Пунский Виталий Овсеевич

                                                

Учитель! перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени!
                                        Н.А Некрасов
 

Пунский Виталий Овсеевич родился 25 марта 1925 года в Луганске в семье врачей Овсея Мироновича, родившегося в  Гродненском районе, Белостокской области и Софии Михайловны Шапиро, родившейся в Яссах (Iasi) в Румынии. Евсей Меерович, был  призван в 1941 г. в качестве военврача 2 ранга. Погиб в 1941 году, когда немецкие войска, прорвав фронт, расстреляли госпиталь, которым он командовал. София Михайловна с двумя детьми эвакуировалась в Среднюю Азию. После окончания войны она вернулась в Луганск и работала детским врачом. Виталий Овсеевич после окончания школы поступил на исторический факультет МГУ и жил у своего дяди - известного ученого в области станкостроения Якова Пунского. Дипломная работа Виталия Пунского была посвящена исследованию истории Израиля. Иудаизм играл важную роль в жизни его предков – прадед был, судя по всему,  религиозным учителем, а дед верующим человеком. Однако в Советском Союзе эта семейная традиция была прервана. После окончания МГУ с красным дипломом В.О.Пунский был направлен на работу в МИД. 
    Но в это время началась антисемитская компания и в течение нескольких лет его нигде не брали на работу. С большим трудом ему удалось устроиться в школу учителем в г. Луганске.  Сначала в СШ 16, СШ 28, а потом в СШ 36.
На уроках у В.О.Пунского, присутствовала глубокая система, продуманные, подготовленные уроки. Учитель работал, как дирижер, было много юмора, шуток и хороших оценок, большая активность учеников. Его знаменитая система плюсов и минусов, которую вел ответственный ученик, позволявшая в течение урока опросить практически всех учеников, а также собственная методика преподавания истории, получили широкое применение в стране и за рубежом. Он был очень принципиальным человеком. Урок начинал точно по звонку, никогда не допускал, чтоб с урока забрали ученика или заходили сделать объявление, что в школах частенько практиковалось. На собраниях критиковал, не взирая, на лица. Во время аттестации в 1976 году рекомендовали присвоить Виталию Овсеевичу звание учитель-методист, и только в 1982 году он его получил.
 

 
 
Виталий Овсеевич считал, что каждое неразъясненное слово – капля яда в хлебе познания. Учащиеся и учителя, анализируя изучаемые явления, раскрывая связь между ними, зачастую не могли объяснить смысл слов «закон», «явление», «сущность» и т.п. Его попытки сделать это на уроках истории привели к перегрузке учащихся и натолкнули на мысль о привлечении к этому преподавателей других дисциплин. Так возникла идея межпредметной системы формирования осознанного усвоения приемов и методов обучения, когда способы мыслительной деятельности  становятся не стихийными, а управляемыми.
По инициативе Виталия Овсеевича педколлектив школы Луганской СШ №36 принял решение считать обучение  учащихся умению учиться общешкольной задачей. Во-первых, была составлена и реализовывалась межпредметная схема разъяснения общих способов учебно-познавательной деятельности в ходе изучения всех школьных дисциплин в 1-10-х классах, во-вторых, классные руководители проводили тематический цикл бесед о культуре умственного труда. Была перестроена вся методическая работа в школе, создан методический совет для координации действий всех методобъединений, разрабатывались памятки для учащихся, проводились родительские лектории и учительские конференции.
Памятки по формированию общеучебных умений и учению работать с книгой публиковались еще в первых книгах и статьях Виталия Овсеевича, именно его энергия, настойчивость, терпение позволили обобщить накопленный в школе опыт и поделиться им с широким кругом педагогов и ученых.
 Виталий Овсеевич щедро делился своим опытом на курсах повышения квалификации учителей,  на различных областных, республиканских и всесоюзных семинарах и конференциях. Так, например, он принял участие во всесоюзном сборе "Эврика – учебник» в подмосковном городе Лобня, где выступил перед авторами учебников и учеными со всех концов страны.
Работа педагогического коллектива  Луганской средней школы №36 по методике развития учебно-познавательных способностей учащихся 1-10-х классов, отмеченная почетными дипломами АПН СССР в 1981, 1983 гг. была обобщена В.О.Пунским в книгах "Учить умению учиться" и "Азбука учебного труда".
Виталий Овсеевич автор книг по методике преподавания истории и по формированию общеучебных умений и навыков. Он издал 5 книг и много научных статей. Последние две книги пробивал 6 лет. А 6-ая книга, учебник по новой истории для 9-го класса, была опубликована лишь после его смерти благодаря стараниям и настойчивости его сына Валерия. Его книги были изданы многотысячными тиражами в ведущих педагогических издательствах, давая возможность учителям всей страны использовать этот опыт в своей практике.

