Юродивые и Россия

Тамара Кочнева
    Юродивые и Россия.
    [статья из серии по истории пророчеств].

    В 1988 году на Поместном соборе Русской Православной Церкви в Москве состоялась канонизация блаженной Ксении Петербургской, она была причислена «к лику святых», став четвёртой и пока единственной канонизированной юродивой XVIII-го века.
    Сразу же после этого появились её «Жития», в которых утверждалось, что прозорливица при жизни предрекла внезапную смерть императрицы Елизаветы Петровны в 1761 году, убийство в результате заговора императора Петра III в 1762 году, трагическую кончину бывшего императора Иоанна VI Антоновича в 1764 году, смерть императрицы Екатерины II в 1796 году, убийство императора Павла в 1801 году, и даже свержение династии Романовых.
    В книге «Ксения Петербургская» прямо говорится:
    «Блаженную Ксению люди запомнили великой провидицей, преисполненной самопожертвования и бескорыстия, смирения и горячей любви к ближним…
    Ксения избежала великого соблазна, ставшего камнем преткновения для многих мнимоюродивых, которые «по копеечке» собирали великий капитал «на старость» и тем самым губили плоды всех своих подвигов. Петербургская блаженная могла скопить огромное состояние. Люди, приметив её духовные дары, стали весьма часто давать большие суммы денег «на молитву». Одну копейку она нередко и сама просила, но две никогда не принимала, как бы её не упрашивали […]
    Её почитали на протяжении XIX-го и XX-го веков. Огромное количество паломников посещало могилу блаженной на Смоленском кладбище в Петербурге. В день её именин 24 января (6 февраля по новому стилю) у могилы собиралось до пяти тысяч человек и служилось до ста панихид. При этом люди передавали друг другу её пророчества и свидетельства о множестве чудес, совершённых блаженной, как при жизни, так и после смерти […]» (издательство «Астрель», М., стр. 108-109, 1998).
*    *    *
    Закономерно встаёт вопрос: Что из всего вышесказанного, правда?
    В действительности исторических данных о жизни Ксении Григорьевны очень немного.
    Считается, что она родилась в Санкт-Петербурге между 1726-1728 годами. Никаких сведений о том, кем была блаженная по происхождению, кто являлся её родителями, какое получила образование не сохранилось (те данные, которые сегодня опубликованы – это буйная фантазия их авторов). Она была замужем за полковником А.Ф. Петровым (по другим данным он был придворным певчим) и прожила в супружестве три с половиной года.
    В современных «Жития» говорится:
    «Отношения супругов были идеальными. Ксения Григорьевна очень любила своего супруга. Это было духовное родство душ, они не могли жить друг без друга, но жили как брат с сёстрою […]
    Говорят: блаженная Ксения обрела дар пророчества в одну ночь в день смерти её мужа, которого она очень любила.
    За час до смерти Андрей Фёдорович очнулся и в полном сознании велел позвать священника, исповедовался, причастился Святых Тайн и, подозвав жену, благословил её. При этом умирающий сказал: «Служи Господу Богу нашему, славь Всеблагое имя Его…».
    В эту ночь Ксения Григорьевна рассталась не только с мужем, но и со своей молодой привольной жизнью. Она перестала жить как жена или вдова полковника, а превратилась – благодаря откровению и духовному прозрению – в юродивую рабу Божию. После похорон Ксения продала всё имущество, а деньги отнесла в церковь. Всю свою остальную странническую жизнь Ксения провела, не имея ни угла, ни комнаты, ни тёплой одежды, ни перемены белья, не зная, что будет есть завтра […]» (стр. 3-4, 2000).
    Сведений о времени, месте и обстоятельствах смерти блаженной не сохранилось. Судя по всему, умерла Ксения между 1797-1799 годами.

