Литература

Александр Гринёв
В литературе я разочаровался в десятом  классе.
До этого все предметы  были одинаково неинтересны, а этот  возненавидился  лишь учительская указка пронеслась над моей  головой.
Смешно ли  увидеть перед собой зловозмущенный лик преподавателя и её тонкую руку в замахе  с длинной палкой географички, незнамо как попавшей в литературный класс? Или страшно, или?..
Посланное в меня «копьё» развернулось у лба и совсем не больно ударило по уху.
И мне, шестнадцатилетнему  болвану, вдруг, захотелось зареветь  первоклассником, что стучался головой о доску в руках возмущенной первой  моей учительницы.
Зачем тогда Раис Иванна  трясла меня матрасом - не знаю. Лишь помню  её красноликую со слезами на глазах.
- Неправда, - закашлялась  Вера, - тогда,  Раиса Ивановна лишь встряхнула тебя разок. И головой ты доску не задел...
 И маме моей было за что метнуть в тебя указку в десятом классе...

В окне на лиловом темнеющем небосводе одиноко мерцала синяя звездочка в ритме биения моего сердца.
Вера. Первая  любовь. Хотя, дебютно,  я  влюбился в детском саду в белокурую пышноволосую Светку. Мы всегда подглядывали за девчонками в летнем душе; хихикали, указывали пальцами на голеньких  детсадовок , улыбались щербатым ртами и, дождавшись их на выходе, ябедно  кричали: «голая, голая».
Светланку я голенькой не видел ни разу. Всегда кукольно  строгая, в розово-голубом платьице со смешными солнечными зайчиками в слепяще-белых  локонах.

- Не знала о твоей любви, - улыбнулась Вера, - хотя, та выходка должна была и озадачить.
- Тебе нужно заснуть, - я коснулся пальцами её  плеча.
- Да,-  прошептала она, - и на ресницах забриллиантились слезы. Холодная кисть её трепетала  пальцами, желая спрятаться под мою ладонь.
- Я поняла. Ты, сейчас  о своей первой любви  рассказал мне специально, - Вера  смахнула искристые слезинки, - мне было приятно.

 Школьные годы вспоминаются  мартом. Настный снег режет резиновые сапоги ледяной кромкой, я проваливаюсь в подснежные «обманки» и непременно по колено. С хлюпным чваканьем  обувь полнится  жгучей влагой. Не добравшись  до сухого места,  второй сапог уж полон  леденящей жижей; теперь,  на урок  во  «второй обуви»  на босу ногу.
Мокрые носки в портфель и… страшный конфуз перед Веркой, когда раскрыв его, вытаскиваю серые, сырые тряпочки вместе с папкой.
Она брезгливо берёт тетрадь и клянется никогда не давать мне  ничего своего…
С тех пор я стыдился себя и не мог взглянуть в её глаза.
Но, несмотря на конфузы и неприятности мы росли, превращались в гадких утят,  в неоперившихся цыплят, и вот, уже, Лёха трясет фотками с голыми девками: «Ну, чё, пацаны, по двадцать копеек за  штуку, почти задарма».
- Дай хоть глянуть, - толстячок Серёга с вожделением смотрит на черно-белые карточки, переснятые раз десять и не с оригинала.
- Купи, и хоть в постель, - смеётся Лёшка.
На уроке он щедро сует мне всю пачку, позволяя разглядеть голых красавиц.

