Музыкальная интерпретация

Опубликовано в журнале «К Здоровью через Культуру» № 9. 2003г. Изд. Терос. 

     И.Ю. Степаненко

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИЗБРАННЫХ СТРАНИЦ УЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ
Из дипломной работы на соискание учёной степени бакалавра Культуры Здоровья.


Профессору Виктору Андреевичу СКУМИНУ – Учителю и Духовному Наставнику, давшему возможность жить и трудиться, постигая основы жизни, за великое терпение и помощь в научной работе,
Людмиле Анатольевне БОБИНОЙ за личный пример служения Свету в повседневной жизни,
Ольге Константиновне АУНОВСКОЙ за радость вдохновения и творчества.
От всего сердца выражаю благодарность и признательность.


АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: В Учении Живой Этики обосновано, что в эволюции планеты наступил поворотный, судьбоносный период, когда землянам суждено вступить во взаимодействие с тончайшими энергиями Космоса, которые соответствуют потенциальным психоэнергетическим возможностям человека (1).
Доктрина Культуры Здоровья профессора В.А. Скумина констатирует тот факт, что «когда наша планета больна от людского бессердечия и разнузданности мышления, осознание красоты может стать тем камертоном, который настроит основной тон души на более светлый и возвышенный лад» (2).
«Звук и цвет – это духовная трапеза человека. Их качественная характеристика влияет и на качество мышления» (3)

Цель работы: Цель работы заключается в музыкально-ритмической интерпретации молитв и притч Культуры Здоровья.
Задачи работы: 1) Выявление соответствия звука, цвета, ритма и энергетических центров человека. 2) Попытка постижения эзотерической сути музыки и знаков музыкальной записи (нотный стан, ключи: скрипичный, басовый, ноты, знаки альтерации – диез, бемоль, бекар). 3) Применение результатов исследования в музыкальной интерпретации молитв и притч Культуры Здоровья.
Научная новизна: Впервые предложен ноологический подход к решению вопросов соответствия букв, звуков речи и музыки, чисел и цветов радуги  в свете Учения культуры Здоровья, построены схемы- таблицы: «Мировая музыка» и «Музыка чакр человека духовного».
Практическая значимость работы: Разработан специальный подход к изучению молитв и притч Культуры Здоровья на основе сочетания звука и ритма, позволяющий глубже проникать в возвышенный смысл молитв и притч Культуры Здоровья, созданных Профессором В.А. Скуминым.
Материал и методы исследования: Проведено изучение произведений В.А. Скумина: текста и музыки Гимна «К Здоровью через Культуру» (4), четырёх молитв Культуры Здоровья (5), и пятнадцати медитационных притч Культуры Здоровья (6), (7), (8).

1. РЕЗУЛЬТАТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.
Источником звука и цвета является Единая Всеначальная энергия, вибрации которой мы воспринимаем своими органами чувств – слухом и зрением. И чтобы узнать действительные соответствия звуков и цветов, необходим духовный подход к решению вопроса о соответствии звука и цвета, подход, основанный на эзотерическом, духовном  знании,, который разработал Профессор В.А. Скумин (9).

     Он констатирует, что строение Космоса и человека духовного идентичны, так как человек есть отражением Космоса, средоточием его лучей. Семь Космических Принципов и семь соответствующих им центров человека духовного имеют семь основных звуков и семь цветов радуги. Эти вибрации – звуки и цвета расположены в порядке музыкальной гаммы от «до» до «си». Цвета – от рубиново-красного до блистающе-фиолетового. (10).

     Профессор В.А. Скумин в своих лекциях неоднократно указывал, что энергетические центры человека духовного участвуют в формировании его духовной лиры. На одном из практических занятий наш Духовный Наставник говорил, что подобно тому, как обучающийся музыке на первых порах должен сначала выучить ноты и играть их на инструменте, чтобы музыка зазвучала потом мысленно, в духе, так и слова молитв, мантр и притч, как ноты в музыке, нужно сначала учить, а потом они сольются в единую симфонию духа.