Вот лишь некоторые высказывания  его учеников и учителей работавших с ним:
Николай Иванович Алейников – учитель-методист:

Мне посчастливилось работать с ним несколько лет в СШ 28 г. Луганска. Это был непререкаемый авторитет среди учителей и учеников. Мы все учились у него, он был прост в обращении, щедро делился своим опытом. По его учебнику истории здесь учились ещё в 90-е годы.
 
Олег Згодинский: «С нашего класса в пединститут на истфак поступили двое Олег Корецкий и я. Я стал заниматься историей и полюбил ее только благодаря Виталию Овсеевичу. Было и продолжение - на пятом курсе я проходил практику в нашей школе. Виталий Овсеевич уже не работал и был на пенсии, но я обращался к нему за помощью и мы вместе у него дома обсуждали будущие мои уроки. В моей жизни Виталий Овсеевич сыграл очень важную роль!  Благодаря ему, я приобрел любимую работу, хоть и проработал учителем только пять лет. Но эти годы были самыми интересными в моей жизни. А сейчас история для меня - любимое хобби, которое помогает мне в эти тяжелые времена не падать духом. И это все благодаря ему».
Елена Адлер, Ирина Королевская: «Добрый, знающий, остроумный, талантливый  Виталий Овсеевич .....как жаль, что его уже нет  с нами.....»
Роман Щукин: "Это был прекрасный учитель и хороший друг своим ученикам".

Зоя Палинова: "Светлая память об великом УЧИТЕЛЕ Виталии Овсеевиче жива в наших сердцах".

Маргарита Серебрякова:  "Виталий Овсеевич был и остаётся в моей памяти интереснейшим человеком, педагогом и историком от Бога. Его курс "Учись учиться" был уникален по своей природе. Он учил нас анализу, логическому мышлению - тому, что действительно пригодилось в жизни. А его уроки истории! Это были не просто уроки - это был исторический театр в лицах! Класс замирал! Я поступила на истфак, двое моих одноклассников и двое из параллельного класса тоже, и каждый из нас конечно же сохранил светлые воспоминания о Виталии Овсеевиче".

Последние годы работы врачебная комиссия признала 100%-ую нетрудоспособность, но он с большим трудом выпросил разрешение вести один класс, где проводил 4 урока в неделю. Частые поездки в редакции и издательства, нервотрепка в попытках опубликовать очередное свое произведение подорвали и так слабое здоровье Виталия Овсеевича. В трудные минуты с ним были всегда рядом преданная жена, Элеонора Моисеевна и дети Валерий и Татьяна, которые  тоже стали педагогами. Умер Виталий Овсеевич 25 июня 1991 года.
Жаль, он так и не узнал, что его внучка Елена Пунская  работает в Кембридже и стала известным учёным, внук Роман продвигает проекты в Калифорнии, а брат Евгений только в Германии смог стать профессором.

Книги В.О. Пунского:

Пособия для учителя по методике преподавания истории
• Формирование у школьников понимания закономерности исторического процесса: из опыта работы по изучению курса новой истории в 8-м классе. - М.: Просвещение, 1972 г. - 269 с.
• Изучение истории СССР в 8 классе. - М.: Просвещение, 1978. - 144 c. ил.  (тираж 100 000 экз.)
• Раскрытие закономерностей общественного развития на уроках новой истории в 9 классе. Из опыта работы (на укр.языке). - К.: Рад.школа, 1978. - 127 с.  (тираж 18 000 экз.)

Пособия по межпредметной методике
формирования учебно-познавательных умений школьников
• Учить умению учиться. Из опыта работы Ворошиловградской средней школы №36/В.А.Колот, В.О.Пунский и др.; Под ред. В.О. Пунского. – К.: Рад.школа, 1987. - 192 с. (тираж 25 000 тыс.экз.)
• Азбука учебного труда. Книга для учителя: обобщение передового педагогического опыта. -  М.: Просвещение, 1988. - 141 с. (тираж 204 000 тыс.экз.)
 
