Генеалогия индейцев Америки конспект

Олег Гуцуляк
Как установил исследователь И. А. Захаров, 25-40 тыс. лет назад в Азии, в Алтай-Саянском горном регионе (уйгур. Кёгман, сирийск. маних. Хермон), обитало племя, прародительницами которого были 4 или 5 женщин. По аналогии с тем, как английский генетик Брайн Сайкс дал имена прародительницам митохондриальных гаплогрупп, исследователь дал имена четырем прародительницам «прототюркоамериндов»: Анай (Аnау, А), Борбак (Borbak, В), Чачый (Chachyy, С) и Дарый (Daryy, D). От этих 4 женщин и происходит около 70% тувинцев и 97% индейцев Северной и Южной Америк. Если теория происхождения всего человечества из Африки получила название «Out of Africa», то И.А. Захаров назвал представленную здесь теорию центральноазиатского происхождения америндов как «Out of Sayan» («Из Саян») [Захаров И.А. Центральноазиатское происхождение предков первых американцев // Первые американцы. – 2003. – №11. – С. 139-144 // http://macroevolution.narod.ru/zaharov_indians.htm ].

Совсем недавно у аборигенов Нового Света обнаружились еще две гаплогруппы: пятая – Х и шестая – М. Вторую нашли в человеческих костях древностью около 5 тыс. лет из Британской Колумбии (Канада). Данная группа часто встречается в Восточной Азии, есть она и в Сибири.

Часть этого племени двинулась за отступающими ледниками через пространства незаселенной тогда Сибири к Берингии (суше на месте Берингова пролива). Обитавшие в горах и предгорьях охотники не выходили за пределы родного и привычного для них ландшафта, то  есть двигались вдоль горных цепей. При взгляде на физическую карту Северо-Востока Азии ясно вырисовывается гигантская дуга хребтов, идущая от Алтая до Чукотки. Это Саяны, Хомар-Дабан, Яблоновый хребет и параллельные ему хребты, тянущиеся вдоль восточного берега Байкала, Становой хребет, Джугджур, Колымское и Чукотское нагорья – естественный маршрут к Аляске, а дальше – по Скалистым горам вдоль всей Америки. Это племя заселило сначала Берингию, прошло в Северную Америку, а потом и в благодатную Южную, где достаточно быстро дало начало сотням племен и народов, а в дальнейшем – великим цивилизациям Нового Света [Захаров И.А. Центральноазиатское происхождение предков первых американцев // Первые американцы. – 2003. – №11. – С. 139-144 // http://macroevolution.narod.ru/zaharov_indians.htm ].

Другая часть племени «протоамериндов» осталась в Центральной Азии. Здесь она дала начало нескольким этносам, постоянно взаимодействовавшим и смешивавшимся с окружающими их племенами и народами. При этом сами краниоскопические черты, роднившие их с ушедшими, «… сохранялись в некоторых группах Сибири (например, в окуневцах Саяно-Алтайского региона и сменивших их там хакасских сагайцев, – О.Г.) очень долго – на протяжении минимум 7 тыс. лет после того, как предки индейцев ушли оттуда в Новый Свет» [Васильев С. А., Березкин Ю. Е., Козинцев А. Г. Сибирь и первые американцы. / 2-е изд. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2011. – С. 138].

Генетическое исследование, подтверждающее, что североамериканские индейцы имеют алтайские корни, было проведено группой антропологов из Университета Пенсильвании в сотрудничестве с исследователями из новосибирского института цитологии и генетики, а также казахстанским институтом генетики. Статья об этом исследовании опубликована в журнале «American Journal of Human Genetics». Ее авторы – Мэтью Дулик, Сергей Жаданов, Людмила Осипова, Айкен Аскапули, Лидия Гау, Омер Гоккумен, Самара Рубинштейн и Теодор Шурр. Первая волна миграции принесла в Новый Свет варианты Y-хромосомы M45a, M242 и М3, которые распространены по обеим Америкам. Вторая же волна привела к распространению вариантов M45b, M130 и M17 (они есть только в Северной и Центральной Америке). Проникновение человека в Новый Свет, по Бортолини и ее коллегам, произошло около 14 тыс. лет назад (такова древность новооткрытого варианта М242 в Америке).

В наиболее чистом виде исходный генофонд «протоамериндов» сохранился у современных тувинцев и сойотов (тюркизированные потомки саянских самодийцев), а также бурят. Правда, краниоскопические исследования не обнаруживают их сходства с индейцами, но, что и нтересно, обнаруживаются у живущем тут же хакасском племени сагайцев [Васильев С. А., Березкин Ю. Е., Козинцев А. Г. Сибирь и первые американцы. / 2-е изд. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2011. – С. 147].

Древнейшая верхнепалеолитическая стоянка в Саянах (Малая Сыя) имеет возраст 34500±450 лет назад. Важным является указание академика А.П.Деревянко о том, что сложившаяся на Алтае в эпоху верхнего палеолита алтайская индустриальная традиция разделилась на две: усть-караколскую и кара-бомовскую. В усть-каракольской традиции для первичного расщепления камня используются приемы серийного снятия удлиненных заготовок с призматических, конусовидных и торцовых нуклеусов, в т.ч. клиновидной формы. Наиболее показательны т.н. ориньякские формы: концевые скребки на пластинах; скребки высокой формы, оформленные микропластинчатыми снятиями; срединные многофасеточные резцы, крупные пластины с регулярной ретушью по продольному краю, а также микропластины с притупленным краем. Характерным признаком этих индустрий служат орудия с двусторонней обработкой. Принципиально важным моментом для этого круга индустрий является присутствие в коллекции Денисовой пещеры набора костяных орудий и персональных украшений. Технические особенности карабомовского варианта развития носят отчетливо выраженный пластинчатый характер. Большая часть нуклеусов имеет параллельную огранку и предназначена для получения удлиненных сколов. В орудийном наборе заметное место принадлежит зубчато-выемчатым формам. В этих индустриях отмечены также отдельные ориньякские элементы, единичные образцы бифасиальных изделий и украшений из зубов животных, однако они не образуют устойчивых технико-типологических сочетаний. В целом облик кара-бомовского индустриального варианта определяется прежде всего серийным производством крупных пластин и орудий на их основе.

«… Огромное значение для оценки возраста первоначального проникновения человека на территорию Берингии имеет открытие Янской стоянки на севере Якутии – первого в Заполярье памятника столь раннего (каргинского, порядка 27–29 тыс. лет назад) возраста. Янская стоянка наглядно демонстрирует циклический характер волн древнего расселения, когда, в зависимости от палеогеографических условий, происходило то широкое расселение групп древних охотников на север, то сокращение обжитой территории до горных убежищ юга Сибири» [Васильев С. А., Березкин Ю. Е., Козинцев А. Г. Сибирь и первые американцы. / 2-е изд. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2011. – С.17].

