Пророчество святого Малахии 1094-1148

Тамара Кочнева
Пророчество святого Малахии (1094-1148).
[статья из серии по истории пророчеств].

    Пророчество о папах, приписываемое святому Малахии – состоит из 112 коротких латинских фраз, описывающих Римских пап, начиная с Целестина II (избран в 1143) и вплоть до Второго пришествия. Малахия характеризовал каждого последующего папу в аллегорических выражениях, которые до 1590 года отличались исключительной точностью, но потом стали менее конкретными.
    По наиболее распространённому толкованию пророчества, предпоследним папой являлся Бенедикт XVI, который ассоциируется с завершающей список  Малахии фразой «De Gloria Olivae» («От славы оливы»).
    При последнем же папе, которого пророчество называет «Петром Римлянином», произойдёт следующее:
    «In p[er]secutione extrema S.R.E. sedebit Petrus Romanus, qui pascet oues in multis tribulationibus: quibus transactis civitas septicollis diruetur, & Judex tremedus judicabit populum suum. Finis».
    «Во время последних гонений на Святом Римском Престоле будет сидеть Пётр Римлянин, который будет пасти овец среди множества терзаний, по свершении чего город семи холмов будет разрушен, и Судия страшный будет судить народ свой. Конец».

    [Историческая справка:
    Малахия О’Мор (1094-1148) – святой, жил в Ирландии, родился в городе Арме, был сыном школьного учителя. В юношеском возрасте прошёл послушание у отшельника Имара О’Нагана. В 1114-ом принял монашество, а в 1119-ом был рукоположен в сан священника св. Цельсием, архиепископом Арманским. Имя «Малахия» – означает «слуга Мэдока» (св. Мэдок ирландский святой VII-го века).
    Цельсий оставлял Малахию управлять епархией во время своего отсутствия. В это время Малахия проявил свои блестящие способности: он провёл реформы литургии, ввёл богослужение часов латинского обряда и реформировал последования некоторых других таинств.
    Дядя святого Малахии был мирским управляющим Бангорского монастыря и принадлежащих ему земель. В 1123-ом году он передал аббатство своему племяннику. Став аббатом Бангорского монастыря Малахия значительно перестроил его, и оживил религиозную жизнь ближайшего к аббатству населения.
     Год спустя, в 1124-ом, он был хиротонисан в епископа Даунского и Коннорского, оставаясь при этом жить в Бангорском монастыре. Малахия поставил целью возродить активную религиозную жизнь в своей епархии. Для этого он назначает на приходы епархии хорошо обученных священников из братии Бангорского монастыря.
    В 1129-ом умер святой Цельсий Арманский, назначив Малахию своим преемником. В 1132-ом Малахия был поставлен архиепископом Армы, одной из первенствующих кафедр Ирландии.
    В 1137-ом Малахия отказался от кафедры в Арме и перешёл кафедру Дауна.
    В 1139-1140 годах Малахия ездил в Рим через Шотландию и Цистерианский монастырь в Клерво во Франции, где подружился с Бернардом Клервоским.
    В Риме Малахия папой Иннокентием II был назначен папским легатом, там же он получил странное видение Будущего в качестве длинного списка Римских пап, которые должны были управлять Церковью до конца времени. Предполагается, что Малахия перед отъездом передал свою рукопись Иннокентию II, затем манускрипт был помещён в Римский архив и забыт на сотни лет, пока в 1590 году его не обнаружил Арно де Вион.
    В 1148-ом году он организовал на острове святого Патрика Синод, где разбирались разногласия между ирландскими христианами и Римом. Присутствовало пятнадцать епископов, две сотни священников и других служителей церкви.
    Направляясь в Рим для встречи с новым папой Евгением III, Малахия остановился в Клерво, чтобы повидать святого Бернарда Клервонского. Там с ним случился удар, и он умер на руках Бернарда. Во время панихиды Бернард Клервонский провозгласил Малахию святым, затем написал «Жизнь святого Малахии», и с той поры устанавливается почитание св. Малахии, особенно среди Цисторианцев.
    В 1190-ом папа Климент III назвал Малахию среди Цистерианских святых. Это был первый случай канонизации святого из Ирландии].

    Впервые текст пророчества был опубликован в 1595 году историком – бенедиктинцем Арно де Вионом в его книге «Древо жизни». Вион приписал авторство списка святому Малахии.

