Второй парадокс Часто слабые живут дольше сильных

Александр Смирнов 83
Инженер-это человек, который всё знает.
Верховая езда - это средство для похудения, потому что солдаты-кавалеристы -  тощие, а также для того, чтобы поправиться, потому, что большинство офицеров-кавалеристов - толстые.

Из юмористического словаря Гюстава Флобера

 Однажды ко мне обратились два приятеля солидного уже возраста, специалисты в области автоматизации научных исследований и производства, с предложением поехать в Центр здоровья МОНИКИ, головного медицинского центра Московской области. В нём без направления врачей и практически сразу после обращения и, что немаловажно, бесплатно можно было пройти обследование, применяемое, как было заявлено, при отборе космонавтов. Видимо, врачи проводили научно-практическое исследование здоровья разных групп населения (иначе-скрининг). Я инженер, а не врач и возможно допускаю неточности в терминологии, характере исследований и передаю те ощущения и понятия, которые я смог усвоить, как испытуемый.  Методика заключалась в компьютерной обработке данных, полученных с датчиков, установленных на коже в различных участках тела и показателей анализа крови, взятой из пальца. По результатам этой обработки выявлялась показатели метаболизма (обмена веществ в организме), соотношение мышечной, жировой и водной массы организма, оценка иммунитета (защитной силы организма) и наличие резервных возможностей испытуемого.

Все эти показатели были распечатаны в виде таблиц и печатного текста. Выводилась также цветная картина разных частей сердца с отображением его дефектных зон. И, как завершающий итог, выносился приговор: есть ли резервные возможности организма и ориентировочная количественная их оценка, в процентах к среднему в соответствующей возрастной группе и предыдущему своему уровню. Нас, конечно, интересовали в первую очередь, не глобальные результаты исследований, а сугубо личные. Я не буду приводить своих данных, они оказались недостаточно информативными, так как я был там в первый раз и невозможно было выявить динамику состояния здоровья по сравнению с прошлым годом. Приятели же бывали здесь и раньше.
 
Итак, один из них имел неплохое по его понятиям здоровье, на момент исследования был научным сотрудником, вёл активный образ жизни, занимался разными видами физической деятельности, скажем не как спортсмен, а как любитель: плаванием, лыжными прогулками, частенько ездил, как турист, по разным странам, в том числе и с жарким климатом. Зимой иногда посещал курорты, занимаясь в облегчённом режиме горными лыжами. На здоровье не жаловался, чувствовал себя комфортно.

 Другой приятель, будучи старше на год, напротив, из-за серьёзных проблем с сердцем в течение длительного времени вынужден был значительно ограничивать физическую активность и принимал несколько видов лекарств. Но успешно работал и в повседневной жизни в посторонней помощи не нуждался.

Результат, однако, оказался парадоксальным. У первого фигуранта резервный запас организма практически оказался равным нулю, хотя показатели работы сердца имели лишь незначительные отклонения. У второго, при существенно худших показателях работы сердца, резервные возможности организма оказались намного лучшими, хотя и очень далёкими от идеальных. Медики, не будучи лечащими врачами, являясь скорее специалистами по  приборным обследованиям, сказали, что методика проверенная, результаты объективные, хотя и оценочные. Они посоветовали далее обратиться к соответствующим специалистам для анализа  полученных результатов и назначения лечения.
 
Приятели обратились ко мне, считая, что мои познания по медицинским вопросам гораздо выше их знаний. Я выдал им три возможные причины этого парадокса. Первая причина: результаты перепутаны друг с другом. Проверили, ошибки нет. Вторая: методика ошибочная, даёт неверные результаты. Сравнили с прошлогодними данными. Оказалось, и тогда данные у здорового фигуранта были хуже, чем у нездорового, хотя лучше, чем теперешние, значит, методика, по всей вероятности, не виновата. Третья причина: более здоровый приятель, имея значительно лучшее здоровье, допускает слишком высокий уровень нагрузок, приближающийся к пределу возможностей своего организма, снижая его резервы до нуля, в то время как нездоровый приятель, имея невысокие физические возможности, выполнял более низкие нагрузки по сравнению со своими допустимыми, что создавало некоторый резерв.

 Я посоветовал здоровому приятелю: - Тебе следует снизить обороты и уменьшить свои физические нагрузки, чтобы исключить риск развития необратимых последствий. К сожалению, он продолжал жить в прежнем ритме и снова съездив на Красную Поляну и покатавшись там на горных лыжах, скончался через месяц от сердечной недостаточности, в то время как не вполне здоровый приятель по прежнему работает и ведёт свою обычную жизнь.