Недавние археологические находки мамонтовых захоронений, сделанные исследователями из Денверского музея природы и науки (Denver Museum of Nature & Science, США) посреди североамериканского континента и в Сибири, позволили предложить новую гипотезу — Мамонтовой степи, которая была представлена на состоявшейся летом этого года IV Международной мамонтовой конференции в Якутске. По собранным данным, единый живой мир (биом) Мамонтовой степи простирался от Европы через Сибирь до Берингии (зона современного Берингова пролива) и Великих Равнин Северной Америки. При этом популяция человека того периода была к нему успешно адаптирована и вошла в центральную часть Северной Америки приблизительно 22-24 тысячи лет назад, то есть до того, как оледенение захватило Канаду и заблокировало движение человека от Берингии на юг: «… Берингийский мост неоднократно открывался на протяжении плейстоцена, и возможности расселения существовали еще до наступления максимума последнего оледенения – 20–21 тыс. лет назад. Основная проблема заключается только в отсутствии реальных, четко датированных стоянок. Проходят десятилетия жарких споров, потенциальные «кандидаты» на звание древнейших памятников то появляются, то исчезают, на смену одним стоянкам приходят другие… но кловис как древнейшая четко различимая во мгле тысячелетий культура все равно остается. Конечно, нельзя исключить возможность проникновения в Америку в ранние периоды каких-то небольших групп людей, исчезнувших затем без следа… В свете упомянутых данных по юго-востоку США можно заключить, что какие-то группы людей, скорее всего не очень многочисленные, обитали здесь в эпоху, предшествовавшую кловис, но отстоявшую от нее ненамного (по палеолитическим меркам!) – всего на «каких-нибудь» несколько тыс. лет. Вероятно формирование на этой основе культуры кловис… первая из палеоиндейских культур названа кловис по имени городка в Техасе, рядом с которым были найдены остатки этой культуры. Датировки указывают на ее существование около 13 тыс. лет назад. Стоянки кловис широко распространены на территории Северной Америки практически от океана до океана и с севера на юг от Канады до Мексики… Культура существовала в условиях преобладания открытых ландшафтов на западе, хвойных, лиственных лесов и кустарниковых тундр на востоке ареала... Оригинальная техника кловис была неизвестна палеолитическим обитателям Старого Света, и есть основания полагать, что она представляла собой самое первое чисто американское изобретение. Изящество наконечников кловис делает их излюбленным предметом коллекционирования любителей археологии… Большинство стоянок кловис открыто в предгорьях Скалистых гор и на Великих равнинах. Человек обитал здесь вблизи рек и ручьев. На юге равнин открыты сложные памятники, состоящие из десятков разновременных стоянок и мест забоя животных, расположенных на берегах высохших ныне небольших озер, в которые впадали ручьи. Иногда человек обитал неподалеку от места разделки охотничьей добычи. На юго-западе США климат был более влажным, чем современный, и древний человек селился на берегах высохших ныне пресноводных водоемов. В Техасе есть следы кратковременного обитания людей кловис под скальными навесами. Вблизи выходов сырья люди кловис устраивали мастерские. На этих местах археологи находят огромное число ядрищ, отщепов и заготовок-бифасов, брошенных на всех стадиях обработки. Вероятно, эти охотники жили небольшими группами, кочуя по местности в поисках добычи. Охотники кловис, вторгшиеся в «охотничий рай» плейстоцена, принялись активно истреблять обитателей равнин: бизона, лошадь, белохвостого оленя, антилопу, тапира, медведя, кроликов, птиц. Охота дополнялась добычей черепах и рыболовством… Если в северной части ареала преобладала охота, то южнее люди кловис занимались в основном рыболовством и собирательством… Поразительное единообразие облика находок от Атлантики до Тихого океана производит впечатление, что культура кловис – следы относительно быстро расселившейся по всему континенту группы охотников. В биологии известен эффект экспоненциального роста численности популяции, попавшей в свободную экологическую нишу. Вероятно, эту модель можно использовать для объяснения распространения человека на не заселенном до того пространстве. В этом случае вырвавшаяся из теснины безледного коридора, как из узкого бутылочного горлышка… Северная Америка необычайно богата пещерами и скальными убежищами, которые интенсивно осваивались… » [Васильев С. А., Березкин Ю. Е., Козинцев А. Г. Сибирь и первые американцы. / 2-е изд. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2011. – С.44, 45, 46, 48, 49].

 «... Подавляющее большинство датировок культуры кловис попадает в интервал 10,9 – 11,6 тыс. лет назад, что с введением поправки позволяет отнести начало этой культуры ко времени 13,5 тыс. лет назад, или к 12-му тысячелетию до н.э. Это синхронно расцвету культуры Натуф на Ближнем Востоке и появлению керамики в Восточной Азии ... Хотя кловисцы не изготовляли керамику и не жали ячмень, … ранние палеоиндейские культуры Северной Америки демонстрируют весь основной набор культурных достижений, свойственных верхнему палеолиту Евразии. К ним относятся развитая технология обработки камня, кости и бивня, наличие следов домостроительства, кладов орудий, использование охры, украшений, орнамента, практика погребений». Иными словами, заселявшие Америку люди имели за плечами долгий путь развития, ознаменованный многими открытиями и достижениями. В новых условиях их культура продолжала меняться, а социальная организация – усложняться, что к середине II тыс. до н.э. привело к появления в Новом Свете среднемасштабных обществ, а к рубежу новой эры – и государств. Америка – это не отдельный мир, изначально развивавшийся самостоятельно, а относительно позднее ответвление евразийского мира» [Березкин Ю.Е. (Рец. на:) Васильев С.А. Древнейшие культуры Северной Америки, СПб, 2004 // http://www.mezoamerica.ru/indians/north/old_alaska.html ].
 
Считается, что носители культуры Кловис погибли внезапно и это совпадает как с исчезновением мамонтовой фауны в Северной Америке, так и с началом резкого похолодания в позднем дриасе 12,9 тысяч лет назад (после теплого периода Бёллинга – Аллерёда) и продолжилось около тысячи лет. Наследниками культуры Кловис, однако, считается археологичесская «традиция Фольсом» охотников на бизонов (9000-8000 до н.э.).

