Чему быть, того не миновать

Надежда Почтова
Самые ранние воспоминания Дашутки были связаны с вечерами, когда родителей не было дома. И тогда, чтобы не было страшно в темноте, она залезала с ногами на диван. Включала стоящую рядом радиолу и настольную лампу на ней. Чаще всего в это время передавали какой-нибудь радиоспектакль.

Особенно запомнились «Угрюм — река» и «Приваловские миллионы». Бывали в них отрывки, от прослушивания которых маленькой девочке становилось еще страшнее. Она побыстрее крутила ручку приемника, перескакивая на другую радиостанцию.

Находила ту, где звучала музыка. И тогда отступали страхи. Под дивные мелодии можно было, закрыв глаза, пофантазировать, вспоминая сказки или сочиняя свою историю. Незаметно дрема одолевала тревоги, малышка засыпала.

Позже подросшая Дашенька слушала без устали грампластинки на той же радиоле. Подпевала звучащим песням, кружилась, пританцовывая, под вальсы и музыку из кинофильмов. Музыка влекла к себе, хотелось выразить напевами или иным способом свои эмоции. При помощи имеющегося самоучителя игры на гитаре пыталась разобраться в отцовском инструменте.

Однажды узнала о приемных экзаменах в музыкальной школе и тайком от родных ходила на прослушивание. Потом родители сказали, что ее не приняли из-за отсутствия слуха.

В школьные годы Дашута с удовольствием пела в хоре. Когда в классе появилась девочка, которая училась в музыкальной школе, часами могла смотреть, как та разучивает гаммы на пианино. После с наслаждением извлекала из клавиш беспорядочные звуки, воображая себя играющей прекрасные мелодии.

Когда из старшеклассниц организовали девичий вокально — инструментальный ансамбль, Даша играла в нем на бас — гитаре и пела. Но длилось это недолго, учеба скоро подошла к концу.

Взрослая жизнь закрутила в свою нелегкую и стремительную карусель. Работа, учеба, замужество, дети. Это только в детстве каждый день продолжается долго, месяцы тянутся, а годы бесконечны. Но с момента взросления начинает казаться, что с каждым годом спираль дней закручивается все стремительнее. Каждый последующий год пролетает быстрей предыдущего, а там и десятилетия начинают отщелкивать этапы жизни, приближая неизбежное.

С рождения детей Дарьюшка пела им колыбельные, а затем весь песенный репертуар, любовно отобранный за прошедшие годы и уложенный в памяти. Незаметно и внуки подоспели, тоже подрастая на бабушкиных песнях. Неизменным всю жизнь оставалось желание выражать свои чувства и настроение в музыке. И все хотелось чего-то несостоявшегося, несбыточного и волшебного.

***
Дарья Ивановна гуляла с мужем, когда до их слуха донесся колокольный звон. Непрерывно сменяющийся ритм завораживал. То тревожно звал к себе набатом, то рассыпался частым перезвоном. Замирал, давая прочувствовать всю значимость момента, затем, торжественно ликуя, вызванивал праздничные радостные ноты.

Не сговариваясь, повернули в сторону церкви, в которой не были до того ни разу. Во время службы, ощутив умиротворение и сошедшую благодать, женщина, обращаясь к Богу, благодарила его за то, что все у нее ладно: хорошая семья, замечательный муж, успешные дети и здоровые умные внуки. Услыхав церковные напевы, она испытала вдруг небывалую радость и умиление духовным благозвучием.

Чтобы лучше все расслышать, подошли ближе к клиросу, где среди поющих женщин Дарья вдруг узнала ту девочку, в доме которой она подолгу просиживала, слушая ее игру на пианино. После окончания службы подошла к однокласснице.

— Танюша, здравствуй! Как чудесно вы поете, заслушалась.

— Дашенька, это ты! Рада видеть. Видно, Божий промысел направил тебя сюда. Я служу здесь регентом недавно. Прихожанка, певшая с нами, сменила место жительства. А ты ведь пела в хоре, не хочешь к нам присоединиться?

— Ой, как неожиданно! — женщина прижала ладошки к вмиг запылавшим щекам, — Правда, можно? Мне бы очень хотелось попробовать.

— Ну так приходи на спевку, там обо всем и поговорим.
Приглашение подруги смутило и отняло покой. Недолго посомневавшись, Дарья Ивановка засобиралась в предвкушении встречи с неизведанным. Радостное нетерпение подгоняло ее навстречу сбывавшейся мечте, когда она едва не бежала на первую спевку.

Спустя недолгое время помолодевшая одухотворенная женщина пела на клиросе. Во время пения душа преисполнялась блаженством и благочестивой радостью. Казалось, само её существо, повинуясь чистым звукам, устремляется вслед за ними все выше, пытаясь достичь божественных высот.

И в минуты восторга и упоения пришло к ней осознание того, что вся её жизнь, все события и точки соприкосновения с музыкой, неясные мечтания о ее предназначении были подчинены одной цели — воцерковлению. Через любовь и стремление к музыке она нашла путь к Богу. И теперь Дарья Ивановна была абсолютно счастлива.