    Впервые о Ксении Петербургской написал богословский писатель В.С. Соловьёв (1849-1900), который услышал о ней, когда вместе с писателем Ф.М. Достоевским (1821-1881) посетил Оптину пустонь с 25 по 28 июня 1878 года (у Фёдора Достоевского 16 мая внезапно скончался трёхлетний сын Алёша, и это паломничество было данью их скорби).
    Вернувшись в Санкт-Петербург, Соловьёв посетил Смоленское кладбище и обнаружил на могильной плите надпись:
    «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. На сём месте положено тело рабы Божией Ксении Григорьевны, жены придворного певчего, в ранге полковника, Андрея Фёдоровича. Осталась после мужа 26-ти лет, странствовала 45 лет, а всего жития 71 год. Звалась именем Андрей Фёдорович. Кто меня знал, да помянет мою душу для спасения души своей. Аминь».
    До нас эта плита не сохранилась, вероятно, её разбили в революционный период (1917-1921) или после.
    Соловьёв тогда попытался найти людей, что-то знавших о блаженной, о её прорицаниях, к сожалению, поиски были предприняты через 80 лет после смерти Ксении. Поэтому Соловьёв описал только два народных слуха о блаженной, о её прозорливости на бытовом уровне.
    При коммунистах память о блаженной власти стремились искоренить полностью, все народные слухи были запрещены, а записей ни кто никаких не вёл.
    Так обстояли дела до 1988 года, когда вдруг стали обнаруживаться апокрифы от «рабы Божией» Ксении Григорьевны «ура-патриотического содержания»?
    К сожалению, авторы, исследователи «пророческого наследия» Ксении Петербургской, распространяя апокрифы на тему современной геополитики, умалчивают о своих источниках информации, и из этого молчания следует вывод: или у них с Ксенией существует астральная связь, или же они сами пишут эти апокрифы за Ксению Петербургскую.
    Тогда встаёт следующий вопрос:
    А насколько таким апокрифам можно доверять и имеют ли они хоть какое-то отношение к Отечественной истории пророчеств?
  *    *    *
    Тот же самый вопрос можно задать и в отношении недавно появившихся апокрифах на тему современной геополитики от юродивых Василия Блаженного и Михаила Клопского:
    «Когда Китай пойдёт на Запад, он пройдёт по России не как воинствующий, а как идущий на войну. Россия будет, как коридор, для него. Когда дойдёт до Урала, остановится. Матерь Божия в последнее время будет молиться за Китай, и многие китайцы раскаются в своём заблуждении и будут принимать массовое крещение. И многие даже примут мученическую кончину за Русь от своих. Вот тогда будет ликование!!!» (блаженный Василий Блаженный).
    «Славяне же любимы Богом за то, что до конца сохраняют истинную веру в Господа Иисуса Христа. Во времена антихриста они совершенно отвергнут и не признают его Мессией, и за то удостоятся великого благодеяния Божия: будет всемогущественный язык на земле, и другого царства более всемогущественного Русско-Славянского не будет на земле» (блаженный Михаил Клопский).
    «Благодать Божия никогда не оставляла и не оставит Русскую Православную Церковь. Цепь святых не прерывалась и не прервётся. Россия – удел Божией Матери. Не оставляйте Родину в трудные времена, не прогневляйте Матерь Божию!» (блаженный Михаил Клопский).

    [Историческая справка:
    На Руси со времени принятия Христианства не было понятия «пророк», за то было понятие «блаженный», «юродивый», то есть человек, которого Создатель вознаградил удивительными способностями.
    У богословов и теологов принято считать, что понятие «юродивый» – как новый чин православной святости и возможности предвидеть Будущие события вошло в Русскую повседневную жизнь, приблизительно, с начала XIV-го века. Расцвет «юродства», согласно историческим хроникам, падает на XVI-ое столетие. Затем лишённое церковного признания и благословения русское «юродство» к концу XVIII-го века выродилось. По столетиям чтимые русские юродивые распределяются так: в XIV-ом веке – 4; в XV-ом – 11; в XVI-ом – 14; в XVII-ом – 7; в XVIII-ом – 3 и в XIX-ом – 1].

