Всегда в полёте

Зинаида Николаева
Костромская династия лётчиков Юнгмейстеров

Сейчас бы сказали: они были крутыми парнями. И для своего времени, и для нашего. Такое ощущение, что прожили не одну жизнь, а несколько: столь крепко все замешано. Порой судьба улыбалась им, иногда показывала зубы. Но они никогда не сдавались. Лётчики Юнгмейстеры  всегда оставались на высоте.


Целую династию лётчиков Юнгмейстеров подарила стране костромская земля. Четыре известных в истории военлёта оказались не просто однофамильцами, как считалось ранее, а родственниками. Такой сенсационный вывод сделали авторы вышедшей в этом году в Питере книги «Братство военлётов». Один из составителей - потомок знаменитой фамилии профессор Санкт-Петербургского горного института Дмитрий Юнгмейстер. Сегодня мы знакомим вас с этим исследованием.

Юнгмейстеры:  дворяне из обрусевших немцев

Музыкант Генрих Юнгмейстер приехал из Германии в Лифляндскую губернию России в 1805 году. Один из его сыновей – Карл Вильгельм Генрих – позднее обосновался в Костроме. Он и с женой Натальей Ивановной имели семерых детей. Девочки - Маргарита, Александра и Анна - закончили Костромскую Григоровскую женскую гимназию, мальчики - Юлий, Михаил, Андрей и Александр - Костромскую классическую мужскую гимназию. Они числились потомственными дворянами и, в отличие от лютеранина-отца, православными. Сыновья Юлия, Андрея, Александра и стали знаменитыми летчиками.


Владимир: с него все началось

Первым в небо поднялся сын Андрея Владимир (1881 года рождения). Закончив Костромское реальное училище, он поступил в Александровское военное училище. Во время русско-японской  - воевал, награжден  орденами  Св. Анны и Св. Владимира 4-й степени. После обучал солдат военному делу, получил звание штабс-капитана, уверенно шел по службе. И вдруг – крутое пике: Владимир заболел авиацией.
Небом в ту пору бредили многие. Сегодня на эти летающие этажерки даже смотреть страшно, а тогдашним воздухоплавателям они казались чудом техники. Хотя аварии случались с досадной регулярностью, летчики гибли, калечились, но это не останавливало. Наоборот, рождало желание, во что бы ни стало, покорить небо. И пилоты ставили рекорд за рекордом: на длительность полета, дальность, в ночное время, в сильный туман…
Владимир окончил школу авиации в 1911-м, а в 1912-м  он и Габер-Влынский совершили перелет Москва – Богородск - Орехово-Зуево.  Две мануфактуры Саввы Морозова выделили на призы авиаторам по 500 рублей.  Юнгмействер летел на биплане «Фарман». Вес этого сооружения  до 600 кг, скорость – 75 км в час,  размах крыльев - 12,5 м, мотор - 60-80 л. с. Перелет широко освещала пресса, аэропланы на земле сопровождали  автомобили с членами спорткомитета, механиком, владельцем  завода «Дукс» Меллером  и промышленником Рябушинским.  Лететь, писали газеты, «было весьма мучительно»:  Габер-Влынский так замерз, что не мог вылезти из аэроплана.  Но встречали авиаторов как героев.
В первую мировую Владимир храбро сражался. Начальство считает его «выдающимся командиром и боевым служакой», а еще – человеком «отличных нравственных качеств». Когда в 17-м страна поделилась на белых и красных, Юнгмейстер менять свои принципы их в угоду новой власти не стал. Воевал у Деникина, Колчака. После разгрома белой гвардии навсегда покинул родину. Похоронен на православном кладбище в Александрии, в Египте.

