Мысли... ч137

Новиков Борис Владимирович
Традиция превращается в традиционализм, если не распредмечивается в новых контекстах культурного основания (бытия-небытия).

***

Мера классичности определяется потенциалом, способным актуализироваться (распредмечиваться) в новых контекстах культурного становления в векторе действительного гуманизма.   

***

Любое, – духовное, чувственное, материальное, – обретение культуры (результат вместе с процессом, приводящим к нему) амбивалентно по возможным вариантам своего применения (использования).
«Здесь та же разница, что между пожаром и огнем на службе у человека» [Ф. Энгельс].

***

«Позиция борьбы – это позиция подчиненности и господства, человеческое же призвание – возвыситься до со-дружества и со-творчества с диалектикой Универсума» [Г.С. Батищев].
Диалектика Универсума – это диалектика культурной культуры. Диалектика ее созидания, – творчество. Диалектика ее распредмечивания – освоение.    

***

Самозванные душеприказчики Э.В. Ильенкова, Г.С. Батищева и др., – «ильенковцы», «батищевцы», «босенковцы» etc. по профессии, – ничтоже сумяшеся берут на себя смелость «истолковывать и интерпретировать». Притом – категорично и безапелляционно! И всего-то, по праву… «я был аспирантом Ильенкова», «Батищев был моим официальным оппонентом» и т.п.   
Какая пошлость! «Аспирант Ильенкова по профессии»… Упираясь им глазами не то что в колени, либо же в пояс, но – в подошвы штиблет. По своему собственному уровню философского профессионализма, в особенности же – собственной философской культуры. Амикошонски и снисходительно похлопывая по плечам (а они уже лично возразить, к сожалению глубочайшему, не могут) метров, эти сантиметры, миллиметры и микроны «от философии» редуцируют их: одного – до уровня забулдыги, другого – до статуса зачуханного прихожанина, третьего еще к чему-то… Это уже не пошлость. Это – мерзость.

***

Действительность есть воплощенная наука.

***

«Сегодня я видел, как одна старушка помогала перейти дорогу парню, который чатился по смартфону» (Прочитанное).
…Кибердеменция. А инвалидам надо помогать.

***

Болтовня – превращенная форма свободы слова.

***

Узор – Сеть – Паутина.
Мереживо – Мережа – Тенета.

***

«Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя, наперекор вселенной,
И маловерным отпусти их грех;
Пусть час не пробил – жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы – не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.
Умей мечтать, не став рабом мечтания,
И мыслить, мысли не обожествив;
Равно встречай успех и поруганье,
Не забывая, что их голос лжив;
Останься тих, когда твое же слово
Калечит плут, чтоб уловить глупцов,
Когда вся жизнь разрушена и снова
Ты должен все воссоздавать с основ.
Умей поставить, в радостной надежде,
На карту все, что накопил с трудом,
Все проиграть и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том,
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно все пусто, все сгорело
И только Воля говорит: «Иди!»
Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой;
Будь прям и тверд с врагами и друзьями,
Пусть все, в свой час, считаются с тобой;
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неуловимый бег, –
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!». 

[Р. Киплинг, Заповедь].

***

Действительность есть материализуемая и материализованная воплощаемая и воплощенная (отелесиваемая и отелесенная [В.Г. Белинский]) наука.
Конкретизованная коннотация открытия св. Августина и Г.В.Ф. Гегеля: «действительность есть единство сущности и существования».   

***

Критика предыстории в рамках … предыстории есть опыт ее апологии, консервации, охранительства, попыток стабилизации etc.
Иноформа: попытка бороться с отчуждением в рамках отчуждения. Борьба «нанайских мальчиков».      

***

Мультикультурализм – превращенная форма синтеза культур.

***

Эстетизм – превращенная форма эстетики.

***

Философия антинаучная («философия») есть внесистемный агрегат, – куча, – точек зрения отдельных «интеллектуалов», либо же их корпоративных сообществ. Т.е. есть докса – произвольный (от: произвол) набор мнений, точек зрения, версий, теорий etc.

***

Интернет, это такая штука: где бы (на каком бы эл. ресурсе) ты не чихнул, воспитанные люди в штатском со всего мира скажут тебе «будь здоров!».
 
***

Мир надо осваивать, а не усваивать.
Иначе – несварение.
Мир надо осваивать и преобразовывать на принципах действительного гуманизма, а не «прогибать под себя».
Иначе – пупочная грыжа. И то – в очень лучшем случае.