        «Все великие пророки появлялись большей частью на стыке времён. Их появление, как правило, отражает кризис человеческой истории. Это относится к Старо-библейским пророкам Иеремии, Даниилу, Захарии, к Ново-библейскому пророку – апостолу Иоанну, а также к провидцам более поздних времён, которые пусть и в меньшей степени, но впитали в себя ощущение грядущей гибели существующего мироустройства […]
    Кроме старцев в монастырях, способных читать жалкие людские страсти и судьбы, и мирских предсказателей (гадалки, ворожеи, колдуны), на «Святой Руси» был ещё третий вид прорицателей, которых издавно называли «юродивыми», «блаженными», «пророчествующими Христа ради», тех, кто не только добровольно отказался от всех удобств жизни, но и внешне становился как бы безумным, не знающим приличия и стыда.
    Жизнь таких пророчествующих со стороны чиновников и духовенства представлялась совершенно отвратительной и страшной, ибо они уже одним своим видом напоминали «высшим мира сего» о суетности и недолговечности всех земных радостей, о бедном народе, о презрении к мирскому законодательству и общественным приличиям, основанных не на Заповедях Господа. Живя на Земле, они уже миру не принадлежали […]
    Всего в русских святцах имена около сорока юродивых, женщин среди них только три […]
    Объяснить данный вид прорицания законами разума, научными теориями, очень трудно, когда человек сам добровольно перестаёт придавать значение любым радостям или несчастьям. Многое может быть усвоено только понятием «безоговорочной верой» […]» (Е.Н. Трубецкой «Богословские труды», стр. 46-47, 1908).
*    *    *
    [Историческая справка:
    Князь Евгений Николаевич Трубецкой (1863-1920) – русский философ, правовед, публицист. Сильное влияние на формирование его религиозной настроенности оказали монастыри, располагавшиеся неподалеку от усадьбы Трубецких. В тринадцати верстах от неё находится Троице-Сергиева лавра.
    В 1887 году Трубецкой познакомился с богословом и теологом В.С. Соловьёвым. Будучи его учеником, Трубецкой написал  более трехсот статей в «Московском еженедельнике». В 1907 году вышла его статья «Два Зверя», в которой он предчувствовал надвигающуюся катастрофу Российской империи:
    «При первом внешнем потрясении Россия может оказаться колоссом на глиняных ногах. Класс восстанет против класса, племя против племени, окраины против центра. Первый Зверь проснется с новою, нездешней силой и превратит Россию в ад […]».
    С 1912 года писал философские статьи для издательств «Путь» и «Русская мысль»].
*    *    *
    «Блаженные» [юродивые] по учению Русской Православной церкви: «умели прозревать в область Будущего, настоящего и прошлого своих посетителей, проникая и в мысли собеседника, видя происходящие события на расстоянии, исцеляя больных от неизлечимых недугов, предсказывая и пророчествуя, обладая дарами молитвенного созерцания и духовного утешения. Блаженные обычно говорили мало и кратко, вели аскетический образ жизни, довольствуясь малой толикой материальных благ» […]» (игумен Роман (Загребнев), статья «О роли блаженных», 2000).
     Сегодня в Российской Федерации бытует мнение, что подвиг юродства является исключительным призванием национального русского характера. Однако Московская Православная церковь скорее продолжает греческую традицию, так как Греческая церковь ранее нас стала чтить 6-х юродивых. Из них двое, Симеон (VI-ой век) и Андрей (IX-ый век), получили обширные и очень интересные «Жития», известные и в древней Руси. Наши предки особенно любили «Житие» юродивого Андрея, считавшегося у нас славянином, за те откровения, которые в нём содержатся. Именно греческие «Жития» дают ключ к пониманию «юродства», когда христианская святость прикрывается обличием не только безумия, но и безнравственности.
    Богословы и теологи считают:
    «Во-первых, аскетическое попрание тщеславия, всегда опасно для монашеской аскезы. В этом смысле юродство есть притворное безумие или безнравственность с целью получить поношения от людей.
    Во-вторых, выявление противоречия между моральным законом и поверхностным здравым смыслом с целью «посмеяния его перед миром» (I-ое послание Коринфянам, 1-4).
    В-третьих, служение миру в своеобразной проповеди, которая совершается не словом и не делом, а духовной властью личности, нередко облечённой пророчеством».
    При этом Дар пророчества приписывается почти всем юродивым. Прозрение духовных очей и Дар пророчества являются наградой за попрание человеческого разума подобно тому, как Дар исцелений почти всегда связан с аскезой тела, с духовной властью над материей собственной плоти.
    Дошедшие до нас «Жития» юродивых от русских агиографов в основном делают упор на примеры молитвенного созерцания и духовного утешения, иностранцы же, делая заметки о юродивых, больше обращали внимание на политическое и социально-пророческое служение.
    Англичанин Д.О. Флетчер писал (1588):
    «Кроме монахов, русский народ особенно чтит блаженных (юродивых) и вот почему: блаженные, подобно пасквилям, указывают на недостатки знатных, о которых никто другой и говорить не смеет. Но иногда случается, что за такую дерзкую свободу, которую они позволяют себе, от них тоже отделываются, как это и было с одним, двумя в предшествующее царствование, за то, что они уже слишком смело поносили правление царя» («О государстве Русском», СПБ, 1906, стр. 89).
     Австрийский посланник Герберштейн в начале XVI-го века пишет:
    «Юродивые ходили нагими, средина тела у них закрыта тряпкой, с дико распущенными волосами, железной цепью на шее. Их почитали и пророками: явно обличаемые ими говорили: это по грехам моим. Если они что брали в лавке, торговцы ещё благодарили» (Д.Я. Самоквасов  «Архивный материал», т. II, ч. 1, М., 1909, стр. 182).

