хотел всего этого. Это они меня заставили.
- Кто заставил?
- Однажды меня задержали сотрудники милиции, когда я толкал марихуану в кафе. Они заломили мне руки и усадили в машину. Меня привезли в гараж милицейского батальона, стали там избивать и угрожать, что посадят меня за распространение наркотиков. Мол, у меня есть только один выход, это вывести их на оптовых сбытчиков.  Мне ничего не оставалось делать, и я согласился. В течение месяца они накрыли все эти точки. Они отбирали у сбытчиков наркотики, деньги, зная о том, что ни один из них не пойдет в милицию и не напишет заяву. Все наркотики они передали мне и велели их реализовать. После этого  они предложили принять участие в налетах на автостоянки. Я боялся – убить для них проще простого. Все машины, которые они забирали со стоянок, загоняли в боксы милицейского батальона. Автомашины стояли там около месяца, а затем на них вешали армейские номера и перегоняли в Капустин Яр, где у прапорщика живет его родственник. Он и занимался продажей автомашин, в том числе и похищенных нами КАМАЗов.
- Сколько человек принимало участие в этих налетах?
- Шесть вместе со мной.
- Понятно. Кто был старшим?
- Прапорщик Самойлов. На этой неделе они получили деньги за очередной КАМАЗ и решили купить на них и подарить»Жигули» ротному командиру. Этот офицер знал о налетах, о машинах, что стояли в боксах, и поэтому они решили сделать ему подарок.
- Кто еще из командиров батальона знал о вашей группе?
- Не знаю. Мне кажется, знали многие, так как прапорщик вечно ворчал, когда делил деньги. Говорил, что ему надоели все эти командиры, с которыми нужно делиться.
- В части еще есть похищенные машины?
- Да. Две машины.
Абрамов позвонил по телефону и , когда в кабинет вошел Станислав, попросил его забрать Жилина. Оставшись один, он поднял трубку и связался с начальником Управления уголовного розыска. Доложив о результатах работы, Абрамов устало откинулся на спинку стула. Впервые за все это время он почувствовал, как нервно истощен.
«Вот и все, Абрамов. Ты честно выполнил свою работу. Раскрыл серьезное преступление и теперь этим делом займется воинская прокуратура, а тебе и твоим ребятам разрешено возвращаться обратно в Казань».
Виктор Николаевич встал и привычно подошел к окну, чтобы отвлечься. Отодвинув в сторону штору, посмотрел вдаль. Город жил своей жизнью. По улице мчались машины, куда-то спешили люди, и никто из них не ведал о каком-то наркомане Жилине, дающим показания в соседнем кабинете, - показания, которые ставили жирную точку в серьезном преступлении…

***
Перед тем как покинуть Набережные Челны, Абрамов встретился с Евгением. Рвение, с которым подросток старался упечь родного брата за решетку, занозой застряло в памяти. Хотелось выведать мотивы, двигавшие «плохим хорошим» пареньком.
Последняя встреча с ним состоялась у здания городского УВД. Заметив Абрамова, Евгений резво направился в его сторону.
- Здравствуйте, Виктор Николаевич.
- Здравствуй, Женя, - не без внутреннего содрогания ответил Абрамов. – Позволь мне задать один вопрос. Скажи, почему ты пришел ко мне и рассказал о своем брате? Ты же наверняка знал, что мы его посадим за наркотики.
 Паренек покраснел, а затем, взглянув в глаза оперативника, бойко произнес:
- Да, я знал, что вы его посадите. Если честно, я и хотел этого, ведь при таком раскладе его новый мотоцикл «Хонда», который подарили ему родители, перейдет мне.
Абрамов покачал головой.
- Ты знаешь, я сразу подумал тогда, что именно какая-то корысть привела тебя ко мне. И я не ошибся.
Виктор Николаевич сел в служебную автомашину.
«Надо же, - подумал он, чувствуя, как волна человеческого возмущения и негодования заполняет его сердце. – Вот из таких людей и выходят настоящие предатели. Ему все равно кого предавать, брата или Родину».
Машина тронулась и помчалась в сторону выезда из Челнов. Абрамов не оборачивался.