Василий: главный большевик авиации

Сын Юлия – Василий (родился в 1886 году) учился в Костромском реальном училище, но не окончил его. Жандармы хорошо знали этого мальчика из приличной  семьи: «роста 2 аршина 7 вершков, лицо чистое, глаза карие, волосы и брови русые, нос обыкновенный».
При обыске у Васи, подозреваемого в ограблении кассира «Волжской мануфактуры» из Наволок, нашли много нелегальной литературы и типографский шрифт. В 1904 году Василий вступил в РСДРП, в 1905-м - в боевую дружину Гастева, которая занималась терактами и грабежами банков. В двадцать он будет членом ЦК РСДРП.
Есть сведения: Василий участвовал «в экспроприации у инспектора Костромского реального училища 1887 рублей 88 копеек». Всё, до копеечки, – не себе, а на дело революции. Понятно, почему училище Вася не закончил. Парень ударился в бега, был задержан и приговорен к высылке в Олонецкую губернию на год. Опять бежал, пойман и отправлен уже на 5 лет в Якутию.
Во время первой мировой, получив амнистию, Василий выучился на военлёта, воевал, был ранен, награжден Георгиевским крестом 4-й степени.
Революцию встретил радостно. Был знаком со Стопани, Свердловым. В 18-м встретился с Лениным в приемной Реввоенсовета. Ильичу понравилось: Юнгмейстер чуть не единственный в стране организовал эвакуацию самолетов из оккупируемой немцами территории. С тех пор, пишут авторы, Ленин доверял ему самые ответственные задания. Приметил его и Михаил Фрунзе. Приняв командование Туркестанским фронтом, место начальника авиации он предложил Юнгмейстеру. Василий  и его соколы-орлы за пять дней сбросили на Бухару 274 бомбы и 48 кг листовок, установив, таким образом, Советскую власть. За эту операцию Василий получил орден Красного знамени и золотой портсигар.
Позднее он станет одним из создателей гражданского Воздушного флота СССР, наладит регулярное воздушное сообщение Украины с Москвой, начнет строить аэродромы. По его инициативе откроют  авиажурналы, где он будет печатать свои статьи.
Идею самим делать самолеты, а не покупать у буржуев, он поначалу двигал. Но с финансами было туго, и у него (в ту пору техдиректора  «Укрвоздухпуть»)  вышел конфликт с главным конструктором Калининым. Юнгмейстер обвинил Калинина в срыве сроков постройки самолета, предлагал покупать самолеты в Германии. Но рабочие заявили, что виноват сам Юнгмейстер: «обуржуазился и за взятку протаскивает продукцию немцев». Техдиректор потребовал закрыть КБ. Но уволенные конструкторы выходили на работу, трудилась бесплатно. Они хотели сделать наш советский самолет. И добились своего. Комиссия из Москвы убрала с завода Юнгмейстера.
Позднее он работал на разных должностях в Москве, но, как считают авторы книги, в нем произошел надлом. С ним, героем революции, обошлись как с мальчишкой.  От обиды, видимо, примкнул к сторонникам военного переворота в стране. В 37-м Василий Юльевич был арестован и расстрелян. Реабилитирован посмертно.

Леонид: первый опыт парения в СССР

Сын Александра Леонид (1897 года рождения) после гимназии в Костроме закончил курсы гидроавиации в Петрограде. В 19-м по запросу командующего авиацией Западного фронта В. Юнгмейстера был направлен в его распоряжение. Летал на разведку, бомбометание, перехватывал вражеские аэропланы. После войны работал испытателем на научно-опытном аэродроме. Здесь познакомился с летчиком Константином Арцеуловым, внуком художника Айвазовского. Эта дружба определила судьбу Леонида.  В 23 году при испытании Арцеулов сильно разбился. В больнице члены его планерного кружка сильно горевали, что тот не сможет испытать новый аппарат.
- Да вот вам пилот,  – сказал Арцеулов, - Леонид, поможешь молодежи?
Леонид никогда не летал на планере, но привлекла  новизна ощущений. Так в ноябре 1923 года  Юнгмейстер совершил первый в СССР планерный полет (на планере «Буревестник» конструкции В. П. Невдачина). Он продержался в воздухе всего 50 секунд, пролетев 532 метра. Но это был прорыв. Второй полет длился около 2 минут, а уже через пару недель Юнгмейстер продержался в воздухе 41 минуту 10 секунд,  побив рекорд  немца Гардта. Потом были другие достижения – всесоюзные и мировые - за продолжительность, дальность, высоту, точность посадки.
В 25 году на высоте 140 метров у его планера отвалился хвост и крылья. Леонид чудом выжил. Лежа в больнице, сделал для себя выводы из этой истории. Потом за долгие годы работы испытателем у него не было ни одной аварии. А налетал он более 1 млн. км.