    Первым юродивым на Руси был Прокопий Устюжский (умер в 1302 году). К сожалению, его «Житие» составлено только в XVI-ом веке.
    Летописец записал: Прокопий был богатым иностранным купцом, торговавшим в Новгороде. Почувствовав превосходство Православия, вступил в Хутынский монастырь. В Новгороде он познал истинную веру в «церковном украшении», иконах, звоне и пении. Не довольствуясь обычным подвигом, он избрал юродство: «приемля юродственное Христа ради житие и в буйство преложися». В чём состояло его буйство, не указывается. Его юродство навлекает на него от людей «досаду и укорение и биение и пхание», но он молится за своих обидчиков.
    Вскоре блаженный всё же удалился в Устюг, в город «великий и славный». Там он ведёт житие жестокое, с каким не могли сравняться самые суровые монашеские подвиги: не имеет кровли над головой, спит «на гноище» нагой, после – на паперти соборной церкви. Молится тайно, по ночам, прося «полезных граду и людем». Принимает у богобоязненых людей по малу пищи, но никогда ничего у богатых, постоянно носит в левой руке три кочерги и положением их предсказывает урожаи и недороды.
    Пророческий дар, неотъемлемый от юродства, Прокопий проявляет во второй части «Жития», из которого следует, что в страшный мороз, какого не запомнят устюжане, когда замерзали люди и скот, блаженный  пошёл просить приюта у клирошанина Симеона, отца будущего святителя Стефана. В этом доме он предсказывает Марии о рождении у неё святого сына. 
    Никаких прорицаний в «Жития» Прокопия Устюжского «ура-патриотического содержания» на тему современной геополитики – нет.

    После Прокопия Устюжского в Новгороде жили юродивые Никола (Кочанов) и Фёдор (упоминание о них датируется 1392 годом). Согласно их «Жития», юродивые постоянно пародировали своими драками кровавые столкновения новгородских партий. Никола жил на Софийской стороне, Фёдор на – Торговой. Они переругивались через Волхов. Когда один из них пытался перейти реку по мосту, другой гнал его назад, крича: «Не ходи на мою сторону, живи на своей». Легенда прибавляет, что после таких боёв блаженным случалось возвращаться не по мосту, а прямо по воде, яко посуху.

    В пятнадцати верстах от Новгорода, в Клопском Троицком монастыре подвизался юродивый Михаил (умер в 1453), его «Жития» являются как бы собранием «пророчеств».
    Необычайно его появление в Клопском монастыре.
    В ночь под Иванов день (1409), во время всенощной, в келье одного из монахов оказался неведомо откуда пришедший старец. «Пред ним свеща горит, а пише седя Деяния апостольска». На все вопросы игумена неизвестный отвечает буквальным повторением его слов. Его, было, приняли за беса, начали кадить «темьяном», но старец, хотя «от темьяна закрывается», но молитвы повторяет и крест творит. В церкви и трапезной он ведёт себя «по чину» и обнаруживает особенное искусство сладкогласного чтения. Он не желает только открывать своего имени. Игумен полюбил его и оставил жить в монастыре. Но «Житие» его было «вельми жестоко». Не имел он в келье ни постели, ни изголовья, но лежал «на песку», а келью топил «наземом да коневым калом», и питался хлебом да водой.
    Молчание своё он прерывает для загадочных пророчеств, которые составляют всё содержание его «Жития». Он предсказывает болезнь посаднику, обижавшему монастырь, и смерть князю Шемяке и архиепископу Евфимию I. Предание приписывает ему провидение о рождении Ивана III и предсказание о гибели Новгородской свободы.
    «В январе 1440 года блаженный Михаил, находясь в обители Святого Николая, вдруг поднялся на колокольню и начал звонить во все колокола.
    «Что это значит?» – спрашивают его.
    «Ныне в Москве радость» – отвечает юродивый.
    «Что за радость такая?» – спросил его владыка Евфимий.
    «У великого князя родился сын Иван. Да и какой сын! Той будет всему русскому царствию наследник и всем окрестным странам страшен будет, и гордыню нашу упразднит и в свою волю вас приведёт, всё ваше самовластие разрушит».
    В это время родился Иван III Васильевич, покоривший в 1477 году окончательно Новгород».
     Никаких прорицаний в «Жития» Михаила Клопского «ура-патриотического содержания» на тему современной геополитики – нет.