      Однако ноты, как сказал наш земной Учитель, нужно разучивать на инструменте настроенном. Ведь расстроенный инструмент не пригоден. Так и человеческий организм нужно настроить на восприятие высоких вибраций  Космических энергий. Для этого и существуют специальные положения тела, которые способствуют сосредоточию духа, настраиванию организма к лучшему духовному восприятию, к установлению контакта сознания индивидуальности с планетарными и надземными энергетическими структурами Иерархии Света (11).

     Профессор разработал для нас – участников Международного общественного Движения «К Здоровью через Культуру» семь специальных ноопсихофизических Комплексов Культуры Здоровья (НПФК) (12), пять солнечных комплексов, а так же специальную систему практики духовного осветления. Они служат пособием для гармонизации психической энергии человека духовного и его настройки духовной лиры, а также единого энергополя духовного этноса на Высшие Космические Принципы – истинные Божественные камертоны.

   Выполнение и освоение НПФК Культуры Здоровья помогает постигать высочайший внутренний смысл произведений нашего Духовного Наставника, основоположника Учения Культуры Здоровья, вникать во взаимосвязь принципов Бытия. Каждое произведение автора наполнено особым ритмом – отзвук самой Музыки Сфер запечатлён здесь. И возникло непреодолимое стремление постараться осознать таинственную связь слов, звуков речи и звуков музыки, чисел и цветов…

     Поистине между звуками речи и звуками музыки существует непосредственная связь. Не случайно же в древности ораторское искусство тесно было связано с музыкальным искусством. Особенно большие возможности человеку духовному для выражения даёт русский язык – язык Агни Йоги. В нём есть основные фонемы: А, И, О, У, Ы, Э, подобно тому, как есть основные звуки в музыке. Определённые сочетания фонем вызывают те или иные вибрации, могут звучать.
В оккультных языках каждая буква не только соответствует звукам музыки, но имеет несколько значений.
В современном русском языке есть слова, буквы которых имеют несколько значений..Обратимся к великому слову АУМ. Этим словом начинается Гимн «К Здоровью через Культуру» и молитвы, применённые в НПФК Культуры Здоровья.

    АУМ – вибрация Высшего Мира, выраженная в звуках, священное сочетание высших символов. Это символ сочетания высших энергий человека и Космоса. Священный слог АУМ как высшая вибрация может звучать для настраивания психической энергии…

    Звуки А,У, и М соответствуют музыкальным звукам «до», «ми», «соль». В этом разделе данной работы была предпринята попытка осветить вопрос соответствия на основе приведенного в Живой Этике толкования значения букв, составляющих слово АУМ (13), и эзотерического (скрытого) значения звуков музыкальной гаммы, суть которых приоткрылась мне при изучении трудов профессора В.А. Скумина.

2 ОБ ЭЗОТЕРИЧЕКОЙ СУТИ МУЗЫКИ И ЗНАКОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЗАПИСИ В СВЕТЕ УЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ

Благодаря научным трудам Профессора В.А. Скумина взглянула по-новому на основы элементарной теории музыки и подумала о том, что новая музыка – музыка Культуры Здоровья должна создаваться на основе на основе знания и понимания Основ ж Жизни, так как музыка есть эквивалент жизни, как говорил Профессор.

    В книгах нашего Духовного Наставника «Йога путь самопознания» (14), «Йога: путь самосовершенствования» (15), «Пропедевтика Культуры Здоровья» (16) есть схема: « Человек: планы жизни и принципы-носители». После тщательного изучения её осознала, что схему можно представить как кольцевой нотный стан Космоса, впервые обнародованный в указанных изданиях.

   2.1. Мировая музыка
            (скрипичный и басовый ключи, нотный стан, ноты, гамма)

Нотный стан в музыкальной записи может употребляться не только для записи нот, но и как модель Мироздания. Он состоит из пяти горизонтальных линий, которые символизируют Космические Принципы. И пять пальцев на правой и левой руках человека можно как бы отождествить с Космическими Принципами и энергетическими телами человека духовного.

