Он, Она и Вечность

Виталий Бабич
Спектакли в постановке Бориса Луценко не просто призывают зрителей к размышлению над магистральной для человека темой «Смысл жизни», а делают этот смысл ощутимее ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС, приглашая публику к соучастию в творческом процессе.

О, нет, зрители не выходят на сцену Национального академического драматического театра имени Горького (в обиходе – русский театр, находится в столице Беларуси). Это актёры выходят к ним, раздвигая привычные границы между жизнью сценической и зрительской, то есть между воплощением идей и их восприятием.
Как это делается? Оказывается, очень просто. Перед началом спектаклей их режиссёр-постановщик Борис Луценко обращается к зрителям со вступительным словом, суть которого – сделать первый шаг к объединению «мы» и «они» в «нас».
– Нам очень важно, какими глазами вы смотрите на сцену. Успех нашего спектакля зависит и от вас тоже, – этими словами закончил режиссёр своё выступление перед показом «Вечности на двоих» – спектакля-диспута о родителях и детях, разочаровании и оптимизме, одиночестве и обретении...

Из аннотации спектакля «Вечность на двоих» (с сайта театра):
"Порой многие мили, разделяющие людей, ничего не значат, порой они сокращаются до мгновения тишины между ударами сердца… Почему самые близкие люди так часто не могут понять друг друга? Конфликт поколений? Другое время – другие ценности? Стремление доказать свою самостоятельность? Нежелание выслушать? Неумение сострадать? Жестокость? Или необходимость?"

Многие из этих тем находят продолжение в другой постановке.
– Смеха или слёз? Чего больше желаете, то и покажем, – говорил Луценко прежде, чем войти в образ своего героя спектакля «Он и Она» (да, в нём Борис Иванович выступает и в качестве актёра).
– Желаем, чтобы всё хорошо закончилось, – ответил кто-то из женщин.
Актёр-режиссёр таким общением не ограничился и продолжал диалог со зрителями по ходу действия на сцене.

Из аннотации спектакля «Он и Она» (с сайта театра):
"Где-то на земном шаре случайно встретились двое... ОН – может быть, Вильям, но не Шекспир; ОНА – может быть, Елизавета, но не королева английская… История о том, как ОНА с помощью веры в Господа и молитвы преодолела ЕГО желание уйти из этой жизни и возродила истинное значение слова «Любовь»".

Следующий шаг к стиранию границ: актёры в начале/конце некоторых действий этих двух спектаклей появляются на сцене и покидают её, проходя через зрительный зал - там же звучат их некоторые реплики. Эффект на лицо: зрители, особенно сидящие на передних рядах, оказываются в центре событий.
И ещё один шаг к единению со зрителем – сюрприз к празднику: по окончанию спектакля «Он и она», один из показов которого был в преддверии 8 Марта, Борис Луценко угостил конфетами всех дам, присутствующих в зале малой сцены. А затем «разделил» всех на женскую и мужскую половинки, и вторая единогласно поздравила первую с праздником. А затем – совместное фото... Вот такой финальный объединяющий интерактив!

Спектакль уже давно закончился. Да и 8 Марта уже пробежало. Но из памяти так просто не убегут, не исчезнут те минуты единения, те ощущения соучастия, те впечатления от увиденного и осмысленного. Спасибо за такое СОТВОРЧЕСТВО его главному инициатору – Борису Ивановичу Луценко!


(на фото кадры со/после спектакля «Он и Она»)