    [Историческая справка:
    Арно де Вион (1554-1610) родился в Douai  (в то время город входил в состав испанских Нидерландов) и умер в Италии в монастыре около Мантуи. Он был сыном городского налогового поверенного, первичное образование получил в родном городе, прежде, чем присоединиться к бенедиктинскому ордену в аббатстве около Брюгге.
    Из-за религиозных войн, которые шли в Нидерландах, он был вынужден покинуть родину в 1578 году.
    В 1579-ом он поступил в монастырь «Polirone», около Мантуи (современный город Сан-Бетедетто)].

    Однако некоторые исследователи пророчеств указывают на то, что ни основной биограф Малахии – святой Бернард Клервонский, ни какие-либо другие источники до 1595 года не упоминают о пророчестве, что позволяет им оспаривать его подлинность. Некоторые источники, включая самые последние издания Католической Энциклопедии, предполагают, что это пророчество является подделкой конца XVI-го века.
    В XX-ом веке появилось предположение, что оно было написано Мишелем Нострадамусом (1503-1566) и приписано святому Малахии, чтобы предполагаемый провидец не был обвинён в предсказании конца правлению Римских пап.
    Сторонники подлинности «Пророчества», такие как американский исследователь Джон Хоуг, который написал популярную книгу под названием «Последний Папа», утверждают, что, даже если авторство пророчества неясно, само пророчество остается в силе.
    Писатель Джеймс Роллингс написал книгу «Ключ Судного дня» относительно пророчества и как оно соотносится с сегодняшним днём. В книге толкование девизов, основывается на поиске соответствий между девизом и местом рождения папы, его личным гербом, и событиями, произошедшими во время его понтификата.
    Например, к первому девизу, «Из замка на Тибре», подходит родина  Целестина II Читта-ди-Кастелло на Тибре. Папа Климент XIII, к которому относится пророческая фраза «Роза Умбрии», использовал розу в качестве своей личной эмблемы. На его личном гербе не изображена роза, он не был из Умбрии, и в его жизни почти ничего существенного не было связано с этой областью. Правда, в течение краткого срока он был папским губернатором Риети, которая в то время являлась частью Умбрии.
    В некоторых случаях присутствует очевидная игра слов, что позволяет выбрать один из нескольких возможных вариантов.
    Следует отметить, что когда толкование пророчества достаточно очевидно (как это имеет место почти для всех римских пап до 1590 года), речь почти всегда идёт о характерных особенностях, относящихся к этому человеку до его вступления на папскую кафедру –  например: относящихся к его родине, гербу, фамилии, или к его кардинальскому титулу. Однако, для последних пап, пророческие фразы относятся более к их понтификатам.
    В последние годы интерес к пророчеству возрос, видимо, потому что толкователи пророческих фраз улучшили объяснения, а также, потому что уже почти не осталось девизов, незаполненных историческими папами.
    Нижеприведённый список заимствован из книги Питера Бандера «Пророчества Малахии». Необходимо отметить, что количество Римских Пап в разных списках отличается из-за учёта/не учёта антипап. Например, согласно Католической Энциклопедии, Бенедикт XVI является 266-м папой. При этом святой Ипполит Римский не входит в число пап, а рассматривается как раскольник и антипапа во время понтификатов пап святого Зефирина, святого Каллиста I, святого Урбана I и святого Понтиана, хотя многие считают святого Ипполита епископом Римским. Поэтому в списке Питера Бандера Бенедикт XVI является 267-м папой.
    Список можно разделить на две группы:
    Во-первых, для 74 пап и антипап, чей понтификат был до появления пророчества в 1590 году, связь между девизом пророчества и папой, ясна.
    Во-вторых, для 38 пап, чей понтификат был после 1590 года, связь между девизом и папой не всегда очевидна. Для этой группы Римских пап текст, опубликованный в 1595 году, приводит имена только первых трёх пап, то есть тех, чей понтификат начался после обнаружения текста (1590 год), но не позднее года публикации текста:

    «От древности города» – Григорий XIV (1590-1591) Никколо Сфрондрати. Его отец был сенатором в древнем городе Милане. Слово сенатор – производное от слова «старик».
    «Благочестивый город в войне» – Иннокентий IX (1591) Джованни Антонио Факинетти. Он был патриархом Иерусалима перед избранием на папский престол.
    «Крест Рима» – Климент VIII (1592-1605) Ипполито Альдобрандини. Он был кардиналом-священником с титулом Св. Панкратия – раннехристианский римский мученик.
     «Человек волн» – Лев  XI (1605) Алессандро Оттавиано де Медичи. Он был епископом Палестрины, по преданию, основанной сыном мореплавателя Одиссея. Девиз может относиться к короткому правлению папы Льва (27 дней).
    «Подкупленная нация» – Павел V (1605-1621) Камилло Боргезе. Папа Павел V назначил своего племянника, Шипионе Боргезе, в коллегию кардиналов. Слово «непотизм» (кумовство), возможно, возникло во время правления этого папы.
    «В мучениях мира» – Григорий XV (1621-1623) Алессандро Людовизи. Его правление связано с началом Тридцатилетней войны (1618-1648).
    «Лилия и роза» – Урбан VIII (1623-1644) Маффео Барберини. Он был рождён во Флоренции, на гербе которой изображена красная лилия. Во время его правления было примирение Франции (лилия) и Англии (роза).
    «Удовольствие креста» – Иннокентий X (1644-1655) Джамбаттиста Памфили. Он был избран на папский престол после длинного и сложного конклава в праздник Воздвижения Креста Господня.
     «Страж гор» – Александр  VII (1655-1667) Фабио Киджи. Его фамильный герб включает изображение семи холмов со звездой над ними.
    «Звезда лебедей» – Климент IX (1667-1669) Джулио Роспильози. Звезда по легенде относится к папе Александру VII, который назначил Климента своим персональным секретарём. Слово – «лебедь» рифмуется с фамилией папы Александра.
    «От великой реки» – Климент X (1670-1676) Эмилио Бонавентура Альтьери. Папа Климент был уроженец Рима.
    «Ненасытный зверь» – Иннокентий XI (1676-1689) Бенедетто Одескальки. Герб папы Иннокентия имел изображение льва.
    «Славное покаяние» – Александр  VIII (1689-1691) Пьетро Витто Оттобони. Его имя было Пётр. Согласно преданию Церкви: апостол Пётр покаялся после троекратного отречения от Христа.
    «Грабли в дверь» – Иннокентий XII (1691-1700) Антонио Пиньятелли дель Растрелло. Его фамилия означает «грабли».
    «Окруженный цветами» – Климент XI (1700-1721) Джанфранческо Альбани. Он был кардинал-дьякон с титулом Св. Мария в Аквиро.
    «Из хорошей религии» – Иннокентий XIII (1721-1724) Пьетро Микеланджело деи Конти. Игра слов, относящаяся к выбранному папой имени Иннокентий, что может означать «чистый, невинный». Он из знаменитой семьи Конти, которая произвела несколько пап.
    «Солдат на войне» – Бенедикт XIII (1724-1730) Пьетро Франческо Орсини.
    «Величественная колонна» – Климент XII (1730-1740) Лоренцо Корсини. Он был кардинал-священник с титулом Сан-Пьетро-ин-Винколи, что значит: «св. Пётр в веригах».
    «Деревенское животное» – Бенедикт XIV (1740-1758) Просперо Лоренцо Ламбертини.
    «Роза Умбрии» – Климент XIII (1758-1769) Карло делла Торе Реццонико. Он получил в 1747 году звание кардинал-священник с титулом Санта-Мария-ин-Арачели. В духовных кругах Дева Мария представляется розой.
    «Быстрый медведь» – Климент XIV (1769-1774) Лоренцо Джованни Винченцо Антонио Ганганелли. На фамильном гербе Ганганелли был изображён бегущий медведь.
    «Апостольский паломник» – Пий VI (1775-1799) Джананджело граф Браски. Провёл последние два года своей жизни в изгнании, был узником Французской революции.
    «Хищный орёл» – Пий VII (1800-1823) Грегорио Луиджи Барнаба Кьярамонти. Правление папы было омрачено Наполеоном, эмблемой которого был «орёл».
    «Собака и змея» – Лев XII (1823-1829) Аннибале, граф делла Дженга. Папу Льва очень многие ненавидели. Девиз также может быть намёком на фамилию папы – «змея».
    «Религиозный муж» – Пий VIII (1829-1830) Франческо Саверио, граф Кастильони. Очередная игра слов: ссылка на выбранное папой имя – «набожный».
    «От Тосканских купален» – Григорий XVI (1831-1846) Бартоломео Альберто Капеллари. Папа принадлежал к отшельническому ордену «Камальдулов», основанному в горах Тосканы. Орден состоял из двух монашеских общежитий, одно из которых называлось – «прекрасный фонтан».
    «Крест от креста» – Пий IX (1846-1878) Джованни Мария, граф Мастаи-Ферретти. Папа Пий IX многое испытал во время своего правления, но главная его крестная мука пришла от Савойской династии, которая объединила Италию и лишила папу его владений. Герб Савойской династии – белый крест на красном фоне.
    «Свет в небе» – Лев XIII (1878-1903) Винченцо Джоакино Рафаэль Луиджи Печчи. На его гербе изображена летящая звезда.
    «Пламенный огонь» – Пий X (1903-1914) Джузеппе Мелькиоре Сарто. Пий X ратовал за издание первого полного Кодекса канонического права, за ежедневное причащение, за использование одноголосого пения в Католической литургии, и был противником модернизма в церкви. Он был первым святым папой за период в 400 лет, предыдущим был Пий V.
    «Религия разорена» – Бенедикт XV (1914-1922) Джакомо, маркиз делла Кьеза. В понтификат Бенедикта XV-го произошли: Первая мировая война – 12 млн. убитых. Октябрьская революция, начавшая беспрецедентные гонения на верующих.
    «Неустрашимая вера» – Пий XI (1922-1939) Аброджио Дамиано Акилле Ратти. В понтификат Пия XI-го подписаны Латеранские соглашения, правительство Италии признало суверенитет Святого Престола.
    «Ангельский пастух» – Пий XII (1939-1958) Эудженио Мария Джузеппе Джованни Пачелли. Пий XII издал несколько энциклик догматического содержания. Он,  как глава Церкви, провозгласил догмат о Вознесении Пресвятой Девы Марии.
    «Пастух и моряк» – Иоанн XXIII (1958-1963) Анжело Джузеппе Ронкалли. Перед избранием папой, он был Патриарх Венеции, города моряков, каналов и гондол.
    «Цветок цветков» – Павел VI (1963-1978) Джованни Баттиста Энрико Антонио Мария Монтини. На гербе папы изображены три лилии. Лилия (Флёр-де-ли) эмблема королевской власти во Франции.