      Четыре же пространства между линиями нотного стана могут символизировать четыре мира и означать Планы Космоса, планетарные стихии: земли, воды, воздуха и огня, а так же царств планеты: минеральное, растительное, животное, человеческое.

      Прийдя к определённым выводам при изучении схемы В.А. Скумина «Человек: планы жизни и принципы-носители», ноумен ноологии (17), попыталась объяснить происхождение формы, символику скрипичного и басового ключей, нот, которые пишутся в этих ключах. Так нотный стан и ноты в скрипичном ключе символизируют Духовный Мир, Музыку Сфер, а нотный стан и ноты ноты в басовом ключе – материальный мир, Гимны Природы.
Профессор В.А. Скумин указывал в своих лекциях, что гамма это звукоряд Земли. Ноты в музыке символизируют формы жизни, носителей принципов или принципы человека, планеты.

2.2. Семь в периоде. Музыка чакр Человека Духовного.

В этом разделе данной работы на основе рассмотрения таблицы Профессора В.А. Скумина «Homo Spiritalis – Человек Духовный» (18) и композиции В.А. Скумина «Семь в периоде» (19) была предпринята попытка объяснить условное соответствие семи энергетических центров человека духовного с семью октавами фортепиано Ведь не случайно же фортепиано имеет диапазон (охват) в семь полных октав (интервалов, охватывающих восемь звуков), которые имеют свои названия: контроктава, большая октава, малая октава, первая октава, вторая октава, третья и четвёртая октавы. Каждая из них соответствует определённому цвету радуги и огню жизнетворчества человека духовного.

2.3. Ключ «до» и первая октава

Профессор В.А. Скумин отмечал в своих лекциях, что нота «До» первой октавы символизирует планету и человека как посредников между материальным и духовным мирами. К тому же эта нота ключевая.

В музыкальной практике существуют пять ключей «До», которые применяются для записи хоровых партий мужских и женских голосов, а также удобства записи средних голосов в оркестровой партитуре. Из них чаще всего используются только два. Они могут применяться не только для удобства записи, но и для символизации человека, как субъекта эволюции, самостоятельного и активного творца своей судьбы, что, возможно, может быть применено в будущем для создания музыки Культуры Здоровья.
Первая октава – первая из нижележащих записывается в скрипичном ключе и соответствует стихии огня…

2.4. Лады

В этом разделе речь идёт о семи натуральных ладах, которые применялись в музыкальной культуре Древней Греции в лечебных целях: ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский, локрийский. Из всех ладов самым светлым и гармоничным является ионийский лад. В нём написана мелодия Гимна «К Здоровью через Культуру». Профессор В.А. Скумин говорил, что красота по природе своей ассиметрична, так как Свет в Природе приобладает над тьмой.
Ионийский лад – это лад красоты. На основании музыкального анализа творчества В.А. Скумина можно утверждать, что ионийский лад является одним из основных ладов Культуры Здоровья, отражающим её музыкально-энергетический фундамент.

2.5. До-мажор и тональности

Изучая труды В.А. Скумина, пришла к выводу, что музыкальный строй инструментов, который мы имеем сейчас, создан по принципу строения Космоса и человека. И открыт он Пифагором на основе интервальных соотношений обертонового (обер – над) ряда основного звука. Так были получены интервалы и 16 обертонов основного звука. Например «До» большой октавы. Они дали открытию ионийского лада и его высотных положений – тональностей, признаками которых являются знаки альтерации: бемоль  диез. Эти знаки символизируют силы тяготения к Свету (диез) или от Света (бемоль). Диез – солнечный знак, а бемоль – лунный.
Так у всех звуков, имеющих определённую высоту, обертоновая природа идентична и изначально заложен мажор как отражение или преломление До-мажора, который есть, скорее всего, лад, а не тональность. Он идентичен белому Свету и потому является отзвуком Музыки Сфер. А от него, как лучи влево и вправо идут преломления разных цветов – тональности. С каждой новой тональностью прибавляется один знак – бемоль или диез и так получается квинтовый круг тональностей, который может символизировать движение энергий в человеке, месяцы года, дни в месяце, часы в сутках и т.д.
На основе результатов проведенного исследования рассмотрен Гимн «К Здоровью через Культуру» Профессора В.А. Скумина как первое музыкальное произведение Новой Эпохи.