Но есть также и факты, говорящие о том, что до людей культуры Кловис равнины Северной Америки заселяли иные племена. Например, в 2008 г. получены  вполне надежные докловисовские даты – 14,0-14,2 тыс. лет назад (водоросли из Монте-Верде) и 14,3 тыс. лет назад (копролиты из Орегона). Исследования останков мамонтов последнего ледникового максимума, обнаруженных в Ла-Сена (центральная часть Великих Равнин Северной Америки), позволили думать, что найденные там сломанные кости мамонта – результат деятельности человека. Ученые предположили, что в тот период человек использовал кости конечностей хоботных. Эта гипотеза подтверждается экспериментом, проведенным в 2006 г. на севере Танзании (Восточная Африка). Здесь у случайно погибшего слона отпилили бедро, а затем обработали бедренную кость с помощью каменных орудий. Оказалось, что результат повторяет повреждения бедренных костей мамонта периода последнего ледникового максимума, найденных в Ла-Сена. Это, по мнению ученых, еще одно доказательство, что поврежденные, поломанные и расщепленные кости мамонтов – работа человека, жившего в Северной Америке 18 тысяч лет назад. Кроме того, возраст каменных инструментов, раскопанных недавно в  Техасе (число древних артефактов составило 15 528), оценён примерно в 15 500 лет. Таким образом, появление первых людей на континенте следует перенести на 2-2,5 тысячи лет назад. Многочисленные каменные лезвия и ножи, долота, рубила и отщепы найдены в 60 километрах к северо-западу от Остина. Причём этот новый слой лежит ниже слоя с предметами культуры Кловис, первые следы которой относятся ко времени 13 тысяч лет назад (по другим данным — около 13,5 тысячи лет). Ранее официальная наука именно Кловис называла первой культурой в Америке. Учёные и раньше находили следы деятельности человека, противоречащие гипотезе о том, что Кловис представляет первопоселенцев Нового Света. К тому же исследователи не раз предпринимали попытки изменить общепринятые «схемы» миграции древних людей. Но все те находки (вернее, последующие анализы и выводы) были спорными, а древние каменные инструменты – слишком немногочисленными, чтобы можно было делать далеко идущие выводы. Не исключено, рассуждают археологи, что люди Кловис унаследовали от своих предшественников навыки изготовления орудий. Хотя между инструментами в двух упомянутых слоях есть различия, в них можно проследить и схожие черты.

Приблизительно 15 тысяч лет назад начали таять ледники на севере континента, и люди смогли относительно быстро продвинуться вглубь Америки: «… Путь на юг отсюда лежал по так называемому безледному коридору Маккензи – пространству, свободному ото льдов, пролегавшему между двух гигантских покровов ледяного безмолвия (Кордильерским и Лаврентийским ледниковыми щитами, – О.Г.). Ширина коридора доходила до 100 км, а вот протяженность была около 1600 км. По разным оценкам, коридор стал доступен для распространения фауны и человека начиная с 16 или 14 тыс. лет назад. Трудно представить себе, что заставило древних охотников углубиться в недра безледного коридора. Ясно, что никто не мог заранее знать, что ждет там, впереди. Ведь речь идет о крайне неблагоприятном месте, представлявшем собой холодное, пронизываемое ледяными ветрами, пространство с редкой растительностью типа сухой тундры и обилием озер у подножия гор. В северной части коридора на месте современной долины реки Маккензи и огромных впадин, занимаемых в наши дни Большим Невольничьим и Большим Медвежьим озерами, существовало обширное приледниковое озеро Маконелл. Сток из него первоначально осуществлялся на юг, в приледниковое озеро Агассиз. Около 10 тыс. лет назад талые ледниковые воды переполняют этот гигантский водоем, и потоки воды прорываются на север, к Ледовитому океану, по долине реки Маккензи… Увы, многократные поиски следов первых американцев в пределах коридора ни к чему не привели. Древние стоянки есть лишь в крайней южной части этого пространства, и то датируются они временем не древнее 12,5 тыс. лет назад, т. е. гораздо моложе, чем предположительная первая волна переселенцев. Гипотетически возможен также путь миграций вдоль тихоокеанского побережья; в этом случае речь идет о передвижении на лодках. Проблема в том, что послеледниковый подъем уровня Мирового океана скрыл в глубинах вероятные места первобытных стоянок. Обсуждая возможность такого пути продвижения в глубокой древности, исследователи ссылаются обычно на пример Австралии, заселенной человеком значительно раньше, чем Америка. При этом сплошного сухопутного моста здесь в принципе не существовало, и первым австралийцам приходилось преодолевать проливы шириной в десятки километров, отделявшие Австралию от ближайших островов. Правда, долго считалось, что на большей части тихоокеанского побережья ледники спускались непосредственно к морю, образуя отвесные обрывы льда типа современного берега Гренландии или Антарктиды. Трудно было даже представить себе длительное путешествие на утлых лодочках или плотах вдоль такого берега без возможности пристать, обогреться и добыть пищу. Однако современные данные показывают, что уже начиная с 14 тыс. лет назад на отдельных полосах прибрежной зоны (юго-восток Аляски, острова Королевы Шарлотты, Британская Колумбия) существовали свободные ото льда участки берега, покрытые травянистой растительностью. Стало быть, приморский путь расселения тоже был реален; остается только найти на дне морском стоянки… При этом следы палеоиндейцев найдены не на побережье, а на островах, ныне отделенных от берегов Калифорнии морским пространством. Есть сведения о плейстоценовых датировках ранних горизонтов раковинных куч на островах Сан Мигель у побережья Калифорнии и происходящих с острова Санта Роза антропологических остатках (так называемый «арлингтонский человек»)…» [Васильев С. А., Березкин Ю. Е., Козинцев А. Г. Сибирь и первые американцы. / 2-е изд. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2011. – С. 35-36, 53].

Также веские доводы о тихокеанском продвижении вдоль побережья предоставляет паразитология: «… Палеоклиматологи во главе с А. Монтенегро предприняли компьютерное моделирование распространения одного из кишечных паразитов человека – анкилостомы (из группы нематод). Судя по копролитам из северной Бразилии древностью 7,2 тыс. лет, а также по чилийским и перуанским мумиям, этот паразит существовал в Южной Америке задолго до европейцев. Заражение происходило из почвы через кожу; личинки погибают при температуре почвы ниже +14°С, а взрослый паразит живет обычно не более 5–6 лет. Если первыми в Новом Свете были носители культуры кловис, а путь на юг лежал по коридору между ледниками, то, для того чтобы паразит уцелел, нужно было пройти этот самый холодный отрезок пути со скоростью минимум 180 км в год. И это при самых благоприятных условиях – по прямой, по наименее холодным местам! Между тем, по оценке археологов, реальное продвижение от Аляски до Патагонии происходило со средней скоростью не более 26 км в год (эскимосы ; носители культуры Туле – мигрировали от Аляски до Гренландии со скоростью 15-30 км в год). Если же носители культуры кловис задержались в коридоре более чем на 10 лет, как это следует из радиоуглеродных дат, то паразита в Новый Свет занесли не они. Оста ется либо предположить, что первопроходцы двигались по менее холодному тихоокеанскому побережью, либо вернуться к гипотезе транстихоокеанских контактов» [Васильев С. А., Березкин Ю. Е., Козинцев А. Г. Сибирь и первые американцы. / 2-е изд. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2011. – С. 142-143].

