О национальной идее

Лев Ольшанский
1

В русском народе очень сильна общинность. Не употребляю слово «коллективизм», поскольку оно далеко не в полной мере отражает ту глубокую степень единства людей, которое возникло у наших предков в силу общности места их проживания, единства культуры и мировоззрения.

Трудные условия существования в центральных и северных районах России требовали от их обитателей сплочения сил для совместной трудовой деятельности и отражения набегов завоевателей.

В одиночку или отдельной семьёй русский человек выжить был не в состоянии. Кроме того, соседская община подпитывала человека духовно, придавала ему моральные силы. Не зря появилась поговорка: "на миру и смерть красна". Вряд ли она могла возникнуть в бездушной Европе.

В Западной Европе, ввиду более мягкого климата, условия жизни были намного лучше. Весенний и осенний периоды длятся там по два-три месяца, поэтому крестьянину можно не спешить с севом и уборкой, работать не спеша, рационально расходуя свои силы.

Иное дело – в России; вспашка и сев длятся у нас не более двух-трёх недель, после чего сеять злаковые становится слишком поздно – урожай не успеет созреть.

Ещё сложнее обстоит дело с уборкой. Срок созревания яровой пшеницы – 90-100 дней – как раз столько в России длится лето. В начале сентября могут начаться проливные дожди, которые нередко сменяются снегом.

В этих условиях крестьянин должен работать, не жалея сил, день и ночь, для того, чтобы справиться с сельхозработами, он трудится на рывок.

В силу более холодного климата урожайность сельхозкультур в России намного меньше, чем в Западной Европе. Также русским людям приходилось заготавливать на долгую, морозную зиму большое количество дров и кормов для скота, затрачивая на это много времени и физической энергии.

Западная Европа издавна была густо заселена.  Собрав с каждого из множества крестьян определённый налог, государство получало для своих нужд некоторое, необходимое ему, количество финансов.

Россия же всегда была малолюдной, а государственные расходы, в силу огромности территории и большой протяжённости границ, были непомерно большими. Поэтому налоги, взимаемые с каждого крестьянина, были очень велики (хотя он снимал урожая меньше, чем европейский крестьянин).

Таким образом, эффективность труда русского крестьянина всегда была чрезвычайно низка и обеспечивала ему только элементарное выживание, и в силу этого русский человек всегда тяготел к общине, которая одна только и могла выручить его в трудную минуту.

Многие сотни лет  русский крестьянин испытывал сильнейший гнёт со стороны царя и помещиков, в силу чего стремился уйти туда, где его не могла бы достать власть.

И народ бежал. Так как в сторону Запада бежать было некуда, он был перенаселён, русский человек уходил на юг, «на Окраину», или на восток.

Но от Москвы до Каменного Пояса (Урала) расстояние (1400 км.) было едва ли не больше, чем имела в поперечнике вся Западная Европа (1200-1300 км). А от Урала до Тихого океана было ещё больше – целых 7400 км.!

Очень много сил и времени потребовалось русскому народу, чтобы заселить всю территорию современной России!

Кроме того, несколько столетий (вплоть до 18 века) ушло на отражение набегов всевозможных захватчиков, которые уничтожали деревни и города, угоняли в плен домашний скот и людей.

Западный же европеец в это время спокойно жил, трудился на своём поле, повышал урожайность сельхозкультур, выводил новые, более продуктивные породы скота и … понемногу, постепенно богател.

Человек в Западной Европе не испытывал необходимости в совместном, коллективном труде – все необходимые блага он мог создать для себя и сам.

Наоборот, совместный труд и распределение полученного продукта поровну нивелировали бы, сводили на нет преимущества отдельного человека. Поэтому на Западе извечна тяга к индивидуализму, стремлению выдвинуться из коллектива.

                2

В необыкновенно трудных, суровых условиях жизни сложился своеобразный менталитет русского народа, который нашёл своё выражение в пословицах.

Пословицы о труде:

Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.
Уменье работать дороже золота.
Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.
Летний день год кормит.
От трудовых праведных не наживёшь палат каменных.

Пословицы о власти:

На Руси всякой власти до страсти.
Любая власть богатым прибавить, у нищих отнять.
Когда власть делили, нас позвать забыли.
У кого деньги, у того и власть.
Кто власть имеет, бедных не жалеет.
Власть дается не любить, а давить.
Дай дуракам власти, развалят Русь на части.
Чья власть, того и закон.
С сильным не борись, с богатым не судись.
Воеводою быть - без мёду не жить.
Кто барствует, тот и царствует.

Пословицы о дружбе:

Будете друг за дружку держаться - можете ничего не бояться.
Вместе и беда легче переносится.
Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
Добро потеряешь - опять наживёшь, друга потеряешь - уже не вернёшь.
Доброе братство милее богатства.
Друзья познаются в несчастье.
Нет друга - ищи, а нашёл - береги.


                3


Русский человек, как никто другой, по своему духу очень близок к социализму.
 
Многие столетия наши предки жили в крестьянской общине. Община являлась главным хранителем русского национального характера, который выражался в равенстве, взаимопомощи, согласии, справедливости, добрососедстве и т.д.
 
Поэтому русским людям очень близки идеи коллективизма, совместного, нередко бескорыстного труда, взаимовыручки,  жертвенности по примеру Иисуса Христа.

Западный человек также живёт в обществе, но он  чувствует себя не в обществе, а над обществом, вне его. При любых условиях западный индивидуалист ощущает себя отдельной личностью, совершенно независимой от остальных.

Русский же в любом сообществе чувствует себя частицей единого целого.

Русский человек всегда стремился жить в гармонии с собой, с окружающими людьми и с природой. Но ему этого мало, он нуждался и в совершенной социальной среде. Только тогда человек чувствовал душевную гармонию, защищённость  на всех уровнях социального бытия, переживаемые им как чувство дома, родного Отечества.

Если на личном и семейном уровне мы иногда и испытываем это умиротворяющее чувство, то по отношению к государству большинство из нас этого сказать не может.

Это свидетельствует о том, что сегодня государство в его социальном качестве воспринимается нацией как нечто чуждое, не родное, кем-то навязанное извне; нынешнее государство для человека не мать, но мачеха, поэтому большинство из нас лишены ощущения социальной защищенности.

Возможно, для западного индивидуалистического сознания такое отношение человека к государству и государства к личности вполне привычно и даже является нормой.

Но русскому человеку необходимо испытывать чувство общности, единства нации в масштабах всего государства.

Именно этого важнейшего всеобщего единства уже четверть века лишено российское общество.

И до тех пор, пока государство не станет выполнять социальные и объединяющие функции, любая, якобы, национальная идея, исходящая от власти, но не призывающая к социальному равенству и единению, будет отвергаться народом, как фальшивая, оторванная от реальных народных нужд и чаяний, противоречащая им, а само государство будет восприниматься человеком в качестве недоброй мачехи.