Стратегия игры или перезагрузка визуального?! Эссе

Каждый художник в  творчестве делает свою игру, которая становится стратегией работы над художественным образом. Почему игра? Именно игра сделала человека человеком,   интерес к её  тактикам позволил решить многие технологические задачи в современной компьютерной технике и программах (вспомним детские придумки, когда мы искали выдуманные нами же сокровища, пускались в приключения, а наши  карнавальные переодевания или страшилки перед засыпанием в пионерских лагерях будили фантазии и развивали воображение).
Игра позволяет трансформировать  то, что кажется нам повседневным, она создает интенцию к уходу от рутины обыденности. Этот аспект трансформации окружающего  бытия  взяли за основу своей творческой стратегии художники,  здесь представленные –  Лилия Баласанова и Сергей Колеватых.  Они умеют слушать и слышать внутренний голос, когда подбирают  визуальные имиджи в сети  для  своих будущих проектов. Роясь в архивах старых фотографий или  в истлевающих подшивках газет, они  находят в массе просмотренного и отобранного материала нечто, что позволяет превращать пассивную среду в среду активную. Им известно как  наполнить картину  той энергетикой, которая мотивирует зрителя к рассматриванию чего-то иного, незнакомого.
Кажется, что я знаю этот город, я была здесь, но на их картинах он совсем не соответствует реальному Парижу или Нью-Йорку, Чикаго или Пекину. Художники показывают зрителю непросто архитектуру городов,  они решают художественную задачу   другого порядка, они создают ОБРАЗ ГОРОДА. Именно поэтому здесь не только дома, каналы, залив, башни и мосты, здесь правильно расставлены акценты на  знаках, по которым мы узнаем Париж или Чикаго. 
Лиле и Сергею удивительным образом удается регулировать оптику (визуальный эффект), создаваемую их работами. Они словно знают, что ожидает их  аудитория из зрителей и клиентов. Эта пара, работающая всегда в тандеме, обладает тем редким для художников качеством – предельно редуцировать (сводить к минимуму)  смысловую нагрузку, которую несет картина,  в понятный зрителю  message (визуальное сообщение)! Профессионально используя очень модную и своевременную именно сегодня коммуникационную стратегию  в современном искусстве, заставляя конъюнктуру работать на себя, возможно даже питаясь  ее витальной, жизненной силой!
Они сами рождают энергию спроса, следуя законам синергетики, транслируя зрителю своеобразную  фундаментальную идею или тайну,  которую сами уже разгадали, и которая находит отклик  в сердцах их поклонников. Я имею в виду не только представленные здесь полотна, а и проекты, которые они демонстрируют на крупнейших художественных выставках и площадках в Москве: ВинЗавод, ЦВЗ Манеж, галереи современного искусства в России, Франции, США, Нидерландов и др. Их работы находятся в коллекциях крупнейших корпораций России и за её пределами, в частных коллекциях.
Каждый художник стремится стать «Художником эпохи», выработать свой присущий только ему  визуальный язык, не всем это удается, стать узнаваемыми на огромном рынке   произведений искусства, Баласанова и Колеватых смогли решить эту задачу. Их невозможно не узнать. Им удалось создать сконструированное пространство, некий другой и новый мир, в который они с удовольствием погружают зрителя, заинтересованного тем, что они показывают, и как они это делают. Зрители, пришедшие на выставку, часто пытаются узнать технологию их  работы.
При обилии компьютерной графики в сети, программ, построенных на математических формулах и теоремах, в частности  -  фрактальные картины и технология их создания.  Объекты и предметы  на картинах Сергея и Лилии отрисованы вручную. Колоссальный труд двух мастеров профессионалов, которые не просто художники, а    глубоко эрудированные, изучающие современные философские теории, личности.  В 2011 году ими  был придуман и реализован в ЦВЗ Манеж проект «The Undernet»,  в котором фиксировались  в визуальных образах на картинах их  личностные установки и восприятие уже привычных вещей цивилизации XXI века – глобальной сети, явленной в интернет коммуникации, стирающей все возможные границы между странами и континентами. Художники задались поиском смыслов, скрывающихся в этой сети, задаваясь  вечной проблемой  «Зло и добро».
Лиля и Сергей – выпускники художественного отделения Московского текстильного института (теперь Текстильной академии). Они - участники более 60 выставок и художественных проектов в России и за ее пределами.
Работы художников приобретались не только частными знатоками и любителями искусства, но и государственными музейно-выставочными фондами России, а также коллекциями таких всемирно известных корпораций, как Deloitte, John Deere, Hyatt Development,  Johnson & Johnson, Pricewaterhouse Coopers, Hewlett-Packard и другими. Работы художников представлены в интерьерах  многих ведущих российских и зарубежных фирм, в числе которых компании Ренова, Ситроникс, Praedium, AG Capital, Central Properties, а также Международный аэропорт Шереметьево.
Цитаты:
«Занятие живописью – не только образ жизни, но и способ освоения окружающего пространства – видимого и невидимого. На самом деле темой искусства является Неочевидное. Всё очевидное быстро исчерпывается  и становится скучным! Любой образ должен провоцировать хотя бы несколько вариантов прочтения – тогда он имеет шанс немного задержаться во времени».  Лилия Баласанова
«Самое интересное – это меняться в процессе работы. Если даже художник умеет управлять этим процессом достаточно виртуозно, результат должен оставаться в какой-то степени непредсказуемым». Сергей Колеватых.

 Примечание: Основанием к текстам послужили интервью с художниками и размышления об их творчестве. Эссе представлены  в укороченном варианте,  развернутые тексты готовятся к публикации в различных научных журналах или сборниках конференций.


Рецензии