    «Житие» Ростовского юродивого Исидора (умер в 1474) составлено, в значительной степени, по устюжским и новгородским легендам. Он также живёт в «куще», на болоте, юродствует днём, а по ночам молится. Его гонят и смеются над ним, несмотря на чудеса и предсказания, исполнение которых заслужило ему его прозвище: «Твердислов».
    Никаких прорицаний в «Жития» Исидора Ростовского «ура-патриотического содержания» на тему современной геополитики – нет.

    В это время в Устюге подвизался блаженный Иоанн (умер в 1494), жил в хижине, отдыхая на навозе, юродствовал и был почитаем народом.

    Юродивый Лаврентий (запись от 1515) проходил свой подвиг в Калуге. Круглый год ходил босым, в рубашке и овчинном кожухе. Им чудесно был спасён калужский князь Симеон Иоаннович, на которого напали татары.

    Ряд московских юродивых начинается с Максима, Московского чудотворца (умер в 1433), канонизирован на Соборе 1547-го года. «Житие» его не сохранилось, считается, что он отличался особым терпением. Укреплял дух народный во времена татарского ига, засух, голода и мора.

    В XVI-ом веке пророческое служение юродивых получает социальный и даже политический подтекст. В эту эпоху церковная Православная иерархия ослабевает в своём долге «печалования за опальных и обличения неправды». Церковь передает государственное строительство всецело Московскому царю. Юродивые принимают на себя служение древних святителей и подвижников.

    Многословное и витиеватое «Житие» Василия Блаженного не даёт никакого представления о его пророчествах. Его образ сохранён в народной легенде, известной в поздних записях, и местами состоящей из прямых заимствований из греческого «Жития» юродивого Симеона. 
    По «Житию», Василий был в детстве отдан к сапожнику и тогда уже проявил свою прозорливость, посмеявшись и прослезившись над купцом, заказавшим себе сапоги: купца ожидала скорая смерть. Бросив сапожника, Василий начал вести бродячую жизнь, ходя нагим по Москве, ночуя у одной боярской вдовы. Как юродивый Симеон, он уничтожает товары на рынке, хлеб и квас, наказывая недобросовестных торговцев. Все его парадоксальные поступки имеют скрытый мудрый смысл, связанный с объективным видением правды.
    Юродивый швыряет камни в дома добродетельных людей и целует стены («углы») домов, где творились «кощуны»: у первых снаружи виснут изгнанные бесы, у вторых плачут ангелы. Данное царём золото он отдаёт не нищим, а купцу в чистой одежде, потому что купец потерял всё своё состояние и, голодая, не решается просить милостыню. Поданное царем питие он выливает в окошко, чтобы потушить далёкий пожар в Новгороде.
    Не раз блаженный представляется обличителем, хотя и кротким, Иоанна IV Грозного. Так он укоряет царя за то, что тот, стоя в церкви, мыслями был на Воробьевых горах, где строились царские палаты. Скончавшийся в 1552-ом, юродивый не был свидетелем опричного террора Иоанна IV. 
    Никаких прорицаний в «Жития» Василия Блаженного «ура-патриотического содержания» на тему современной геополитики – нет.

    Самое яркое «Житие» считается о Псковском юродивом Николе (умер в 1576). Пскову в 1570 году грозила участь Новгорода, когда юродивый вместе с наместником князем Юрием Токмаковым велели ставить по улицам столы с хлебом-солью и с поклоном встречать царя Иоанна IV Грозного. Когда, после молебна, царь зашёл к нему благословиться, Никола поучал его «ужасными словесы еже престати велия кровопролития». Когда царь Иоанн, несмотря на предупреждение, велел снять колокол со святой Троицы, то в тот же час у него пал лучший конь «по пророчеству святого».
    Легенда прибавляет, что Никола поставил перед царём сырое мясо, несмотря на великий пост, и в ответ на отказ Иоанна: «Я – христианин, и в пост мяса не ем», возразил: «А кровь христианскую пьешь?».

