Воздушная крепость Часть 2 Глава 14 Первый бой

Владимир Шатов
Первый батальон Национальной гвардии Украины, набранный из бойцов Самообороны Майдана, 6 апреля 2014 года принял воинскую присягу. Максим Савчук был в числе пятисот гвардейцев, которые за три недели прошли военную подготовку в учебном центре Новые Петровцы.
- Как я могу остаться в стороне?! - после расстрела майдановцев он, не раздумывая решил защищать революцию Достоинства.
На присяге присутствовали исполняющий обязанности командующего Национальной гвардией Степан Полторак и кандидат в президенты Украины Пётр Порошенко.
- Осталось задавить мятеж на Донбассе, - переговаривались между собой радостные гвардейцы, - и тогда Украина заживёт!
15 апреля батальон был спешно направлен в район бунтующего Славянска. Максим попал в роту охраны аэродрома Краматорска и в настоящих боях участия пока не принимал. Рано утром 26 мая он отметил непривычную суету около боевых вертолётов. Подойдя ближе, он спросил смущённого капитана, с которым успел познакомиться:
- Что случилось?
- В Донецке боевики захватили новый терминал аэропорта, - ответил энергичный военный, - наши запросили помощи. Сейчас вылетаем туда, а местных среди нас нет, боимся заблудиться...
- Я могу вам показать расположение терминалов.
- А ты откуда родом?
- Из Донецка.
- Тогда полетели! - решился капитан.
Они погрузились в транспортный МИ-8 и спешно вылетели. Капитан поведал бойцам о противостоянии в аэропорту имени Сергея Прокофьева.
- Мы летим в важный для украинской стороны плацдарм, почти в центре города и обеспечивавший, в случае наступления с севера, со стороны Авдеевки продвижение войск с перехватом ключевой автомобильной и железнодорожной развязки на пересечении улиц Артёма и Взлётной.
- А кто там сейчас?
- В апреле в ДАП прибыл отряд 3-го полка специального назначения из Кировограда. Полк является элитой вооружённых сил, полторы сотни спецназовцев заняли позиции в старом терминале и диспетчерской вышке.
Капитан повысил голос, чтобы перекричать двигатели и продолжил:
- Я командовал взводом первого состава. Особых условий у нас не было. Еды и воды не хватало, спали, не раздеваясь, прямо на полу. Хотя использовали «спальники» и карематы, было достаточно холодно. Режим службы тоже не назовёшь удачным. Сутки стоять на постах, сутки отдыхать.
- Почему сразу не заняли здания аэропорта? - поинтересовался Савчук.
- Шли переговоры между нашим командованием и администрацией аэропорта, - недовольно ответил он. - Как я понял, руководство аэропорта запретило появляться в новом терминале, сказали, что пассажиры боятся вооружённых людей. Они не хотели конфликта с сепаратистами.
Летели они недолго, с волнением гадая, что ждёт их по прибытию на место. Когда рассвело, со стороны старого терминала, где находились украинские военные, стало отчётливо видно, что новый терминал занят людьми, вооружёнными автоматами и станковым гранатомётом АГС-17.
- Есть среди них и бородатые дядьки с оружием в руках… - с удивлением отметили украинские часовые и доложили командованию.
Восемьдесят украинских бойцов расположились в разных точках аэропорта. На вооружении у них было стрелковое оружие и гранатомёты. Поступил категорический приказ из Киева:
- Если боевики откроют огонь или попытаются сбить вертолёт, то вы должны немедленно открыть огонь на поражение.
Примерно в одиннадцать часов чеченец на крыше нового терминала поднял трубу зенитно-ракетного комплекса «Игла» и навёл её на украинский истребитель Миг-29, что пролетал на предельно малой высоте. Это заметил снайпер 3-го полка, который оперативно доложил обстановку. 
- Работаем ребята на поражение! - дал отмашку к бою командир.
С точного выстрела снайпера начался бой за аэропорт. На помощь украинцам прилетели два боевых вертолёта Ми-24 и два транспортных Ми-8 с бойцами 8-го полка специального назначения. Максим словно в замедленной киносъёмке увидел, что бородатый боец достал ПЗРК и сделал пуск хвостатой ракеты прямо навстречу. 
- В нас попали! - дико завопил пилот.
Их вертолёт получил повреждения, но смог сесть и высадить десант. На взлётной полосе работали две зенитки ЗУ-23-2, подтянули ещё одну. Прибывшее подразделение начало вести огонь по крыше, чтобы сбить оттуда засевших ополченцев.
- Оттуда они контролируют наши перемещения! - крикнул капитан.
Другой вертолёт с подкреплением сел успешно, а с крыши терминала по нему толком не стреляли. Зато по их позициям стреляли из зелёной посадки, которая росла недалеко от автомобильной стоянки.
- Заходим в старый терминал! - приказал командир и повёл бойцов.
Они постреляли по мечущимся вдалеке фигуркам врагов, пока по рации не поступил приказ уйти с крыши.
- Спускаемся вниз, внутрь терминала, - предупредил солдат капитан, - поскольку по новому терминалу должна «отработать» авиация.
Атаковали терминал четвёрка вертолётов. С вертолётов Ми-8 высадился новый десант, а Ми-24 методично обработала красавец-терминал. Вертолёты улетели, начали действовать штурмовые бомбардировщики Су-24.
- После них ещё раз отработали «вертушки»... - он осмотрел местность.
Украинцы пошли на зачистку терминала. Он был изрядно разбит в ходе неравного боя, полы были усеяны битым стеклом, из пробитых труб текла вода, виднелась свежая кровь. Тел боевиков они не обнаружили.
