После холокоста

Артем Кресин
                ПОСЛЕ ХОЛОКОСТА.

       1991 год Израиль. Для  группы новых репатриантов из Советского Союза  организована экскурсия «по местам боевой славы», связанная с военными действиями в период становления государства.

      Немного истории. В 1948 году, сразу после провозглашения государства Израиль, арабы начали против него полномасштабную войну.  По всему Израилю стали организовываться еврейские военные отряды обороны, отстаивающие право новой страны на существование. Одним из основных мест боев был участок Латрун, расположенный  на дороге между Тель-Авивом и Иерусалимом. Арабы блокировали Иерусалим, и не допускали снабжения еврейских   жителей какими либо товарами, обрекая их на голод. Отряды израильтян, отбивали попытки арабов закрыть эту дорогу для транспортных караванов.

       В данном случае наша экскурсия была посвящена этим боевым действиям  на  дороге  вблизи Латруна. Нам показывали места боев, расположение противоборствующих сторон, Показали нам также площадку, где расположено мемориальное кладбище воинов, погибших в этих боях. Рассказали даже такой эпизод. В отряде у одного из бойцов отец был архитектором, и он периодически навещал своего сына. И сын, как-то, шутя, сказал отцу – «если со мной что-то случится,  ты     сделаешь памятник мне и моим товарищам». К сожалению, все именно так и произошло.

        Экскурсовод описывал случаи самопожертвования участников боев, нежелание уходить в тыл при небольших ранениях, нежелание переводиться на другие менее опасные участки.  Многие, после лечения в госпитале, рвались именно на этот наиболее опасный участок боев.

       Я обратил внимание на наших слушателей. У одной части эти рассказы не вызывали никаких внешних эмоций. А были такие, которые слушали эти рассказы с иронической улыбкой, принимая их за обычную агитку, они обменивались мнениями с соседями, в которых звучало полное, и даже насмешливое, недоверие к сказанному. Слышались отрывки фраз – да ну их - добровольно!  Что они дураки, что ли? Гробить свои жизни, ради чего? 
 
       Подвергать сомнению слова экскурсовода у нас права не было.  Однако и иронию  со стороны наших слушателей, казалось бы, можно объяснить, что может быть для человека  дороже  жизни.  Представители нового поколения, прожившие  жизнь без войны, в достаточно  комфортных условиях, не видевшие и малой доли того, через что прошли  участники этих боев, естественно  не могли понять  их  готовности жертвовать своей жизнью.

       Очевидно, что бы попытаться понять защитников только возникшего нового государства, мало  прослушать лекцию экскурсовода. Нужно  сделать над собой нелегкое усилие, и вникнуть в пережитое ими,  попытаться понять психологию тех,  кто состоял в этих отрядах.  Попытаться, хотя бы виртуально ознакомиться  с  мировосприятием этих людей. Почти все они прошли    по краю  газовых камер концлагерей и расстрельных ям в гетто и оказались волей случая   в  доле процента,  чудом оставшихся в живых.  И чтобы  их понять,  нужно, отбросив сегодняшнее  понятие о жизни в комфортном мире,  познакомиться с чувствами  этих евреев, прошедших через  гитлеровскую  систему уничтожения  в Европе и оказавшихся в Израиле.  Это очень трудно сделать. Но лишь  только после этого можно будет  представить убеждения этих людей, понять, через что они прошли, что они видели, что они пережили, и почему для них было необходимо  создать и сохранить еврейское государство. Может быть, после этого нам станет более понятно, почему еврейское государство для них было дороже  жизни. А для этого попробуем  мысленно вернуться  в освобожденную союзниками Европу 1945-1947 годов.

       Рассмотрим положение, оказавшихся в Европе,   евреев вышедших из фашистских  лагерей уничтожения после разгрома гитлеровской Германии и проанализируем причины, по которым они не хотели возвращаться в прежние места проживания, а стремились попасть в Палестину, как в те времена называлась территория сегодняшнего Израиля.  По существу именно этот вопрос заставил меня взяться за эту статью и попытаться осмыслить  причины стремления выживших евреев  рваться в неизвестную им Палестину, находящуюся в чужой  и чуждой для них Азии. Для этого мной  было прочитано много воспоминаний и публицистических статей, посвященных этой теме. 