Собственно на Аляске человек появился «… в финале плейстоцена, в период от 13,5 до 11,5 тыс. лет назад, здесь прослежены три различные культурные традиции… Древнейшая из них получила название ненана. Стоянки этой культуры встречены в центральной части Аляски, в долинах рек Танана и ее притоков – Ненана и Текланика. Древние стоянки, такие как Драй Крик, Оул Ридж или Уолкер Роуд, занимают места на возвышенностях, обеспечивающих хороший обзор долин, где паслись звери – основной источник пропитания. Неподалеку протекали речки и ручьи. Жили люди и по берегам озер (Хили Лейк). В ряде случаев поверхность культурных слоев рассечена сетью узких трещин – следов промерзания почвы в ту суровую эпоху. Поселения денали связаны с тонкими песчаными и лессовыми отложениями, нанесенными ветром. Относительно быстрое накопление подобных отложений способствовало тому, что оставленные древними людьми остатки без больших нарушений «запечатывались» в толщу пород, и, таким образом, при тщательной расчистке археологам становится ясна планировка поселения... Находки группировались вокруг очагов, где происходила вся жизнь первых американцев – велись разделка принесенной после удачной охоты добычи, приготовление пищи, шитье одежды, изготовление орудий из камня и кости. Судя по находкам с наиболее хорошо сохранившейся стоянки Броукен Мэммот, первые обитатели Аляски добывали бизона, лося, благородного и северного оленя, промышляли охотой на разнообразных птиц (встречены кости канадского, белогру- дого и снежного гуся, утки, куропатки и лебедя) и занимались рыболовством. О последнем виде занятий говорят находки костей и чешуи лосося. Интересно, что в одном из культурных слоев стоянки доминируют кости бизона, и, судя по составу перелетных птиц, древние люди обитали здесь весной. В то же время в ни- жележащем слое, наоборот, преобладают кости птиц, а охотились обитатели стоянки на благородного оленя. Этот комплекс, судя по всему, образовался в осеннее время. Таким образом, можно заключить, что все известные нам стоянки использовались в течение какого-либо сезона и были частью цикла перемещения группы охотников-рыболовов по своей территории. Для выделки орудий древние люди подбирали гальки местного кремня, кварца, кварцита, агата, базальта и других твердых пород. Порой они приносили добытые вдалеке гальки халцедона, высококачественного кремня и удивительно прочного и красивого вулканического стекла – обсидиана. Самая характерная разновидность каменных орудий культуры ненана – небольшой каплевидной формы на- конечник с острым кончиком и скругленным основанием (он получил название «чиндадн» по имени индейского племени). Другие формы наконечников – мелкие треугольные, двухконечные, предметы с вогнутым основанием и др. … Древние люди подбирали не только пригодный для раскалывания камень, но и ископаемые бивни и кости мамонта ; прекрасный материал для выделки охотничьего вооружения … Исследователи связывают распространение культуры ненана с первой волной переселенцев из Сибири, расселявшихся здесь между 14 и 13 тыс. лет назад. Одна ко трудно указать на прямых предков ненана в Северной Азии. Общее сходство инвентаря культуры ненана с памятниками кловис на основной территории Северной Америки … может указывать на то, что именно эта группа населения была предком палеоиндейцев… К несколько более позднему времени относится культура денали. На таких стоянках, как упомянутая Драй Крик и Муз Крик, культурные слои денали залегают выше, чем комплексы ненана… Носители этой культуры охотились на бизона и дикого барана. На раскопанной на широкой площади стоянке Драй Крик расчищены остатки многочисленных скоплений орудий и костей. При этом скопления оказались различными по составу. Так, в одних концентрациях преобладали бифасы, скрёбла и обломки наконечников. Микропластинок здесь нет. Анализ микроскопических следов от работы на орудиях показал, что на этих местах древние обитатели стоянки разделывали охотничью добычу. В то же время в других скоплениях состав находок иной и тут велись иные работы… Одной из самых ярких черт культуры денали являются хорошо знакомые нам по Сибири клиновидные нуклеусы, с которых снимались микропластинки… Облик каменных орудий денали указывает на азиатские корни этой культуры. Исследователи связывают ее происхождение с дюктайскими памятниками Алдана или Ушками, реконструируя вторую волну миграций из Сибири, произошедшую позже появления ненана, в период где-то между 13 и 11,5 тыс. лет назад… Учитывая вероятное сосуществование культур ненана и денали, … говорить и более раннем, чем предполагалось, появлении культуры денали на Аляске и о том, что обе культуры долго сосуществовалитвовали. Наконец, последняя из плейстоценовых культур Аляски ; северная палеоиндейская. Основной памятник данной традиции, стоянка Мейза в арктической части Аляски, расположен необычно – на скальном останце с крутыми склонами и плоской вершиной, возвышающемся на 60 м над окружающей холмистой равниной… Судя по преобладанию в инвентаре стоянки наконечников копий и отходов их изготовления, Мейза служила в качестве наблюдательного пункта охотников, гревшихся у костра и занимавшихся подготовкой охотничьего вооружения в ожидании приближения стад оленей. Вероятно, такой пункт устраивался близ путей миграции оленей или мест обитания бизонов… Для изготовления наконечников использовался преимущественно местный кремень, добывавшийся в виде гальки из русел ближайших речек и ручьев. В то же время здесь найдены единичные вещи из кремня, принесенного за 100 и 200 км от стоянки, а также из обсидиана, добытого на удаленных источниках Батца Тена, а это уже целых 300 км к югу от Мейзы. Наконечники Мейзы удлиненные, они покрыты следами двусторонней обработки, продольные края и основание дополнительно пришлифованы. Здесь же найдены крупные листовидные наконечники, мелкие проколки и скребки. Похожие на Мейзу стоянки открыты на севере и западе Аляски; везде это приуроченные к возвышенностям и скальным гребням охотничьи лагеря. Единствен- ное исключение – стоянка Тулуак, исследованная на северо-западе полуострова. Она расположена вблизи от выходов кремня, использовавшегося для выделки орудий. Исследователи интерпретируют эту стоянку как остатки древней мастерской. Кроме того, многочисленные наконечники сходного облика встречены на поверхности вблизи знаменитых выходов обсидиана Батца Тена в бассейне Юкона. Итак, по-прежнему остается непонятным, где же постоянно обитали эти охотники? Почему не найдены жилые стоянки? Наконечники Мейзы аналогичны орудиям, применявшимся палеоиндейцами на западе США, и кое в чем сходны с наконечниками культуры эгейт бейсин, существовавшей на Великих равнинах в несколько более позднее время, порядка 11 тыс. лет назад. Пока неясно, зародилась ли традиция изготавливать метательные наконечники на Аляске или, напротив, какая-либо группа палеоиндейцев проникла на север с основной территории Северной Америки. Кроме того, стоит сказать, что сравнение форм наконечников всех трех культурных традиций, существовавших на Аляске, показывает: имеются общие формы, что, вероятно, указывает на наличие контактов между всеми тремя группами древнего населения» [Васильев С. А., Березкин Ю. Е., Козинцев А. Г. Сибирь и первые американцы. / 2-е изд. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2011. – С. 28-32, 34-35].