Пожелание всем: - Люди, не превышайте потолок своих физических возможностей, как бы комфортно вы себя не чувствовали.

Это житейский совет человека очень почтенного возраста с соответствующим состоянием здоровья.

Но как практически определить этот потолок?

Во первых, по своему самочувствию и своему опыту, если он накоплен. Если во время физических нагрузок, непосредственно или по прошествии некоторого времени ощущается дискомфорт, признаки стенокардии или сердечная аритмия, то, по всей вероятности, допустимые нагрузки превышены. Это субъективная оценка.

Есть и количественные инструментальные методы для самостоятельной оценки.

Кардиологи считают основными показателями перегрузки организма переход пульса и артериального давления выше соответствующей нормы, а также появление аритмии и вывели простые формулы по  определению их допустимого уровня   для людей разного возраста. Не рекомендуют его превышать.

Для пульса она выглядит так: 0,7*(220 минус возраст).

 Таким образом, для здорового нетренированного 20-летнего человека допустимый безопасный  пульс при нагрузке составит 140 ударов в минуту, для 70-летнего, не страдающего серьёзными сердечно-сосудистыми заболеваниями, - 105, для 90-летнего - 91.

Для артериального давления свои показатели. Для меня, например, врач установил планку при нагрузке - не выше 170.

Для замера давления и пульса вне дома, в том числе во время нагрузки, например темповой ходьбы, работы в огороде, удобно использовать запястный тонометр, продающийся в любой аптеке. Он достаточно точно и быстро замеряет пульс даже при выполнении нагрузки. При замере давления нужно прекратить нагрузку или остановиться секунд на 10, если оно определяется при нагрузке, и на 3-5 минут, если в покое. Тонометр должен находиться на уровне сердца. При этом, в отличие от пульса, ошибка может составлять 10-15 единиц в любую сторону. Сколько раз мой запястный тонометр спасал меня от сердечных неприятностей!

 Для больных людей этот показатель индивидуален и его поможет установить врач. У спортсменов свои нормы и пределы, за ними по правилам должны наблюдать спортивные врачи.

Далее привожу личный пример. В 1990 году я прошёл операцию аортокоронарного шунтирования в Кардиоцентре (тогда ещё не применялось стентирование). Операцию делал тот же кардиохирург Р.А.Акчурин, который оперировал Черномырдина, а затем Ельцина.  Для разработки установленных шунтов и предотвращения их слипания мне посоветовали постепенно увеличивать физическую нагрузку.

Для этого я тренировался на велотренажёрах в Коронарном клубе при 15 больнице в Люблино, тогда это было бесплатно. Там под руководством опытного кардиолога применялась американская методика, основанная на ступенчатом повышении нагрузки до допустимого уровня с интервалом в три минуты. После каждого повышения нагрузки пациент крутил педали в течение трёх минут, при этом замерялся пульс и давление, затем нагрузка сбрасывалась и педали крутили тоже в течение 3 минут уже без нагрузки. Предполагалось, что сердечная мышца за 3 минуты подтренируется, что нужно для её укрепления, но не перегрузится, а за 3 минуты паузы успеет отдохнуть.

По достижении предельного уровня пульса или давления также ступенчато постепенно сбрасывалась нагрузка. Сеанс в среднем продолжался минут 45. За 4 месяца тренировок по 2-3 раза в неделю я повысил свою выкручиваемую мощность на 50%, что позволило войти в обычную жизнь. Я смог быстро ходить, обгоняя всех, но навсегда исключил бег. 

Впоследствии я стал использовать эту методику при ходьбе, применяя "рваный" ритм, когда темп ходьбы ускорялся в течение 3 минут, а затем также на 3 минуты сбрасывался, то-есть я шёл вразвалку или вообще останавливался, и так в течение до получаса. При этом после каждого 3-минутного периода подсчитывался пульс. Однако в части занятий физической культурой я человек с ленцой и использовал эту методику в основном во время отпусков в санаториях и при прогулках в выходные дни. С тех пор прошло 32 года, а сейчас мне 89 лет.

Однако, поскольку я не кардиолог, я не могу рекомендовать эту методику для использования каждому, это может оказаться небезопасным для некоторых сердечных больных. Просто это информация для размышления: каждый что-то должен делать для поддержания своего здоровья, но с учётом рекомендаций врачей и здравого смысла.

Приглашаю ознакомиться с другой моей статьёй на тему поддержания здоровья: "Как сохранить здоровье и общаться с врачами". http://proza.ru/2016/09/19/48