    При царе Феодоре Ивановиче в Москве подвизался юродивый Иоанн, по прозвищу Большой Колпак (умер в 1589). Он был родом из вологодских краёв, работал на северных солеварнях, в качестве водоноши. Переселившись в Ростов, Иоанн построил себе келью у церкви, и в ней спасался, увешав своё тело веригами и тяжёлыми кольцами. Выходя на улицу, он надевал свой колпак, т. е. одежду с капюшоном. Как об особом подвиге Иоанна, рассказывается, что он любил подолгу смотреть на солнце, помышляя о «праведном солнце», и с улыбкой предрекал Будущее. Перед смертью блаженный переселился с Москву.
    Англичанин Флетчер пишет, что в его время «холил по улицам нагой юродивый и восстановлял всех против Годуновых, которых почитают правителями государства».
    Никаких прорицаний в «Жития» Иоанна, по прозвищу Большой Колпак, «ура-патриотического содержания» на тему современной геополитики – нет.

    Блаженный Иоанн Волосатый (умер в 1580), Ростовский чудотворец, отличавшийся особым смиренномудрием, терпением и непрестанной молитвой за обидчиков. Совершал чудеса. Тело его было густо покрыто волосом, отсюда и «Прозвище».
   
    Со второй половины XVII-го века из-за раскола общее понижение духовной жизни не могло не коснуться и «юродства». В XVIII-ом веке юродивые встречаются реже. Санкт-Петербург – императорская власть, государственная и церковная, начинает подозрительно относиться к блаженным. Созданный реформами Петра I Православный Синод перестал канонизовать юродивых, а начал розыск среди них лже-юродивых, натурально безумных или обманщиков. Лишившись духовной поддержки церковной интеллигенции, гонимые полицией, «юродство» спустилось в народ и претерпело процесс вырождения.
    Кроме, жившей блаженной Ксении в XVIII-ом веке прославились:
    В Петрозаводске юродивый Фаддей, уроженец Олонецкого края. Согласно «Жития», царь Пётр I посещал его несколько раз. В 1724 году юродивый сказал ему, что видит его в последний раз. Государь скончался в январе 1725 года, а Фаддей представился в 1725-ом. 
    В Борисоглебском монастыре проживал послушником Алексей Стефанович, принявший на себя подвиг юродства. Согласно «Жития», был он прозорливым. Представился в октябре 1781 года.
    В Задонском монастыре подвизался схимонах Митрофан, в миру Михаил Голощапов, близкий к святителю Тихону, считавшего его своим другом. Он также, согласно «Жития», имел дар прозорливости. Представился Митрофан в феврале 1793 года.
    Кроме того, в Московском Ивановском монастыре подвизалась затворница Досифея. Она наставляла братьев Путиловых, впоследствии отцов Моисея Оптинского и Исаии, игумена Саровского и других обращавшихся к ней за духовными советами. Скончалась в 1810 году и погребена в Новоспасском монастыре.

    В 1870 году в Москве появляется небольшим тиражом книга: «Житие Ивана Яковлевича, известного пророка Москвы (И.Я. Корейша (1780-1861), московский юродивый, популярный в 50-х годах в мещанско-купеческой среде и у светских дам)».
    Юродивый, согласно Канона, отличался особым смиренномудрием, терпением и непрестанной молитвой за обидчиков. Описанные в «Житие» предсказания, касались в основном частных лиц, которые обращались к Ивану Яковлевичу за советом по личным делам, однако в конце книги утверждалось: «Ныне царствующему императору Александру Николаевичу быти убитым, после него быти сыну, а за ним внуку, опосля наступит закат Православия».
    Появление «Жития» прошло не заметно для широкой публики, так как Иван Яковлевич как бы завершил классический образ юродивого, когда христианская святость прикрывалась обличием безумия. Наступала новая эра, церковная интеллигенция открыла для себя новый чин православной святости – «старчество».
    Впрочем, и в «Жития» Ивана Яковлевича никаких прорицаний «ура-патриотического содержания» на тему современной геополитики – нет.

    Поведём итог:
    В «Жития» юродивых с XIV-го по XIX-ый век никаких прорицаний «ура-патриотического содержания» на тему современной геополитики – нет, а это значит, что появившиеся в последнее время, так называемые «апокрифы» от блаженной Ксении Петербургской и юродивых Василия Блаженного и Михаила Клопского, к ним не имеют никакого отношения, а являются «фальсификатом».
*    *    *
    ДТН.