За период значительного проживания в Беренгие (т.н. «модель Берингийского застоя», Beringian standstill model) древние люди «нарастили» генетическое разнообразие. Аргументы в пользу второй гипотезы дает найденное в 2013 г. аляскинское погребение на локации Upward Sun River в районе реки Танана: это останки выкидыша (30-недельный эмбрион) и ребенка (6-12 недель), умершего вскоре после рождения, захороненные у очага в центре хижины. Оба тела покрывает нетронутый слой охры (след погребального ритуала). «Мы имеем доказательства того, что младенцы были похоронены одновременно, – комментирует руководитель раскопок археолог Бен Поттер (Ben Potter) из Университета Аляски. – Младенцы лежат, касаясь друг друга, оба покрыты цельным слоем охры – это была часть погребального ритуала. Выступы на нижних челюстях и форма тазовых костей указывают на то, что, скорее всего, это были девочки». Радиоуглеродное датирование и другие методы анализа показали, что оба ребёнка были похоронены одновременно около 11 500 лет тому назад. Ученые во главе с антропологом Джастином Тэкни (Justin Tackney) из Университета Юты (США) смогли изолировать митохондриальную ДНК младенцев и с ее помощью реконструировать происхождение их матерей (отец, предположительно, был один и тот же). Оказалось, что они относились к двум различным подгруппам – C1b и B2. Эти подгруппы часто встречаются у современных индейцев, но отсутствуют в Азии — скорее всего, они сформировались во время долгого пребывания в Берингии (подгруппа C1b возникла 12800 лет тому назад, а группа B2 – 12 тысяч лет назад) за тысячелетия изоляции люди в Беренгие разбились по отдельным племенам и приобрели значительное генетическое разнообразие. То есть находка очевидно подтверждает гипотезу «беринговой паузы». Более того, возникли эти группы примерно 12 тысяч лет назад, когда первые переселенцы уже отправились в Америку. Обследованные останки, таким образом, принадлежали к населению Берингии, которая сейчас почти вся находится под водой и недоступна для раскопок.

Найденные недавно в Сибири на стоянке Мальта кости 4-летнего т.н. «Сибирского мальчика», умершего 24 000 лет назад, внесли свою интригу. Эске Виллерслев из университета Копенгагена (Дания) и Келли Граф из Техасского университета A&M в Колледж-Стейшен (США) полностью расшифровали геном мальчика – они специально приезжали за образцами костной ткани плеча ребенка в Эрмитаж (Санкт-Петербург), где хранятся останки, чтобы провести своё исследование. Результаты исследования ученые представили на конференции «Палеоамериканская одиссея» в Санта-Фе (США), передает Science Magazine. Секвенирование его генома – а это старейший полный геном современного человека на сегодняшний день – показало, что только часть его ДНК совпадает с нынешними коренными американцами. Тем не менее, Y-хромосома и митохондриальная ДНК ребенка принадлежит к генетической группе, почти исключительно встречающаяся у людей, живущих в Европе и Западной Азии, а не в Восточной Азии. Открытие предполагает, что встречающиеся следы (генетические) европейского происхождения у современных коренных американцев берут свое начало не только за счет европейских колонистов. «… Сибирь, особенно ее степи – проходной коридор, по кото- рому в разные эпохи и в разных направлениях мигрировали самые различные племена и народы, в том числе и европейского происхождения» [Васильев С. А., Березкин Ю. Е., Козинцев А. Г. Сибирь и первые американцы. / 2-е изд. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2011. – С. 114].

Вполне возможно, что 24 000 лет назад, индейские предки и предки жителей Восточной Азии разделились на отдельные группы. «Сибирский мальчик» представляет собой группу, которая перебралась в Сибирь из Европы или Западной Азии, а затем мигрировала через Берингию в Америку. При этом в ДНК мальчика не было обнаружено генов местного населения – учёные предполагают, что смешение произошло позже и уже после смешанная группа начала своё путешествие в Америку.

Таким образом, по мнению генетиков, после того, как предки индейцев отделились от монголоидного ствола, но до того, как они распались на подгруппы, то есть до колонизации ими Нового Света, произошла их метисация с европеоидами.

«(Генетические) следы западных европейцев, которые часто находят у современных коренных американцев, не все появились в результате смешения после колонизации. Некоторые из них – древние», – сказал Эске Виллерслев. [Козинцев А.Г. Европеоиды, монголоиды, австралоиды : стадиальность или метисация? // http://antropogenez.ru/article/747/ ]. Учёные считают, что 1/3 предков индейцев пришли с запада Евразии, а остальные 2/3 – из восточной Азии.

Результаты исследования, проведенного международной группой ученых под руководством датчанина Эске Виллерслева (Eske Willerslev) и опубликованные в журнале «Nature» (№ 506, 13 February 2014; P. 225–229) [The genome of a Late Pleistocene human from a Clovis burial site in western Montana // ], привели к выводу, что около 80% генофонда современных коренных американцев (не только Северной, но и Южной Америки) происходят от родственников мальчика, умершего 12,6 тысяч лет назад в Анзике (штат Монтана, США) и погребенного с орудиями культуры Кловис. Установлено также, что треть генома ребёнка – общая с мальчиком с сибирской стоянки Мальта. Хотя последний был похоронен около 24 тысяч лет назад (то есть он вдвое старше своего американского «родственника»), генетическая связь мальчиков указывает на то, что оба они были предками современных индейцев. 

Исследователи выделили среди современных индейцев две группы – южную (Центральная и Южная Америка) и северную (Канада). Ближе к мальчику из Анзика оказалась южная группа. Ученые отмечают, что они не располагали образцами ДНК с территории США, поскольку индейцы из этой страны не согласились участвовать в исследовании.

Однако во время проживания в Берингие сложились основные образы и сюжеты мифологии, которые затем составили общую основу «вселенной» амеренидской мифологии: «… Вместе с людьми, в их головах, переносились на дальние расстояния фольклорно-мифологические сюжеты и образы. Через многие десятки веков этнографы обнаружили похожие мифы и сказки там, куда лежащие в их основе сюжетообразующие мотивы попали в подобные эпохи рассеивания… После заселения индейцами Нового Света в племенных мифологиях Южной и Северной Америки сохранилась информация, отражающая взаимные контакты в пределах относительно небольшой и компактной предковой общности…» [Васильев С. А., Березкин Ю. Е., Козинцев А. Г. Сибирь и первые американцы. / 2-е изд. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2011. – С. 73].

