Отзыв на учебник В мире литературы 10 класс

Виталий Шишкин
     Отзыв на учебник «В мире литературы» 10 класс. В новом учебнике оказывается в былинах и сказках русские богатыри боролись не с «погаными» монголами, татарами, печенегами, а  с «погаными» язычниками!


     Мне 43 года и взяв в руки учебник по литературе за 10 класс, мне хотелось  вспомнить свои школьные годы и восстановить в памяти, ранее прочитанные произведения.
   

    Данные учебник создан (как авторы сами о себе написали)  по оригинальной авторской программе под редакцией А.Г. Кутузова, А.К. Киселева, Е.С. Романовича и др., выпущен в 2001 году.
    Знаете, я действительно сразу понял, что это «оригинальная авторская программа», так как уже на второй странице я испытал стресс, а на двенадцатой – шок.
    Стресс был от первых же строк из Евангелия и последующего объяснения их ученикам: что Слово – это от Бога, и что все творения авторов идут от дара Божиего. Далее шло внушение о важности принятия христианства на Руси, и что только благодаря этому на Руси начала развиваться грамота и естественно «великая церковная литература».
     А главный принцип такой литературы  - «Судьба человека в руках Бога», и главный герой естественно  Владимир Мономах (это тот, чьи рукописи были подделаны церковью для того, чтобы даровать себе право на огромные земельные участки вокруг монастырей и естественно вместе с людьми, которые были обязаны бесплатно её обрабатывать) и, конечно, Святой Сергий Радонежский.

    Теперь то, что повергло меня в шок. В этом учебнике я узнал потрясающую новость! Оказывается, былинные богатыри воевали не с половцами и другими кочевыми дикими племенами, как меня раньше учили в школе и как сказано в издаваемых ранее былинах и сказках, а внимание (цитата из учебника): Былинный эпос представляет своих героев и как воинов-патриотов, и как защитников христианской веры, окружённой «погаными» язычниками! То есть из чёткого определения слова «поганые»,   характеризующего  кочевые племена: половцев, печенегов, татар, монголов, и других, в  оригинальной программе этих авторов  это слово начало означать   - язычников!
     Выходит, это не половцы жгли русские города и угоняли людей в рабство, не печенеги жгли Киев с татарами, а все проблемы на Руси были от язычников!  Что это за тысячелетняя ненависть у христиан  к представителям древней русской культуры?! Ведь язычество-это целая эпоха жизни русского, да и всего славянского народа за сотни лет до крещения Руси.
Далее, эти горе-авторы пишут вывод:
- Можно утверждать, что в древнерусской литературе господствовали два рода литературных произведений: лирические рассуждения (молитвы, поучения, послания, плачи и.т.д.) и эпические повествования (повести, сказания, жития, притчи, хождения, видения, чудеса)
    Что тут говорить, если цель учебника пропаганда христианства в школе, внушение детям послушания, и прививка уже в школе чувствовать себя рабом Божьим и преклоняться перед власть имущими. С этим авторы успешно справились только возникает вопрос:  а зачем вообще морочить голову литературой, пусть сразу в открытую преподается «Слово Божие».

    Хочется, чтобы этому авторскому коллективу, какой-либо врач, вот так вот отучившийся по подобным «оригинальным методикам» по биологии или хирургии, ответил: молиться нужно больше и поститься, а болезнь это награда вам от Бога, чтобы ваша вера еще твёрже стала.

     Я не противник религий, но в данный момент хочется напомнить всем, что мы пока еще по Конституции живём в светском государстве и литературу преподавать нужно отдельно от Богословия. И тем более нужно с уважением относиться к вере наших предков,  язычество это такая же религия, как и христианство.  Тем более мне очень странно слышать такие заявления в адрес язычества , что оно – враг христианства тогда, когда официальная церковь признает сейчас равенство между христианством, мусульманством и иудаизмом.  При этом если посмотреть  с исторической точки зрения, то мы видим, что именно язычники приняли христианство и именно их называли «поганые» на протяжении более тысячи лет вплоть до 1917 года. А именно князь киевский Владимир в 1224 году с подачи Митрополита Российского принял указ, обязывающий покинуть Русь всех жидов (иудеев), и как пишут летописи, произошло это после очередного погрома жидовского в Киеве.

     Действительно до нас не дошли литературные произведения древней Руси, но здесь нужно учитывать два важных фактора. В те времена, когда языческая Русь брала штурмом Цареград (Константинополь) и принуждала платить дань  Византию, разгромила Хазарию, совершала походы в Болгарию и по морю до современного Азербайджана, книги писались на берестяных грамотах и в единичном экземпляре. Если уровень вооружения русского языческого воина позволял совершать им успешные походы на греков, болгар, чехов, хорватов, венгров, поляков, литовцев, шведов, норвежцев, немцев, финнов, прусов, половцев, сирийцев, печенегов, кавказских народов в VII-VIX веках, то мы можем говорить о сильном развитом государстве с хорошей организацией всего государственного бытия и управления, а значит и с высоко развитой культурой, основанной на былинах, сказках, сказаниях и т.д.

     Второй фактор – это массовое уничтожение христианами языческой культуры, которое стремилось как можно быстрее навязать себя среди населения. Вы помните, с чего начиналось крещение Руси? С уничтожения главного языческого изваяния - Бога Перуна в Киеве. Христиане пытались уничтожить из памяти народа и все языческие обычаи и праздники. Запрещали все: и день Ивана Купала, и Перуна, и Сварога, народные пляски у костра и даже кулачные бои.  Поэтому смело можно утверждать, что все культурные ценности в том числе и книги, летописи древней Руси были уничтожены христианскими священниками.  А миф о миролюбивом характере крещения Руси может развенчаться двумя фактами: первое – на Руси несколько раз вводили даже смертную казнь  за непосещение обрядов в церкви, и второе – даже спустя более 1200 лет со дня крещения Руси мы в обыкновенном учебнике по литературе и то видим яростное нападение на язычество, жалкую клевету, показывающую, что русские богатыри боролись с «погаными» язычниками.

     Неужели спустя столько лет христианская церковь боится, что в сердце народа проснётся языческий Бог Перун? И русские не захотят больше быть рабами Божьими, а станут сами Богами-воинами? Что они перестанут верить только в спасение души и загробную жизнь, а взяв в руки оружие, сделают эту свою жизнь достойную Богов.

Шишкин Виталий - историк, писатель, философ.