    Далее список Малахии сводится к перечислению четырёх пап.
    «De medietate Linae (От середины Луны)» – Иоанн Павел I (1978) Альбино Лучани. Родился 17 октября 1912 года, когда луна достигла своей половины. На папском престоле пробыл всего 33 дня. Его помнят как «улыбающегося папу».
    «De dabore Solis (От Солнечного затмения)» – Иоанн Павел II (1978-2005) Кароль Юзеф Войтыла. Родился 18 мая 1920 года в день частичного солнечного затмения, наблюдавшегося в области Индийского океана. Похоронен 8 апреля 2005 года в день редкого полного солнечного затмения, наблюдавшегося в области тихого океана. Пребывание Иоанна Павла II на папском престоле совпало с падением популярности католицизма, и символическая латинская характеристика Малахии может быть переведена как «от одинокого труженика». Папа Иоанн Павел II, по всей очевидности, был самым трудолюбивым папой последнего времени.
    «De Gloria Olivae (Слава оливы)» – Бенедикт XVI (2005-2013) Йозеф Алоиз Ратцингер. Папа взял тронное имя Бенедикт XVI, в частности в честь святого Бенедикта Нурсийского. Одним из ответвлений Бенедиктинцев является орден Оливетов. В 1993-2005 годах кардинал Йозеф Ратцингер носил титул «кардинал Веллетри-Сеньи». На гербе города Веллетри изображены три оливковых дерева. Бенедикт XVI возглавлял Конгрегацию доктрины веры (она же – «Святая инквизиция», переименованная в 1908 папой Пием Х). На гербе «Святой инквизиции» изображена «оливковая ветвь».
    11 февраля 2013 Бенедикт XVI объявил о том, что собирается отречься от престола 28 февраля, воспользовавшись правом отречения, которое не нуждается в чьём-либо утверждении. 28 февраля в 20:00 по римскому времени отречение вступило в силу (это время было выбрано, поскольку в 20 часов обычно заканчивался рабочий день папы). Бенедикт XVI после отречения не сохранил за собой сан кардинала, так как его возраст уже превысил 80 лет, он не может занимать никакой должности в Римской курии.
    Конклав начался 12 марта. 13 марта был избран новый глава Римско-католической церкви – Франциск (род. 1936, в миру Хорхе Марио Бергольо). Первый в истории папа из Нового Света и первый за более чем 1200 лет папа не из Европы [после сирийца Григория III (731-741)]. Первый папа-иезуит.
    После того, как Бенедикт XVI добровольно покинул папский престол, многие толкователи пророчества святого Малахии заявили, что новый папа Франциск не является последним «De Petrus Romanus (Петром Римлянином)», так как пророчество не говорит, что никакие папы римские не вмешаются в список между ним и «De Gloria Olivae (Слава оливы)», что Малахия просто предупредил, что тот должен быть последним.
    «De Petrus Romanus (Пётр из Рима)» – «Во время последних гонений на Святом Римском Престоле будет сидеть Пётр Римлянин, который будет пасти овец среди множества терзаний, по свершении чего город семи холмов будет разрушен, и Судия страшный будет судить народ свой. Конец».
*    *    *
ДТН.