Но что особенно интересно, обнаруживаются именно два разных источника (предковские мифологические «очаги»):

«… Это еще не значит, что Америку заселяли две генетически совершенно разные популяции: культура не зависит от генов, а мы сейчас говорим именно о культуре. Тем не менее если бы все аборигены Нового Света являлись потомками расселившихся и размножившихся представителей одной-единственной культурно однородной группы людей, то мифологии Нового Света должны были быть более похожи одна на другую, чем в действительности. За тысячелетия последующего развития региональные особенности возникли бы, но от наборов мотивов, известных в Евразии и Океании, все американские региональные наборы отличались бы примерно в равной степени. На самом же деле отдельные региональные мифологии Нового Света обнаруживают параллели в разных, далеких друг от друга областях Старого Света. Именно в этом состоит главная интрига, связанная с изучением фольклора американских аборигенов, и в этом же – один из ключей к проблеме их происхождения… Первая группа была названа индо-тихоокеанской, поскольку она представлена в пределах индо-тихоокеанской окраины Азии (дравиды, мунда и тибето-бирманцы Индии, народы Индонезии, Индокитая и пр.), в Австралии, Океании и Америке. В наиболее чистом виде (максимум характерных для нее мотивов и минимум мотивов, характерных для противоположного комплекса) этот набор мотивов зафиксирован в Меланезии, особенно на Новой Гвинее. Набор мотивов в Южной Америке, к востоку от Анд, с новогвинейским практически совпадает. Вторая группа была названа континентально-евразийской или североевразийской. Она лучше всего представлена от Восточной Европы до верховьев Амура с максимумом концентрации свойственных ей мотивов в Восточной и Южной Сибири и Монголии. В Северной Америке, особенно на Великих равнинах и в пределах Среднего Запада, мотивы, характерные для данного комплекса, также обильно присутствуют, хотя здесь они сочетаются с мотивами южноамериканско-меланезийского круга… Первое приходящее в голову объяснение ; природно-хозяйственные основания. Северный комплекс сформировался у охотников-собирателей холодной и умеренной зоны, южный ; у древних земледельцев тропиков и субтропиков. Объяснение это можно смело отвергнуть, поскольку некоторые факты ему явно противоречат. Достаточно сказать, что в Северной Америке наибольшая «примесь» южноамериканских мотивов содержится в мифологиях восточных эскимосов-инуитов. При чем тогда земледелие? Также и охотники-собиратели Австралии: у них намного больше мотивов, общих с земледельцами-папуасами, нежели с сибирскими или североамериканскими охотниками и рыболовами. Кроме того, мотивов, непосредственно отражающих формы хозяйства, в нашей базе данных немного, а при статистической обработке мы их вообще исключали из рассмотрения… Два основных комплекса фольклорно-мифологических мотивов должны быть древнее, чем время заселения Америки, иначе американские наборы мотивов не находили бы соответствий в Евразии... Гипотеза, позволяющая объяснить ситуацию, такова. Мифология зародилась еще до того, как люди современного вида около 60 тыс. лет назад вышли из Африки и стали расселяться по миру. Это очень ответственное допущение, ибо подразумевает другое: 60 тыс. лет назад язык был достаточно развит и позволял описывать события из жизни вымышленных существ – первопредков… Набор мотивов, известных накануне выхода современных людей из Африки, был невелик. Древнейшие мифы рассказывали о том, откуда люди появились на земле и почему они смертны. Кроме того, существовали рассказы о небесных светилах и животных. Реконструировать именно такой набор древнейших сюжетообразующих мотивов позволяет современная картина их распространения. Цепочка мотивов, представленных в Африке, за ее пределами продолжается в Индии и тянется дальше, в Австралию, в тихоокеанские районы Азии и в конечном счете в Америку… Вскоре после начала расселения поток африканских мигрантов разделился. От района Персидского залива некоторые продолжили следовать на восток вдоль морских побережий, достигнув Юго-Восточной и Восточной Азии, Новой Гвинеи и Австралии. В эпохи оледенений западная Индонезия являлась продолжением Азии (субконтинент Сунда), а Австралия, Новая Гвинея и прилегающие острова образовывали крупный континент Сахул. Другие группы людей из района Персидского залива стали расселяться в северном направлении. В приледниковой зоне Евразии они заняли примерно ту же территорию, на которой раньше жили неандертальцы. Контакты между потомками этих двух групп переселенцев, индо-тихоокеанской и северной, надолго оборвались: их разделяли высокогорный Тибет и окружающие его засушливые области в центре Азии. Эти территории длительный период оставались незаселенными, либо заселенными крайне редко. Раз обитатели индо-тихоокеанской зоны и континентальной Евразии между собой не общались, вполне естественно, что их мифологии развивались по-разному и со вре- менем все более различались. В мифологиях индо-тихоокеанской зоны до наших дней сохранилось древнее африканское ядро, например мифы о выходе первопредков из-под земли, о Луне, обманом заставившей Солнце съесть своих детей и тем спасшей мир от невыносимого зноя, о смене кожи как условии бессмертия …, равно как и ряд других мифов, объясняющих, почему люди смертны. Полтора десятка лежащих в основе подобных мифов мотивов уходят корнями в Африку, где они встречаются широкой полосой от Гвинеи и Сенегала до юга Судана, а также в Центральной и Южной Африке у народов банту. У койсанских народов (бушменов и готтентотов) этих мотивов значительно меньше. Известная нам мифология Юго-Восточной Азии и сопредельных с ней областей богаче африканской. Можно полагать, что на новых территориях мифология стала развиваться быстрее, чем на африканской прародине. Среди мотивов, возникших именно здесь, особенно много таких, которые описывают отношения между полами, а также «странные браки» и «странную анатомию» мифологических первопредков. Эти мотивы были затем перенесены в Новый Свет и, следовательно, должны были возникнуть до начала его заселения, т. е. в период от 50 до 18 тыс. лет назад. В изолированной от других континентов и монотонной по своим природным условиям Австралии развитие мифологии, как и культуры вообще, шло медленнее. Африканские связи в австралийской мифологии налицо, но богатейшего набора мотивов, характерного для азиатских окраин, здесь нет. Что представляла собой мифология приледниковой зоны Евразии после распространения homo sapiens, сказать сложно. Она могла быстро утратить африканские корни, поскольку природно-климатические условия в этой зоне были совершенно иными, чем в тропиках, а это способствовало перестройке культуры. Но вполне возможно и другое. Вплоть до периода последнего ледникового максимума в континентальной Евразии сохранялось то же самое африканское наследие, что и в Юго-Восточной Азии. Об этом свидетельствуют