3 ГИМН «К ЗДОРОВЬЮ ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ» ПРОФЕССОРА В.А. СКУМИНА КАК ПЕРВОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ НОВОЙ ЭПОХИ. 

Гимн «К Здоровью через  Культуру» создан для единения людей, у которых пробудилось духовное сознание и желание познавать и самосовершенствоваться. Он вдохновляет людей на благородные действия, на творческий труд во имя Общего Блага.
Гимн «К Здоровью через Культуру» ведёт в будущее, в вечность, призывает в любых условиях строить здоровую, счастливую жизнь на планете.
Создавая Гимн, профессор В.А. Скумин заложил буквы имени Бога Огня – АГНИ в начало первых строк всех четырёх строф. Это ключевое слово объединяет все строфы.
С эзатерической точки зрения Гимн «К Здоровью через Культуру» является отзвуком Музыки Сфер. Об этом свидетельствует и лад, в котором написана и мелодия Гимна, гармония аккомпанемента, количество слов в Гимне и ритм. У каждого куплета Гимна – определённая фактура сопровождения, что обусловлено содержанием словесного текста.
Четыре строфы в Гимне символизируют четыре незыблемые основы, о которых говорится в Учении Живой Этики: почитание Иерархии, сознание единения, сознание соизмеримости и применение канона «Господом твоим». «Пусть же наш Гимн пробуждает духовные, героические, божественные струны душ человеческих, пусть пребудет он символом единения всех творческих сил, устремлённых к Культуре, к оздоровлению Жизни. Пусть Гимн «К Здоровью через Культуру» станет для сотрудников нашего Движения тем камертоном, который поможет им настраивать сердца на ритм биения Великого Сердца, на совместный труд, на объединение сознаний в мощный торжественный аккорд служения Свету» (20).

4 МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МОЛИТВ И ПРИТЧ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ГИМНА «К ЗДОРОВЬЮ ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ»

Творчество профессора В.А. Скумина освещено высокой духовностью, многогранно и высокосодержательно. Оно заключает в себе мудрую символику и ориентировано на различные уровни понимания. Молитвы и медитационные притчи Культуры Здоровья «О былом и грядущем» - это жемчужины высокохудожественного творчества нашего Духовного Наставника. В них запечатлены мудрость веков и любовь к Владыке. Это притчи о жизни. Героями притч являются и отдельные личности, и планеты…Главное – суть. И эту суть помогает мне раскрыть исследование музыкальной стороны притч, их музыкальная интерпретация.

   Так у каждой молитвы и притчи есть свои число, ритм, лад и тональность. Есть молитвы и притчи, которые объединяют число семь. И если их рассматривать под этим числом, то они как бы дополняют друг друга. Например, молитва «И воздвигнем духа сияющий храм!...» и притча «Жизнетворчества Крылья». Число семь объединяет и притчи «Так напиши…», «В Страну Света» и «Свой камень» (21).

    Есть молитвы и притчи, которые звучат уже в определённой тональности. Это молитва Общего Блага и притча «Жизнетворчества Крылья».
А в остальных молитвах и притчах тональность можно определить по количеству слов и лад, исходя из содержания словесного текста. И если представить каждую притчу, как отдельную ноту, то получается тема фуги…
Значение музыкальной интерпретации молитв и притч Культуры Здоровья в том, что ритмы и мелодии музыки помогают представить себя на месте героев притч, вникнуть в содержание и философский смысл молитв и притч.