В девятом классе тощий, длинноносый Лешка неожиданно превратился в атлетичного красавца.
Я, со своим метр шестьдесят, застывшим еще в седьмом классе, совсем не дотягивал  до Лешкиного роста. И замечая, как наши классные девчонки смотрят на красавца, завидовал  несказанно.
Ему давалось все запросто!  Учеба,  игра на гитаре,  пение,  восторгавшее  девичье племя. И он, сученыш,  прекрасно  ощущал свои  преимущества, и  бесстыдно пользовался этим.
 Девятый класс разом пропитался  неведомым  до селе  ароматом  новых  чувств и  желанием близости. К марту все расселись  пАрами, согласно выбранному благоуханному букету. Мне  же досталась последняя парта с пустым местом на узкой скамейке.
Поголовное любовное  помешательство,  однако, позволяло одноклассникам замечать отношения меж  другими парами и, пусть  персональная любовь  была несказанно ближе чужой, отношения Лёхи с  Верой  занимало одноклассников не менее  их личных.
В десятом классе Лёшка запросто целовал  Верку в губы прилюдно, а она, ничуть и не смущалась, частенько   подходила на перемене к любовнику и обнимала  его страстно. Так, мы постепенно привыкли к выражению их близости и к новому году перестали обращать  внимание.
А в предновогодних хлопотах, со сбором накопленных копеек, приготовлением пустяшных подарков  и обсуждением места ночного бдения,  и вовсе забыли о прекрасной паре.
И вот, в новогоднюю ночь, собравшись в Лёхиной квартире, под звон бокалов с дешевым вином, совсем не заметили отсутствия Веры.
Лешка прижимался к полногрудой Лёльке,  неожиданно  расцветшей в праздничном полумраке.
Без очков,  янтарноокая, с дивными тонкими коромыслецами черных бровей, яркими губами необычно подведенными  природной  чуть тёмной линией, с едва заметным пушком на верхней губе и тонкой талией над  аппетитными бедрами, под короткой юбчонкой, - она очаровала всех пацанов  несказанно.
- Я, её и не узнал, - потерянно сетовал похудевший Серёга, - и как Леха может первым рассмотреть в обычном красоту? Я же сидел с ней  за одной партой два года!
- Так, ты и на гитаре не умеешь, и сальто с места, -  я усмехнулся  ядовито.
- А ты умеешь, - обозлился Сергей.
-А я, вам обоим в ухо влёт могу, и вы не ответите, - я и сам был зол. Но вовсе не от пропущенной  Лёлькиной красоты и невозможностью ею обладать.
Лёха! Лёха, так легко предавший Веру. Знал бы заранее – не пришел к нему нынче.
В те годы  девчонки еще стеснялись курить с нами и, сейчас, разбежавшись на невидимое расстояние,  мы пыхтели  длинными сигаретами порознь.
Не куривший Серёга водил огоньком зажженной сигареты, вырисовывая понятные ему фигуры.
- Ты чё, дорогие сигареты портишь, толстый,  - прикрикнул Лешка.
- Значит, сигарету тебе жалко, -  возмутился я,  вдруг нащупав повод к неприятному разговору. И думается, не выпей  стакана  вина и не начал бы. Но доза расслабила, разбудила и  удвоила  обиду.
- Жалко!  Закончится табак, где взять  его сегодня? – озлился хозяин.
- А где Вера? – вдруг, задиристо спросил я.
- Не знаю, - выпустил дымное кольцо Лешка, - тебе-то чего?
А действительно, какое мне дело? Я, вдруг,  почувствовал сладкий  вкус помады  с незнакомых мне губ и   зримо осознал: она никогда не будет сидеть рядом  с Лёхой, улыбаться ему и нежно, шутя,  щелкать по носу блестящим ноготком. И обнимет  теперь  меня, при всех, не стесняясь, и я поцелую её в губы …
Туманом зашлось сознание. Я ощутил аромат  волос, нежную румяную щеку и белую мочку  со змейкой-серёжкой. Завитой локон раскачивался над её виском, а я, пытался ухватить его  губами  и шептал тихо-тихо: «Я, люблю тебя» …
И теперь, вожжелалось  пожать Лёхе руку, шлепнуть по плечу ладонью, по-дружески обнять, ткнуться лбом  в его,  и сказать -  «спасибо».

- Почему ты не рассказал мне об этом тогда? – улыбнулась печально Вера, - возможно, с этим жизнь случилась по-иному.
- Как я мог? Тебя неделю не было в школе. Затем, частые госпитализации. Да и ты, в своей печали, не хотела  видеть никого.  И…  мой стыд, умноженный последней глупой выходкой.
- Да, как давно  это было, - вздохнула Вера, - я многое стала забывать. Ты женат? - неожиданно спросила.
- Нет.
- И я-я, - печально-распевно произнесла она, - и никогда не была замужем. После недолгой болезни – институт с разочарованием в юношах, работа, случайный роман, дочь, заботы и вот… возраст постучался нездоровьем. Ты вылечишь меня, ведь правда, вылечишь?
И вновь слезы мелким бисером, тоска в светло-голубом взоре и нервная дрожь еще красивых   губ. Её холодные, сухие  пальцы  перебирали мои суетливо, и безмолвно повторяли только что заданный  вопрос.
- Всё, Вера, спать. Сейчас  сделают инъекцию, - я слегка пожал её кисть и постарался улыбнуться бодро.

К чему Лилия Ивановна, рассказывая об отношениях  Беллы и Печорина, упомянула  свою дочь?  Или мне показалось, и я всего лишь болезненно представил вовсе и не сказанного? Не помню, не понимаю   по сей день, как и бестолковое, никчемно произнесенное мною: «У кого чего болит, тот о том и говорит».
Мне показалось, я молвил  не вслух, а услышали все...
Через неделю был экзамен, заслуженная тройка и ощущение безысходного стыда, как с теми носками в портфеле в третьем классе. Выпускной вечер, прошел без моего участия и я об этом не жалел никогда.


 Оперировал Веру мой коллега. В последний момент, с пылинками талька в хирургических перчатках, я  больно ощутил  отпущенное время и, по несмелости потерять  свою  любовь, отказался взять скальпель.
.