***

Результатом становления есть не «наличное бытие» и даже не «определенное бытие», как полагает Гегель, но ставшее, но определенность, т.е. наличное бытие - небытие, определенное бытие-небытие, ставшее бытие-небытие, нечто (либо, если «пульс прощупывается» – некто). Тогда и процесс, и результат (и становление, и ставшее) есть осуществляющееся диалектическое противоречие. 

***

Ближний Восток… И вообще, «Восток – дело тонкое». А в чем главная «тонкость» - то? Сиречь – сложность? Нефть. И, ясен пень: этно-религиозные особенности региона Ближний Восток. И даже не региона, но: цивилизации! И, соответственно – ключ к пониманию многого, – если не всего, – что там происходило, происходит и долго еще будет происходить. Ну, а в плане стратегическом: дислокация на поле боя определяется дислокацией на поле истории…    

***

«…Без идеалов никогда не может получиться никакой хорошей действительности. Даже, можно сказать положительно, что ничего не будет, кроме еще пущей мерзости» [Ф.М. Достоевский]. 

***

«В его сером веществе копошились смыслы»… (Прочитанное). От копошащихся смыслов до злых умыслов – рукой подать. Ибо достойные смыслы – парят и порхают… Тут – контроверза низкого (низменного) и возвышенного.   

***

Эклектика и антигуманизм – способ существования и качество «копошащихся» смыслов.

***

«Бесспорно, советский агитпроп отсеивал и процеживал информацию, поступавшую к читателю, зрителю, радиослушателю. Однако, уже доказано, что подлинный шедевр остаётся таковым, даже если его слегка купировать (пусть и в угоду идеологии): любое упоминание о культовых кинокартинах всегда содержит воспоминание о том, как цензор вырезал «всё самое лучшее». Если же подытожить,   то   вырисовывается    прелюбопытное: ... пестовалась   крепкая,   здоровая нормальность. Всё придурковатое и сомнительное – убиралось, заменялось, изгонялось. Сейчас, напротив, хорошо продаётся всяческая патология, во всех её многогранных проявлениях. В этом ничего удивительного нет: обыватель испокон веков любил цирк уродов, неприличное скоморошество,  дурь и  пряные шутки  на  грани  и  за  гранью... Человека ограждали – прививали Норму. Отсюда – видимая несвобода автора. У Владимира Сорокина есть роман с этим названием – «Норма». Сюжет разворачивается в советские времена и, как обычно бывает у этого писателя, мир изображён абсурдно и гадко. С ненавистью, переходящей в болезненное смакование. Итак, перед нами советская действительность с её начальниками и подчинёнными, чекистами и диссидентами. И – с Нормой. Замечу, что именно так именуется брикетик с ...некоей несъедобной субстанцией – её-то и должен съедать каждый праведный хомо-советикус, дабы его считали верным своему гражданскому долгу. Порядочным. Нормальным. Автор как бы подчёркивает: коммунистическая идеология и была той самой дрянью, которую ежедневно запихивали в пасть каждому жителю… независимо от его общественной значимости и личных качеств. Это – Норма, то есть – мерзость. Нормальное = аномальное. Нормальное – патологическое. Несвободное. В тягость. Возвращаясь к теме творчества, можно сказать только одно: свобода, когда за неё истерически борются, чаще всего трансформируется в иной вид зависимости – в бегство от нормы и скучной гармонии. В сторону рейтингов и прочей «писательской самоокупаемости». В свободу от творчества» [Галина Иванкина, Свобода от творчества].

***

«Хармс стеснялся здравого смысла. Он был очень застенчив. Его философия была философией изначальной нелепости человеческого существования. В письме к Друскину он писал: «Философ бил в барабан и кричал: «Я произвожу философский шум! Этот шум не нужен никому, он даже мешает всем. Но если он мешает всем, то, значит, он не от мира сего. А если он не от мира сего, то он от мира того. А если он от мира того, то я буду производить его» [Федор Гиренок, Хармс и софиология].

***

Мораль есть деятельность и творчество в области доброго и злого. Искусство есть деятельность и творчество в области прекрасного и уродливого. Наука есть деятельность и творчество в области истины и заблуждения (а также – лжи).
 
***

Есть истина, а есть «медийные константы»: идеологические фейки, доведенные до уровня Idee fixe. 

***

Социологи (политологи, экономисты, юристы, историки, журналисты (сплошь),  литераторы, философы etc.) в штатском.

***

Программа – рационализированная, системно (теоретически) и лапидарно (лаконично) изложенная суть целей и последовательности их достижения в практиках. 