мифы о смене кожи, о конфликте Солнца с Луной, о выходе людей из-под земли. Некоторые фольклорные сюжеты и образы в Европе, в частности на Балканах, могут быть остатками такого наследия. Например, в болгарском, румынском, сербском, частично литовском фольклоре есть рассказ о несостоявшейся свадьбе Солнца: если бы у Солнца родились дети, они бы сожгли землю. Радикальные перемены наступили в эпоху ледникового максимума. В Европе пригодная для обитания территория резко сократилась. В Северо-Восточной Азии крупных ледников не было, однако нет никаких сомнений, что численность обитателей Сибири и Центральной Азии серьезно уменьшилась. Когда же 19 тыс. лет назад климат изменился и стало теплее, в культурах Северной Евразии сработал эффект «бутылочного горлышка». Переживших похолодание осталось так мало, что случайные отклонения от ранее принятой нормы, свойственные небольшим коллективам людей, легли в основу новой нормы у их размножившихся потомков. Именно тогда и сформировался континентально-евразийский набор фольклорных мотивов. Есть подозрение, что процесс этот шел параллельно с формированием континентальных монголоидов … Один из характерных мотивов подобного рода, связывающих Евразию с Америкой, – помощь героя гигантской могучей птице, которая отвечает ему благодарностью… Типичный, хотя и не единственный, вариант: герой убивает змея, регулярно пожиравшего птенцов этой птицы. Особенно популярен рассказ о том, как в ответ на спасение птенцов благодарная птица поднимает героя из нижнего мира на землю. Другой вариант: герой помогает птенцам, а благодарная птица переносит его в удаленное место, куда он стремится, либо наделяет способностью лететь или быстро бежать. Записей с этим вариантом меньше, но распространены они шире – не только на Кавказе, в Иране, Казахстане, Средней Азии и Западной Сибири, но и в Южной Азии. Единичные записи сделаны в Восточной Сибири (ингаридовские эвенки) и на азиатском северо-востоке (эскимосы Чукотки). Самый древний известный нам вариант мифа – шумерский («Лугальбанда и орел Анзуд»)… В американских текстах (ассинибойн, кроу, хидатса и арикара на Великих равнинах, коги на севере Колумбии) эпизоды убийства героем змея и полета на птице расположены в обратной, нежели в Евразии, последовательности: сперва птица несет героя, затем сама же просит избавить ее от врага. В Евразии же убий- ство змея неизменно предшествует полету на птице. Из этого можно заключить, что все американские тексты (включая территориально изолированный колум- бийский) связаны между собой и давно отделились от евразийских вариантов… Наиболее вероятное место возникновения мотивов, которые известны в глубинных районах как Северной, так и Южной Америки, но отсутствуют в Азии, – это древняя, ныне затопленная Берингия… Так или иначе, но именно берингийским наследием скорее всего можно объяснить те параллели в мифологии, которые связывают чукчей и эскимосов с индейцами Южной Америки в обход всех североамериканских индейцев. Например, истории об охотнике, который показывал демону части тела убитого животного под видом собственных, почти одинаковы на Чукотке, в Гвиане и Амазонии… Как уже несколько раз подчеркивалось, эти варианты в совокупности свидетельствуют о двух исходных комплексах мотивов, известных в Старом Свете и принесенных в Америку. Первый комплекс – континентально-евразийский. Он указывает на Сибирь (с большой вероятностью – на саяно-алтайский регион) как на прародину американских индейцев. Второй комплекс – индо-тихоокеанский… Носители двух комплексов мотивов заселяли Новый Свет одновременно, но шли разными путями и осваивали разные природные зоны… Дело в том, что в мифологии народов Западной Сибири представлено много таких мотивов, которые встречаются на Чукотке, на нижнем Амуре, а иногда и в более южных областях тихоокеанского фронта Азии. Очень похоже, что до недавнего расселения в Восточной Сибири тунгусов и якутов мифология всей Сибири была примерно одинаковой и содержала большое количество индо-тихоокеанских мотивов. В конце плейстоцена доля таких мотивов скорее всего была еще выше. Этот-то комплекс мотивов и был принесен предками индейцев в Америку. Однако именно в эпоху заселения Нового Света в континентальной Евразии набор мотивов начал меняться, а в облике людей стали накапливаться те признаки, которые характерны для монголоидов. Соответственно те группы людей, которые следовали в арьергарде потока мигрантов в Америку, принесли туда уже существенно иную культуру и иные гены, нежели первые переселенцы. Азиатские предки более поздних мигрантов были потомками азиатских предков тех, кто оказались в Америке первыми. Однако ранние переселенцы сохранили архаические домонголоидные признаки в своей анатомии и архаические формы культуры, в то время как у поздних мигрантов изменились и генотип, и культура… Если бы нам пришлось реконструировать историю заселения Нового Света только по данным сравнительной мифологии, то мы бы наверняка предположили следующее. Носители индо-тихоокеанского комплекса мотивов проникли в Новый Свет и заселили его тропические области в период до ледникового максимума или во время этого максимума, когда значительные области Северной Америки не были пригодны для обитания. После того как в леднике образовались проходы, в Америку пришло новое население – носители континентально-евразийского комплекса. Проникнув по коридору Маккензи на Великие равнины, эти люди далее расселялись на север вслед за отступающим ледником, а также на юг вдоль Тихого океана, принеся свою культуру в Патагонию. Такому сценарию противоречит, однако, археология: в Амазонии и Гвиане нет сколько-нибудь надежно датированных памятников древнее 11,5–14 тыс. лет назад, да и в других областях Нового Света реальность докловисских памятников остается под сомнением… Неужели все первые обитатели Нового Света ютились исключительно на ныне затопленном континентальном шельфе? В принципе это допустимо, но не слишком вероятно. И главное: как первые мигранты сумели обойти ледники Аляски? А если люди пришли в Америку еще до ледникового максимума, то отсутствие памятников возрастом 18-25 тыс. лет назад при повсеместном обилии памятников возрастом 11-14 тыс. лет назад и вовсе никакого объяснения не находит. Южная Сибирь остается наиболее правдоподобной прародиной всех американских индейцев, начавших свой путь в Новый Свет уже после завершения ледникового максимума, т. е. 18-19 тыс. лет назад. Однако для этого нам следует предположить, что по культуре древнейшие жители Сибири в чем-то напоминали папуасов или амазонских индейцев и что у них, в частности, были характерные для Южной Америки и Меланезии ритуалы и мифы, связанные с противостоянием мужчин и женщин как двух разных общин. Рискованная гипотеза...» [Васильев С. А., Березкин Ю. Е., Козинцев А. Г. Сибирь и первые американцы. / 2-е изд. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2011. – С. 73-75, 93, 103-104].