- Хотя запах витает такой тяжёлый... - отметил Максим.
На крыше терминала Савчук увидел валявшиеся вокруг вырванные из тел куски мяса, последствия точного удара с воздуха.
- Своих убитых боевики смогли забрать с собой, - уточнил капитан.
Возле автостоянки, рядом с терминалом, они обнаружили два открытых канализационных люка.
- По всей видимости, когда авиация наносила удар, сепары, спасаясь от обстрела, прятались в их колодцах! - с улыбкой уточнил он.
Рядом лежали радиостанция, бинокль, автомат АКС-74 и снайперская винтовка СВД, даже не пристрелянная. Выстрелы постепенно стихли.
- Активная фаза боя продолжалась где-то около двух часов, - понял Максим. - Боевики отошли... 
Вражеский «КАМАЗ», спешно отъезжая выпустил по ним рой пуль.
- Метко бьют гады! - выругался он.
Пулемётчик на вышке занял хорошую позицию и метко выпустил в грузовик целую ленту, после чего машина неловко перевернулась. 
- Теперь не полезут... - уверенно сказал он Савчуку.
Ждали атаки только со стороны города, тыл был надёжно прикрыт.   Территория аэропорта и прилегающая местность с вышки просматривалась километра на четыре.
- Интересно, - подумал Максим, когда ситуация успокоилась, - Ромка сейчас в Донецке? Вот бы встретиться... 
Он не мог даже предположить, что родной брат находился от него на расстоянии нескольких сотен метров, но на противоположной стороне.
- Терминал стал ловушкой... - понял около полудня Роман.
По засевшим в здании ополченцам начали стрелять безжалостные снайперы со стороны диспетчерской вышки и из старого терминала.
- Туговато воевать без подготовки! - думал он, пережидая налёт в канализационном колодце.
Фактически ополченцы оказались под огнём с земли и с воздуха, паля по ударным вертолётам из стрелкового оружия. В качестве ненадёжного средства защиты они стали использовать поваленные штабелями банкоматы.
- Лишь бы выжить...
Под вечер командир ополченцев Ходаковский принял вынужденное решение вывезти из аэропорта оставшихся людей.
- Вырвались буквально из окружения! - выдохнул младший Савчук, когда с трудом забрался в кузов спасительного «КАМАЗа».
У него были сломанные рёбра от удара об угол неуклюжего банкомата «ПриватБанка» и к тому же пришлось тащить остаток боекомплекта. Болел бок, обезболивающее не помогало.
- Терминал не полностью блокирован, поэтому возможность отступить оттуда осталась, - решил старший и дал команду прорываться из аэропорта.
У ополченцев оставались неповреждённые автомобили. Правда, из четырёх грузовиков удалось использовать два, подходы к другим были блокированы снайперами. 
- При отходе стрелять во всё, что подаёт признаки жизни! - нервно распорядился командир отряда.
«КАМАЗ» вылетел из терминала, и они начали для острастки стрелять во все стороны, чаще в воздух. Кругом была открытая местность. Так проехали по трассе несколько километров в сторону города, расстояние между машинами держали метров пятьсот.
- Два грузовика едут друг за другом и палят без остановки. - Роман побледнел от предчувствия беды. - Страшное зрелище!
Он перестал стрелять, когда понял, что никого из врагов в пределах видимости нет. Когда стали въезжать в город, вдруг увидел, что на дороге за горбатым Путиловским мостом стоял ехавшим первым «КАМАЗ» ополченцев.
- Почему он остановился? - не понял Савчук. - Мимо едут машины, даже люди ходят...
Внезапно выстрелом из гранатомёта подбили их машину, снаряд попал под кабину водителя, они резко перевернулись. Роману, как, оказалось, повезло, он вылетел с борта, ушибся, но без переломов.
- Засада! - ахнула догадка.
Машину, которую подбили первой, упорно добивали из пулемётов перекрёстным огнём. По мечущимся ребятам стреляли снайпера.
- Погибло три десятка человек, - отметил он, - никак не меньше…
По ним тоже стали палить откуда-то сбоку.
- Твою мать! - он бросил пулемёт, схватил раненого парня, он был из Крыма и потащил на себе через мрачные дворы.
К нему присоединился фельдшер отряда, у него был автомат. Савчук взял оружие и зло пострелял по сторонам, по крышам домов Киевского проспекта и побежал дальше.
- Грузовики с уходящими из аэропорта расстреляли свои же! - сообщили ему, когда он добрался до базы «Беркута».
- Не может быть! - возразил Роман.
- Наши приняли грузовики за украинские и встретили выходящих из аэропорта соратников огнём, - пояснил Сивоконенко.
Уверенные, что атакует украинская Нацгвардия, засадчики буквально изрешетили грузовики. Расстреляв машины, «восточные» подошли ближе и только тогда увидели на телах убитых георгиевские ленточки.
- Это предательство! - побледнел Савчук.
- Я не могу сказать, что Ходаковский предатель, - сказал его командир, - но он бездарен как военный руководитель.
Те ополченцы, кто выходили пешком, вышли без потерь. В общей сложности в результате катастрофической акции погибло около пятидесяти человек, в том числе более тридцати граждан России.
- Судя по всему, основная масса ополченцев была убита в расстрелянных грузовиках, - мучился Роман. - Какая трагедия!
Он был в числе журналистов, которых допустили в городской морг Донецка, выставив тела погибших бойцов перед всеми желающими. Никто тогда не знал, что катастрофа 26 мая была только началом долгой мучительной и кровавой борьбы.
продолжение http://proza.ru/2016/03/15/39