Демократический централизм - оксюморон?

Александр Ивашкевич
              Централизм или демократия, коллективизм или индивидуализм,  общее или частное, социум или человек - что  важнее для функционирования системы и достижения поставленных целей?  Старая и, возможно, вечная проблема - сколько людей, обстоятельств, интересов  -  столько и решений...
      Каково наилучшее соотношение между подчинением индивида общим,  внешним, насильственным, детерминированным  установкам  целого, общего, государственного и личным, внутренним, естественным желаниям этого индивида для наиболее эффективного развития целостной системы - семьи, корпорации, сообщества, народа, нации, государства, человечества?
       В какой степени индивид обязан подчиняться распоряжениям, указаниям, приказам,  навязываемым ему сверху, соответствующей общностью, партией, религией, моралью - не всегда адекватным, разумным, справедливым,  порядочным, истинным, правильным, - чтобы дело делалось наиболее продуктивно, качественно для развития и эволюции этой общности и самого человека?
       В СССР нас учили некоему «демократическому централизму», который и должен был позитивно решать коллизию между желаниями индивида  и  целями общества.
       До сих пор не понимаю, что это такое - демократический централизм. Оксюморон какой-то...
       Это не понимали и те, по моему мнению,  кто нас этому обучал. Но у них была «истинная»,  партийная  вера,  замешанная на страхе в то, что это есть и что им будет, если они не станут этому следовать!  Оно «это»  должно быть!  И «оно» - это очень справедливо, правильно и хорошо. Догматически и под угрозой наказания вбивалось всем в головы.
       Демократический централизм есть продукт материалистической  диалектики – это был предел объяснения марксизма-ленинизма этого термина. Дальше не должно быть вопросов. Чревато...
       Демократический централизм (д.ц.) считался главным принципом организационного строения и деятельности всех коммунистических и рабочих партий, а в социалистических государствах — также принципом  государственного устройства, строения и деятельности органов  власти, общественных организаций, системы управления "народным хозяйством". Без комментариев!
       Суть д. ц., по классической экспликации идеологов марксизма-ленинизма,  состоит в сочетании демократизма - полновластия, самодеятельности и инициативы трудящихся, выборности руководящих органов снизу доверху, их подотчётности массам  - с централизацией: руководством из одного центра, подчинением меньшинства большинству, дисциплиной, обязательностью решений высших органов для низших, подчинением частных интересов интересам общим. Как показала реальная  жизнь - всё это нереализуемо, в принципе, утопично и существует только на бумаге! Так называемым "массам" никакие органы власти не могут быть "подотчётны". У "масс" нет специальных органов контроля и анализа деятельности чего бы то ни было - кроме пресловутого "общественного мнения", которым власть имущие научились хорошо манипулировать. А вот подчинённость и управление "масс" - этого всегда навалом и масса способов посредством "силовых структур" государства.
       Считалось, что принцип д. ц. "вытекает" из демократической  сущности пролетарского  движения и социалистического преобразования общества; является составной частью марксистско-ленинского учения о партии рабочего класса и об устройстве социалистического государства. Набор пустых, демагогических лозунгов,  трибунных  фраз! Для одурачивания людей. Если "пролетарии" - "гегемоны", по определению, то о какой "демократичности" может идти речь?
       Далее всем втюривалось, что "если в классово антагонистических обществах демократия и централизм взаимно противоположны и конкретно исторически их борьба разрешается путём большего или меньшего преобладания в общественном и государственном  устройстве того или иного начала, превращаясь в бюрократический централизм или анархистское своеволие, то в условиях социализма  централизм и демократизм составляют диалектическое единство". Почему? Простая жёсткая констатация и догма! Это очередной демагогический набор пустых утверждений и, как показала практика - ошибочных утверждений. Медведь демократично руководит пчёлами...
       "Д. ц. как основополагающий принцип организации и деятельности революционных партий (!!!)  впервые был выдвинут К. Марксом и Ф. Энгельсом и практически (???) воплощён в основанном в 1847 Союзе коммунистов (см. Устав Союза коммунистов, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4, с. 524—29). На основе д. ц. протекала деятельность  1-го Интернационала: входившим в него партиям была предоставлена широкая автономия, но в то же время предъявлялись требования признания одной программы и устава, подчинения низших организаций высшим, соблюдения партийной  дисциплины" (свежо предание...).
       Принцип д. ц. основоположники научного коммунизма предполагали (!!!) использовать также и при строительстве пролетарского государства - уже сама постановка построения однополярного по социальной ориентации государства однозначно отрицает всякий "демократизм"! Как и следовало ожидать - никакой "демократии" не вышло - получился гегемонизм и тирания одой партии и одного человека.
       "Дальнейшую (!) разработку принцип д.ц. получил в ряде работ В.И.Ленина (ну да, ну да - получил...). Уже в принятом 2-м съездом РСДРП (1903) Уставе партии были закреплены ленинские нормы партийной  жизни, а в Уставе, принятом 4-м съездом партии (1906), было непосредственно записано: «Все организации партии строятся на началах демократического централизма...» («КПСС в резолюциях...», т. l, 19708, е. 182)." Просто было на бумаге, да забыли про овраги...
       Против д. ц. в первые годы Советской власти ещё выступали некоторые думающие люди, - которых тут же назвали "различными антипартийными группировками",- пытаясь "под видом развития демократизма узаконить в партии фракционность". Эти попытки, естественно,  встретили решительный, отпор настоящих "демократов"! 10-й съезд РКП (б) (1921) принял предложенную Лениным резолюцию «О единстве партии», подтвердил незыблемость принципов д. ц., то есть  гегемонизм оной точки зрения.
       Согласно Уставу КПСС, д. ц. означает: «... а) выборность всех руководящих органов партии снизу доверху; б) периодическую отчетность партийных органов перед своими партийными организациями и перед вышестоящими органами; в) строгую партийную дисциплину и подчинение меньшинства большинству; г) безусловную обязательность решений высших органов для низших» (1976, с. 22. Хорошо сказано! Ну и...? Только попробуй высказать иную точку зрения, кроме "ленинской"...
       После революции 1917 по инициативе Ленина д.ц. стал основой ("Библией") государственного строительства . Звучит вроде правильно: выборность всех органов государственной власти в центре и на местах; подотчётность депутатов избирателям и право последних отозвать депутата; формирование органов государственного управления представительными (избираемыми) органами; образование единой системы органов государственной  власти и государственного управления, в которой нижестоящие органы подчинены руководству и контролю вышестоящих органов... Но,  как сказал товарищ Сталин: "Главное не как голосуют - главное как подсчитать голоса после выборов!" Централизм, блин...
       Считалось, что на основе д.ц. путем создания единой Советской федерации был решен и национальный вопрос. Кто бы сомневался! Именно д.ц. позвволил (!!!), с одной стороны, отказаться от сепаратизма (под угрозой расстрела!), а с другой - сохранить необходимую автономию (под угрозой тюрьмы).
       «... Демократический централизм, — писал Ленин, — нисколько не исключает автономию, а напротив — предполагает ее необходимость» (ПСС, т. 36, с. 151).
       Диалектика, блин... Матерная.

       Демократия? Что бы это значило?   http://proza.ru/2021/07/29/1525