Заключение

Движение по пути «К Здоровью через Культуру» расширяет сознание человека, помогает осознавать соответствие и взаимодействие принципов Бытия, Космических Принципов и энергетических центров человека, звуков речи и музыки, чисел и цветов радуги.
Изучение соответствий Космических Принципов, эзотерической сути знаков музыкальной записи положило начало новой аппликатуре Культуры Здоровья. Музыка к молитвам и притчам Культуры Здоровья способствует гармонизации психической энергии.
   Выводы

1) Постижение Учения Культуры Здоровья необходимо для духовного продвижения во имя служения Иерархии Света, выполнения поставленной Великим Владыкой задачи – оздоровить планету, преобразить её в храм прекрасно-сияющий.
2) Исследование эзотерической сути музыки Гимна «К Здоровью через Культуру» профессора В.А. Скумина и знаков музыкальной записи можно рассматривать как основы элементарной теории музыки в Свете Учения Культуры Здоровья и применять в будущем для создания музыкальных произведений Культуры Здоровья.
3) Музыкальная интерпретация произведений профессора В.А. Скумина создана для лучшего восприятия и понимания содержания и смысла молитв и притч Культуры Здоровья.


Литература

1. В.А. Скумин. Йога: путь самосовершенствования. – Новочебоксарск: терос, 1994. – С.14.
2. В.А. Скумин. Йога: путь самосовершенствования. – Новочебоксарск: Терос, 1994. – С.49.
3. В.А. Скумин. Йога: путь самосовершенствования. – Новочебоксарск: Терос, 1994. – С.50.
4. И.Ю. Степаненко. Опыт постижения Гимна «К Здоровья через Культуру»// К Здоровью через Культуру. – 1996, №2. – С.с. 31-48.
5. В.А. Скумин. Развитие духовности. – Новочебоксарск: Терос, 1997. – С.с. 21-22.
6. В.А. Скумин. О былом и грядущем: медитационные притчи. – Новочебоксарск: Терос, 1997. – С.40.
7. В.А. Скумин. Ноопсихофизические Комплексы Культуры Здоровья. – Новочебоксарс: Терос, 1998. – С.17.
8. В.А. Скумин. Ноопсихофизический Комплекс Культуры Здоровья Падма Чакра. – Лумбини-Ялта. 2000. – С.7.
9. В.А.Скумин. Духовное Знание: ноология и культура духовного здоровья. – Новочебоксарск: Терос, 1996. – С.7.
10. В.А. Скумин. Материалы к изучению Базисного ноопсихофизического Комплекса Культуры Здоровья.// К Здоровью через Культуру. – 1998, №4 – С.с. 3-5.
11. Первые шаги в освоении Базисного ноопсихофизического комплекса профессора В.А. Скумина. // К Здоровью через Культуру. 1998. №4 – С.36.
12. В.А. Скумин. Ноопсихофизические комплексы Культуры Здоровья. – Новочебоксарск: Терос, 1998. – С.20
13. В.А. Скумин. Культура Здоровья – Фундаментальная наука о человеке. Новочебоксарск: Терос, 1995. – С.86.
14. В.А. Скумин. Йога: путь самопознания. Чебоксары: ТПО «Кристалл», 1992. – С. 115.
15. В.А. Скумин. Йога: путь самосовершенствования. Новочебоксарск: Терос, 1994 – С. 19.
16. В.А. Скумин, Л.А. Бобина. Пропедевтика Культуры Здоровья. – Новочебоксарск: Терос, 1994. – С. 82
17. В.А. Скумин. Духовное Знание: ноология и культура духовного здоровья. Новочебоксарск: Терос, 1996, - С.9.
18. В.А. Скумин. Человек духовный: роль Культуры Здоровья в утверждении новой человеческой расы на планете. – Новочебоксарск: Терос, 1994. – С.19.
19. К Здоровью через Культуру. – 1997, №3. – 3-я стр. обложки.
20. В.А. Скумин. Культура Здоровья – фундаментальная наука о человеке. Новочебоксарск: Терос, 1995. – С. 82.
21. И.Ю. Степаненко. Попытка постижения нескольких аспектов творчества профессора В.А. Скумина. // К Здоровью через Культуру. 1998, №4. – Сс. 73-76.





                           



                                                                                                                   


Рецензии