Прогулки по Тель-Авиву. Часть 3

Борис Готман
   Продолжение
   
   Когда подъехал к  месту будущего банка, условия  площадки, где только что побывал по ошибке, показались мне просто райскими!
   
   Построить в центре города  над двумя улицами, по которым плотным потоком движется транспорт,  более чем 150-метровую высотку…

   Да ещё с двух сторон вплотную к будущим стенам примыкают ветхие двухэтажные дома, которые надо сохранить – эти домики включены во всемирное наследие и находятся под охраной ЮНЕСКО!
    
   Плюс, под этими домами, и под прилегающими улицами надо было построить шестиэтажную стоянку на тысячу (!) машин…
      
   Сегодня мы видим всю эту фантастику, воплощённую воистину героическим трудом сотен рабочих и инженеров.
      
   Начали работы  с устройства так называемой "стены в грунте" глубиной более 60 метров.
      
   Специальное оборудование роет участки траншеи метровой ширины, в которую непрерывно подаётся бентонит – специальный глинистый раствор строго определённой плотности, предохраняющий вертикальные стенки траншеи от обрушения, причём всё это в грунтовых водах. Затем в бентонит погружаются мощные арматурные каркасы и подаётся по трубам специальный бетон, вытесняющий бентонит и образующий стены подземной части.
      
   Да ещё надо было подвесить старые дома с помощью специальных колонн и ферм – ведь под ними тоже надо копать.
      
   Стоянку строили сверху вниз: бульдозеры и экскаваторы сделали выемки в грунте по форме первого серпантина и перекрытия.
      
   Затем уложили мощную арматуру, соединив её с заранее предусмотренными в "стене в грунте" элементами.
       
   На третий день после бетонирования начиналась выемка грунта из-под готового серпантина, подготовка основания под серпантин минус второго этажа – и так далее…
   
   И всё это, повторяю, в условиях, когда разгрузка и  погрузка  каждой машины проблематична – перекрывать движение  нам не разрешалось.
   
   Возведение 155-метровой башни здания началось со строительства внутренней башни - стен лифтовых шахт и лестничных клеток.
 
   Это выглядело примерно так, как на моём снимке в верхней строке коллажа. Только эта узкая внутренняя башня строилась без колонн наружных стен и перекрытий на всю высоту.
   
   Из соображений экономии никаких лифтов и подъёмников, пока строились стенки шахт, не монтировали.
   
   Подниматься на быстро растущую – каждые два дня на этаж – башню надо было по стремянкам, установленным внутри шахты.
   
   Представьте себе на минуту такой подъём, не говорю о ста пятидесятиметровой высоте, а хотя бы на двадцать метров…
   
   А как тяжело  работать с тяжёлыми щитами опалубки и арматурными каркасами под порывами ветра целую двенадцатичасовую смену на крохотной площадке или с подвесных подмостей (которые тоже надо сначала установить и закрепить!) на огромной высоте…
   
   Да ещё следить, чтобы не дай Б-г, ничего не упало вниз – упавший с такой высоты гвоздь пробивает насквозь крышу автомобиля!
   
   Даже бетонирование становится в этих условиях огромной проблемой – вниз не должно сорваться ни одной капли…
   
   И эти тяжёлые и опасные работы необходимо выполнять с миллиметровой точностью.
   
   На моём снимке вверху в центре виден мастер (он в красных ремнях, которые на иврите называются коротким словом "ритма", а  по-русски - "полная страховочная система с амортизирующим канатным стропом") и двое рабочих.
    
   Мастера зовут Идель, он построил эту шахту от нуля  и до отметки 152 метра.

   Отклонение от вертикали на всю высоту составило всего 15 миллиметров!
      
   Продолжение следует…