Виктор: влюбил в авиацию маршала Новикова

Виктор  (1900 года рождения) – родной брат Леонида. Учился в костромской гимназии, потом в реальном училище.  «Виктор Юнгмейстер, большой лентяй в учении. Немец, не хотевший учить даже немецкого языка, хотя и сын учительницы немецкого», - воспоминали о нем. Виктор словно чувствовал:  из-за немецкого языка и немецкого происхождения ждут его неприятности.
После революции  уехал в Москву, в 19-м стал красноармейцем, служил мотористом в школе авиации. В 20-м добровольцем ушел на фронт. После гражданской стал летчиком-испытателем, уверенно двигался по службе. Смоленскую бригаду Юнгмейстера считал лучшей будущий маршал ВВС Фалалеев.
Юнгмейстер научил летать другого будущего маршала - костромича Александра Новикова. Новикова назначили командовать авиабригадой,  а у того ни знаний, ни опыта. «Юнгмейстер привил мне любовь к авиации», - вспоминал маршал.
Виктор закончил  Военно-воздушную академию им. Жуковского, дослужился до комбрига (генерал-майора). В 37-м его оклеветали, уволили в запас, около месяца продержали  в тюрьме, через год исключили из партии. В 39-м Виктор добился полной реабилитации. Вернули звание комбига. Преподавал в военной академии, писал научные работы. В Отечественную был в боевых частях, награжден орденом Красного знамени.
А в январе 44-го их с женой арестовали. Ни за что. 10 лет лагерей - ему, 5 – жене. Вспоминал: по пути в лагерь обменял генеральскую шинель на буханку хлеба. Когда хлеб стали отбирать, упал на пол и пытался откусить от буханки как можно больше. До лагеря в Комсомольске-на-Амуре  доехал едва живым – выходил бывший ученик.
В 55-м  Виктор был реабилитирован. Обучал курсантов по написанным им учебникам, где была густо вымарана его фамилия. Восстановившись в правах, приобрел дом под Ялтой. Туда же переехал брат Леонид, он поддерживал Виктора в ссылке деньгами, продуктами. Но под одной крышей они не ужились, рассорились. Виктор продал свою часть дома, жил в Ленинграде, в квартире маршала Новикова, преподавал в Высшем авиационном училище гражданской авиации.
А ведь после ареста Виктора Леонид отправил в его защиту письмо на имя вождя. Хотя и понимал, чем рискует.  «Великий Сталин! Вот перед Вами я жизнью своею отвечаю, что у брата моего не было, нет и не может быть никаких преступлений, злоумышлений или высказываний против нашей Родины, партии и против Вас». Поводом к аресту, писал Леонид, могла быть «только наша гнусная фамилия». Хотя «сами мы русские до мозга костей, костромичи, православные, не знающие иного языка, кроме русского».
Этой «гнусной» фамилией мы сегодня гордимся.

Зинаида НИКОЛАЕВА.

Снимки из книги  В. П. Иванова,  В. В. Короля,  Д. А. Юнгмейстера «Братство военлётов (лётчики Юнгмейстеры)».
Опубликовано в Костромской народной газете в 2009 г.

Автор благодарит за предоставленные материалы Дмитрия Юнгмейстера, профессора Горного института в С-Петербурге.