Однако, как ни парадоксально, Ю.А. Березкин с соавторами как раз и не привлекает для анализа мифологии Саяно-Алтайского региона. А там мы как раз встречаем «мифы, связанные с противостоянием мужчин и женщин как двух разных общин».

О том, что в Саянах проживало особое женское родовое божество, удалившееся как-то от остальных людей, существуют легенды у тувинцев. Якобы она поддерживала только «истинных» кочевников, то есть тех, которые жили в мире с соседями и следовали порядку старого родового уклада (по 350 человек в каждом стойбище) и правилам древних. Последний раз она якобы приходила к старейшинам хунну (ориентировочно в 400 г. до н.э.) с напоминаем о необходимости распустить орду на новые родовые стойбища, но её, «Посланницу», не послушались. Поэтому хунну погибли, как затем гибли и следующие орды.

Тувинцы называют её «Вечная девушка» – Маат (Ma:at, Mahat) и считают живым воплощением Дочери Умай (в китайских источниках она упоминается как «Дочь Великой Небесной Инь»). Её настоящее имя знал только старейший шаман и старейшины родов. К ней нельзя было обратиться с вопросами и просьбами напрямую – она приходила сама или «являлась во снах» с предупреждениями о необычном или сложным советом. Жила в недоступных местах под охраной отряда избранных воинов, её нельзя было найти даже случайно. Когда ей самой исполнялось 49 лет, подбирала среди «истинных» кочевников подходящую семилетнюю девочку себе на замену, чем якобы обозначалась в племени смена цикла для поколений, т.е. пары «отец-сын» или два возраста полноценного представителя рода (30 лет + 30 лет). Ещё семь лет их видели вдвоём, потом следующие семь лет новая «Вечная» приходила или «являлась» с большой «старшей тенью». А ещё семь лет новая окончательно «вбирала в себя» предшествующую и из-за этого была видима «светящейся вдвойне».

Буряты называют её Ээрлиг-Мээлиг эгэшэ («старшая сестра Эйлик-Мэйлик») – она старшая сестра девяти сыновей небесного кузнеца Божинтоя, которая, будучи уродливой от рождения, страдала косноязычием и часто обижалась на своих близких родственников. Согласно мифу, Ээрлиг-Мээлиг эгэшэ спустилась с неба со своими девятью братьями на Саянские горы, чтобы научить бурят кузнечному ремеслу. Когда братья нашли железную руду в долине реки Оки, они убили свою сестру и зарыли её в землю, головой в низ, из опасения, что она, выйдя замуж, принесёт в чужой род секреты их кузнечного ремесла. Обиженная на своих братьев, Ээрлиг-Мээлиг эгэшэ после смерти превратилась во враждебного для них духа. Что бы умилостивить её и тем самым поддержать преемственность кузнечного ремесла для своих потомков, братья стали совершать ей жертвоприношение нежеребой кобылицей белой масти на вершине водораздела девяти рек. В числе обрядов посвящения бурятских барханов существовал особый обряд, посвящённый Ээлиг-Мээлиг эгэшэ: вокруг жертвенника, оставленного различными чувствами, девять помощников шамана, обслуживавших церемонию, несли девушку, исполняющую роль Ээрлиг-Мээлиг эгэшэ.

-------------

«… В пользу саяно-алтайского ареала как прародины, по меньшей мере, некоторых групп американских индейцев свидетельствует … записанный здесь космогонический миф – история о том, как звери и птицы делили год или день (см. цв. вкл. 26). Это очень симпатичный рассказ с колоритными участниками. Персонажи, не слишком отличающиеся от героев Уолта Диснея, решают в нем судьбы мира. Сюжет нетривиален, легко заметен и как никакой другой позволяет проследить пути древних мигрантов. В самом общем виде он таков: первопредки (люди-животные) спорят о том, сколь долго должны длиться год, зима, ночь и иные периоды времени, должны ли холод и тьма сменяться теплом и светом. В типичных версиях появляются дополнительные детали. Персонажи спорят о количестве дискретных единиц времени, которыми определяется продолжительность более крупного периода времени, а число месяцев или часов сопоставляется с числом пальцев, шерстинок, перьев, полос на теле участников… Мотив уподобления единиц времени отметинам на теле – этот мотив возник уже в Америке, в Азии его нет. Однако сам спор зверей, да еще и при участии медведя и бурундука (как у криков и ряда других североамериканских индейцев) известен тюркам Саяно-Алтая. Более далекие параллели есть также у якутов и казахов. Понятно, что числа, определяющие в сибирских текстах продолжительность месяцев и года, взяты из современного календаря и в прошлом могли быть другими» [Васильев С. А., Березкин Ю. Е., Козинцев А. Г. Сибирь и первые американцы. / 2-е изд. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2011. – С. 88, 89].

Монгольский ученый Хаянхирваа считает, что североамериканские тлинкиты и алтайские теленгиты – это один и тот же этноним. Залив на северо-западном побережье Северной Америки, где кончалось владение индейского племени, тлинкиты назывался Якутат. В заливе Якутат имеется мыс – Якутанья, что в переводе с тлинкитского – «место причала каноэ». Название территории «Аляска» можно сравнить с самоназванием якутов «Эль-Саха». Старший научный сотрудник Отдела этнографии Америки МАЭ РАН С.А. Корсун  считает, что предки тлинкитов проникли 8 тыс. лет назад из Сибири, имеют общую мифологию и погребальный обряд с народами Сибири. Например, воздушный способ захоронения шаманов [Корсун С.А. «Погребальный обряд тлинкитов в контексте древних азиатско-американских связей» // Сибирский сборник — 1. Погребальный обряд народов Сибири и сопредельных территорий. – СПб., 2009. – Кн. 2.] Историк, археолог профессор С.В.Кисилев проводит сравнение церемониальные «глухие» маски тлинкит с погребальными масками древних хакас (кыргыз), которые также были «глухими» (без прорезей рта, ноздрей и глаз) [Киселёв С.В. Древняя история Южной Сибири // МИА № 9. – М.-Л.: … 1949. – 364 с.]. Тлинкиты считали, что души умерших собирались на севере, там же путь во все три мира. То же и у алтайцев – в низовьях реки Тойбодым (река Обь) помещалось царство Эрлика – «Тойбодым-океан». Также, как и у ханты и манси – там, на севере – Нижний мир. Демиург у тлинкитов – герой «Ворон-Эль». У якутов божество Ворон – родоначальник девяти шаманских родов. Покровитель животных у тлинкитов – «Канахтаквай», а главным подводным духом был «Конакадет». В обеих именах – явно тюркская титульная ликсема «кан- / хан»... Очень детально проблемма мифологических спараллелей индейцев с Сибирью проработана в монографии под руководством Ю.Е. Березкина [Васильев С. А., Березкин Ю. Е., Козинцев А. Г. Сибирь и первые американцы. / 2-е изд. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2011. – 176 с.].

КАГАН — WAKAN — наиболее известное соответствие в тюркских и индейских языках, на которое не раз ссылался Л. Н. Гумилёв.

Его, как и целый ряд других, установил французский лингвист прусского происхождения Отто Рериг (1819-1908).
Обратив внимание на обособленное положение языка индейцев сиу среди языков североамериканских аборигенов, он провёл скрупулезный анализ лексики языка сиу и пришёл к выводу о его принадлежности к алтайской макросемье.

Полные сиу-тюркские параллели:
mi — мен — я
tani — тану — узнавать
yudek — йотык, йоткы, жотык — глотка
sue — сут — молоко
вaha — баба, бабай — старик
ik — ике, еки — два