        Мы знаем, что фашистской Германией была поставлена задача поголовного уничтожения евреев.  И в результате они успели уничтожить  6 миллионов. Если принять, что из этого количества удалось чудом отфильтроваться и спастись 1-2%  евреев, и к ним добавить, спрятавшихся в убежищах, и воевавших в партизанских отрядах, мы получим количество спасшихся евреев порядка 150 – 200 тысяч человек. Эта приблизительная вероятностная величина   соответствует   цифре, приводимой в печати.

      Все спасшиеся были выходцами из различных европейских стран: Прибалтики, Польши, Венгрии, Румынии, Франции,  самой Германии и многих других стран, освобожденных  союзниками.   Выходцев из России, Белоруссии  и Украины среди них  практически  не было,  Можно предположить, что  немцы с  этих территорий не вывозили евреев в лагеря уничтожения,  расположенные в Европе, а уничтожали на месте в расстрельных ямах.

      Казалось бы,  освободившиеся  евреи могли вернуться  в страны их исхода, где проживали сотни лет их предки, где были их дома, и где они сами жили до прихода гитлеровцев. И они имели полное право на возвращение. И эти освобожденные от фашизма страны вольно или невольно должны были принять возвращающихся евреев и обеспечить им правовую защиту.  Но большинство из них и мысли не допускали о возврате в места исхода, и   хотели  одного,  жить только среди евреев. А это значит добраться до Палестины, и построить свое государство. Почему?    Фанатики сионизма  уехали  в Палестину еще до начала  Второй Мировой Войны.  Евреи,  прошедшие лагеря уничтожения, изначально, до второй мировой войны,   не собирались  переезжать в  Палестину. Они  собирались  продолжать проживать в  странах, где они были рождены.  Основное назначение данной статьи понять, почему они, пройдя через гитлеровский ад, не захотели возвращаться в прежние места своего проживания. 

      Возможно,  сказанное  будет  обидно для  многих стран, но для понимания истины мы должны об этом говорить.   Причиной нежелания возвращения, оставшиеся  в живых  евреев, в страны проживания до гитлеровской оккупации, было то, что они  хорошо помнили,  как бесновались  проклюнувшиеся   националисты  в странах их проживания.  Трудно представить все те ужасы антисемитизма, которые они на себе испытали именно от местного населения,  с   приходом  к власти Гитлера, и особенно с момента  оккупации этих мест немецкими войсками. Поэтому возвращение   к родным очагам и продолжение  жизни в  окружении этих людей они не могли себе представить.

      Из  населения этих стран, по приходу гитлеровцев, сразу же  выделились  подонки, которые не стали ждать прихода гитлеровских карательных подразделений. Они стали сами вершить свои злодеяния: убийства, грабежи,  изгнание евреев из их домов. Они  помогало гестаповцам их вылавливать, и  шли в каратели. БольшАя часть населения, выражала  одобрение действиям  фашистов. Не стесняясь, они  выбрасывали на улицу  евреев и  торопились  занять их жилища и не чуждались  грабежа лишенных прав людей.   Эти  евреи  прошли через все издевательства  в местах, где они прятались. Они помнили, как  местные жители помогали немцам их вылавливать.  Они помнили насмешки и оскорбления  людей, стоящих на обочинах дорог, по которым каратели и эсэсовцы их гнали в гетто или к расстрельным ямам. 

       В освобожденной от гитлеровцев Европе остались  немногие, чудом выжившие в гитлеровских лагерях уничтожения евреи, которых успели освободить армии союзников.  Находясь в гитлеровских лагерях уничтожения,  они видели  толпы евреев, которых гнали в газовые камеры, среди которых были их родители, братья и сестры, их земляки. Они сами волей случая не попали в эти камеры смерти и поседели в свои молодые годы. И даже, находясь в лагерях смерти, они чувствовали проявление антисемитизма от таких же  солагерников.  Большинство из них после освобождения были из-за дистрофии обречены на умирание, и только помощь союзнических медиков помогла им выжить. И  даже после освобождения они продолжали терпеть антисемитизм от таких же освободившихся  заключенных. После  изгнания  из лагерей  эсэсовской охраны,  солдатам  союзников часто приходилось защищать  группы евреев от  беснующихся заключенных  других национальностей.  Действовало правило -  евреи виноваты во всем и перед всеми самим своим существованием.    