Учебник по истории
• Новая история 1640-1870: Учеб. кн. для 9-го кл. общеобразоват. учреждений / В. О. Пунский, А. Я. Юдовская. - М.: Просвещение, 1994.  - 320 с. ил., карты 22 см,(издания 1994-1999)
• Новая история. 1640-1870. 9 класс / В. О. Пунский, А. Я. Юдовская. - Яхонт-А, 2002
Ниже приводится часть статей написанных им или в соавторстве:

Пунский, В.О. Нужен ли принцип системности в дидактике // Советская педагогика.- 1982. - №2. -  С.59
Лещинский Л.А, Пунский В.О. Обучение старшеклассников умению применять общенаучные принципы познания// Журнал «Физика в школе» 3, 1982, с. 27-31
Колот В., Пунский В. Учить учиться // Народное образование. - 1983. - №2. С. 40-43
Пунский В.О. Формирование приемов логического мышления // Преподавание истории в школе. - 1983.-№5. С, 39-44
Пунский В. Формирование межпредметных учебно-познавательных умений // Народное образование. – 1983. – № 11. – С. 47–51.
Пунский В.О. Преподавание истории в первые годы перестройки (полемические заметки) // Преподавание истории в школе, 1991, №1.  С, 129-133
Пунский В.О. О некоторых новых требованиях к будущим учебникам// Проблемы школьного учебника. - Вып.20.-1991.-С.62-68.
http://cyclowiki.org/wiki/ В.О.Пунский


Рецензии
Приветствую творческого человека! Молодец, что продолжаешь трудиться. Чего бы я пожелал не очень молодому человеку, так это - твердой памяти и ясного мышления (по В. А. Сухомлинскому) В. О. Пунский заслуживает доброй памяти, у него можно поучиться и современным педагогам! Я работал вместе с ним с 1964 по 1972 г.г. Пришел в С Ш № 28 г Луганска сразу после демобилизации. Несколько лет работал в классах, в которых он был классным руководителем, и читал историю. Он меня поддерживал, отмечал успехи на собраниях, советовал наедине, как поступить в том, или другом случае. Были беседы и на общеобразовательные темы. Например, вы на уроках физики изучаете законы природы, а не объясняете, что такое ЗАКОН? Для него было важно донести учащимся знания доступно и глубоко.
К нему часто ходили учителя на уроки, потом обсуждали, делились мнениями. Я никогда не наблюдал высокомерия, в чем-то он соглашался, что-то оспаривал, но к мнению коллег прислушивался. Однажды я попросился к нему на урок в класс, в котором я читал физику. "А вам зачем?" - "Хочу посмотреть, как работает класс". По звонку быстрыми шагами идет в класс. На входе его встречают две ученицы, что-то шепотом ему говорят. Он им говорит: " Об этом вы мне могли сказать на перемене, сдадите, не задерживайте". После приветствия (на это время не расходуется) он сообщает: " Рапортичка об отсутствующих на месте, у всех на столах открыты тетради...
Мы изучаем ( называет раздел, ставит несколько интригующих вопросов), для развернутого ответа приглашается Басова Люба (не очень сильная ученица по физике), всем остальным предлагаем слушать и составлять план рецензии на ответ Басовой». Ученица у доски рассказывает минут 10.. Послу этого учитель предлагает уч-ся продолжить писать рецензию, а с отвечающей беседует тет-а-тет. Затем просит у 2 учащихся письменные рецензии, а одному из остальных - дать устно рецензию на ответ, напоминая, что в рецензии должно прозвучать, прежде всего, положительное в ответе, и лишь потом недостатки в тактичной (!) форме Дальше идут дополнения, рецензии не рецензии. Слышу: "поставь ему плюс", "а этот ответ не заслуживает плюс", " к сожалению, минус".Затем учитель подводит итог. Ученица, которая вела учет "+2 и "-" говорит, у кого набралось 5 ответов им - оценки Все уходят на перемену с хорошим настроением, а взглядом мне говорят: " Вот как надо проводить урок!"
Алейников Николай Иванович, учитель-методист.

Леонид Лещинский   23.03.2016 14:48     Заявить о нарушении