***

Идеал – неосуществленная действительность.

***

Утопия – неосуществимая фантазия.

***

Замысел – синкретичная форма бытия плана, программы, проекта etc.

***

Представление – мыслительное (образное) воспроизводство ранее ощущавшихся, либо воспринимавшихся субъектом единичных материальных денотатов (прообразов). 

***

Воспоминание – память в состоянии (процессе) актуализации.

***

Предвидение (форсайт) – мыслительное конструирование вероятностных путей развития сложных объектов с учетом их известных качественно-количественных параметров (характеристик). 

***

Фантазия – оперирование гипостазированными образами и их (образов) комбинациями. Модус воображения. 

***

Воображение – конструитивно-деструктивное оперирование представлениями и их комбинациями.

***

Цель – идеальная проекция будущих осуществлений, либо неосуществлений. 

***

Мечта – индивидуальная либо коллективная форма идеального бытия локализованного по месту и ограниченного по времени (определенного по хронотопу) желания. 

***

Прогноз – вероятностно-гипотетическая антиципация (опережающее отражение).

***

Весь корпус антинаучной философии («философии») есть длящийся вот уж полтора столетия опыт, – и продукт, – доксографии. Весь, без изъятия малейшего. Это: кунсткамера способов действия и плодов антинаучного, а посему – античеловеческого духа и его продуцентов, разносчиков, потребителей, почитателей etc. Словом: доксоты и ее «ценностей».

***
Докса – способ и инструмент, с помощью которого человека приучают смотреть на мир и на самого себя исключительно через «окна Овертона». Модус парадигмы. 

***

«Докса (от др.-греч. «мнение», «взгляд») – общепринятое мнение.    Этот термин возник в Древней Греции и является термином риторики. Софисты использовали или опровергали доксы в своих целях, тем самым заставляя слушателей (так называемых пациентов) менять своё мнение, при этом пациент думает, что всегда считал так, а не иначе. В Римской республике и в современном мире этот метод используют в юриспруденции и политике.
Платон выступал против доксы и считал её чем-то между знанием и незнанием. Он считал, что докса приводит к классическим ошибкам в истинности суждений. Парменид считал доксу призрачным представлением» [Википедия].

***

«Петро – не Юда. Він любив Учителя.
І вуст він зроду був би не отверз.
…Коли вели Ісуса до мучителя,
була сльота. Петро апостол змерз.
А тут раби і слуги архирейські
Такий вогонь великий розвели!
Петро подумав: – Я лише погріюсь,
Бо хтозна, чи ще прийдеться коли.
Він підійшов до ницих і бундючних,
І руки грів при їхньому вогні.
Слуга спитав: – Ти також його учень? –
Була сльота. Сказав апостол: – Ні.
Він так сказав, і той його облишив.
Раби і слуги підкидали хмиз.
Месію били. В груди. І в обличчя.
Вогонь горів. Петро дивився вниз.
Коли ж Ісуса повели, одмучили
і розп’яли в такій височині,
слуга спитав: – Ти був між його учнями? –
Горів вогонь. Петро промовив: – Ні.
Він руки грів і зневажав Пілата.
В своєму серці плакав і скорбів.
Але вогонь продовжував палати.
І він сидів, як раб серед рабів.
Бо ж розіпнуть. І хто ж тоді нестиме
святе учення у майбутні дні?
Слуга сказав: – Я ж бачив тебе з тими! –
І втретє він тоді відрікся: – Ні.
Ну, Петре, як? Зігрів свої долоні?
Урятувався? Догоряє хмиз…
Тебе розіпнуть десь аж при Нероні.
Зате інакше: головою вниз».
[Ліна Костенко, Перш, ніж півень запіє].

***

«Банкформирования» (Прочитано).

***

Соборность – диалектическое (со-борность) единение людей на основании добра, правды, равенства, братства, любви, справедливости, красоты и пользы. Способ бытия соборности – творчество. Каждого, многих и всех.

***

Мало «перековать мечи на орала». Необходимо, чтобы действие сие осуществилось в форме практической всеобщности. В противном случае «перековавшие» будут пахать на «неперековавших». Притом, робочий день у них будет гарантированно ненормированным (Навеяно прочитанным).
   
***

Нет, – и не может быть в принципе, – «конфликта культур». Есть конфликт бескультурья и культуры. И уж тем более – перманентный конфликт антикультуры и культуры действительной. К слову, отнюдь не стихийный и спорадический…   

***

Буржуазность: выжирает изнутри и пожирает извне.