     Я знал человека из Литвы, он  был даже моим дальним родственником, который  шестнадцатилетним мальчишкой, пройдя через издевательства местных националистов, каунасское  гетто и немецкие  концлагеря, случайно остался живым  из всей семьи  в освобожденном союзниками,  лагере смерти, и сам уже был в безнадежном состоянии.   Над ним взял шефство американский офицер, и, благодаря этому, он выжил. Этот офицер уговаривал его поехать в США, обещая самую благополучную жизнь.  Но мальчик уже не верил никому, он хотел жить только среди евреев. И ему удалось проникнуть  в Израиль

      Возвращаться в страны исхода для них было неприемлемо.  Во всех европейских странах процветал антисемитизм, даже после окончания военных действий, и освободившиеся  евреи понимали, что в случае возвращения  свои страны,  они  будут чувствовать  только злобу, унижения и презрение. Попробуем представить себе обстановку,  которая ожидала выжившего еврея в  его родном городе или местечке.  В квартире или в доме живут другие люди, выселение которых будет связано с беспредельными трудностями и оскорблениями.  Вся обстановка разграблена, конечно же соседями. И, самое главное,  ему придется жить среди людей, которые активно участвовали в его изгнании и убийстве его родных.   

       Можно вспомнить, что из  Польши уже в 1946 году  было сообщено о двух еврейских погромах в разных местах  по отношению к случайно выжившим    в катастрофе жалким кучкам вернувшихся евреев. После освобождения  Освенцима и других лагерей уничтожения  были  евреи, которые пытались вернуться  в прежние места проживания, но они встретили там озлобление со стороны местных жителей, что заставило многих возвращаться в Германию, во вновь созданные союзниками лагеря для перемещенных лиц. 

       В начале 1945 года прокатилась  волна антисемитских граффити. Весной в нескольких округах Парижа прошли антисемитские демонстрации  с призывом – "евреев в крематорий".    Материалы о попытках возвращения евреев к местам прежнего выживания и чем это окачивалось,  исследованы в работе Даниила Романовского  "Огненный свиток ".

       Для них существовала только одна цель – жить среди евреев, а это было возможно только в еврейском государстве, поэтому  они были охвачены     всепреодолевающим  стремлением проникнуть    в Палестину.
Английское правительство, имевшее в тот период мандат на управление Палестиной, всеми силами препятствовало  репатриации евреев в Палестину из Европы. Английские  чиновники им объясняли, что это нищая страна, постоянно воюющая с арабами, с тяжелым климатом.  В стране отсутствует  промышленность, и им предстоит  тяжелый неквалифицированный труд для выживания, в условиях  пустыни, и заболоченных территорий.   Перспективы построения благоустроенной страны были в то время чрезвычайно сомнительны и призрачны.  Но этих людей ничто не пугало и не останавливало. 

      Они нелегально покидали лагеря для перемещенных лиц, пробирались к приморским городам на Средиземном море,  где разыскивали совершенно  неприспособленные и опасные  суда, чтобы попасть на Святую Землю. Они знали, что большинству путешественников не удастся высадиться  в Палестине.  Британские  военные  корабли перехватывали  суденышки, везущие  освобожденных узников  в Палестину   и отправляли их в соответствующие лагеря  Европы.  Но они были готовы, уже на этом этапе, проявлять самопожертвование и героизм в своем стремлении  проникнуть  в  свое  будущее  государство.  Тема  осуществления  этого стремления хорошо  описана в книге Леона Юриса  "Эксодус". 

      Палестины достигали люди прошедшие через ужасы холокоста  и преодолевшие ужаснейшие препоны, созданные правительством Британии.  Они поставили себе цель создать это государство  и жить в нем, Другого места на земле для них не было. И эти люди могли идти на подвиги не жалея своей жизни, ради сохранения своего  нового государства, поскольку жизни в другом государстве они себе не представляли.   Кроме того, среди обороняющих вновь создаваемое государство, было много евреев -  военнослужащих США и Великобритании, которые вместе со  Вторым Фронтом  прошли по военным дорогам западной Европы, принимали участие в освобождении «Лагерей смерти». Они  видели  «лицо фашизма» и решили принять участие в создании государства Израиль.
       Но как  объяснить эти чувства современной, сытенькой, ухоженной и циничной части участников  той экскурсии?