По фарватеру воспоминаний. Навеяно книгой

Сергей Седых
По фарватеру воспоминаний.

В мае 2014 года вышла из печати книга Григория Константиновича Вставского «Капитаны Иртыша» рассказывающая о нескольких поколениях капитанов Иртышского речного пароходства. Впечатлениями от прочитанного, а заодно и нахлынувшими в связи с этим воспоминаниями, мне хочется сегодня поделиться.

С большим интересом прочитал очерки о легендах Иртышского пароходства капитанах  В. А. Вронском, И. А. Чудинове, П. А. Плахине, В. И. Евдокимове и о своем земляке, уроженце Черлакского района Василии Ивановиче Таркове.

Не менее интересны страницы посвященные следующему поколению капитанов М. И. Листопадову, Н. Е. Власюку, Л. И. Соколову. Это уже имена моего детства, звучавшие в разговорах родителей и их коллег по нелегкому флотскому труду. Читая очерк о Митрофане Петровиче Листопадове, вспомнилось событие, оставившее заметный след в моей памяти. Весной 1972 года впервые в практике Иртышского пароходства теплоходы ОТ-2018 и ОТ-2017 прошли по сплошному, еще не вскрывшемуся льду, от Омска до Черлака. Два огромных, как нам тогда ребятишкам  казалось,  невесть откуда взявшихся белых красавца-теплохода посреди замершей реки вызвали не поддельный восторг не только у черлакской ребятни, но и у взрослых. Это было практически чудо. Потом подобные рейсы судов 428 проекта, станут привычными и уже не будут ни кого удивлять. А по прошествии нескольких лет, каждую весну на Черлакский рейд будет приходить ледокол «Капитан Чудинов», на капитанском мостике которого будет стоять герой следующего очерка - Юрий Иосифович Шульман,  и это тоже станет привычным и обыденным. Но тогда это было впервые, наверное, потому так и врезалось в детскую память.

С особым волнением прочитал очерк о капитане парохода «Туркменистан» Николае Дмитриевиче Шевелеве. Дело в том, что я знаком с сыном Николая Дмитриевича Александром. Николай Дмитриевич  встал на капитанский мостик парохода «Туркменистан» в предвоенном 1940 году и проработал на нем без малого 20 лет, включая навигации военного лихолетья. Потом были пароход «Красноармеец», рефрижератор «Советский Иртыш», с которого он и ушел на пенсию по болезни. Осенью 1965 года Николая Дмитриевича не стало – рак легких. Родом Николай Дмитриевич был из деревни Шевелево Оричевского района Кировской области, расположенной на берегу реки Вятка. Из этой же деревни был капитан теплохода-сормовича проекта 10 «Академик Вильямс» Шевелёв Михаил Дмитриевич (в книге упоминается как капитан парохода «Байдуков»). Когда они оба были награждены орденами Ленина, то в газете написали, что награждены братья Шевелёвы, хотя они таковыми не являлись. Кстати сказать, в первой половине, теперь уже прошедшего века, на Иртыше работало довольно много выходцев с Вятки. Достаточно вспомнить известные династии речников Тупицыных, Пушкаревых, Втюриных, многие из которых были капитанами, из Вятичей был и Александр Фадеевич Зубарев, известнейший на Иртыше капитан, герой  еще одного очерка Григория  Константиновича.

Приятно было увидеть в короткой заметке «Улицы, названные именами речников» имя Виталия Григорьевича Колеватова. Я хорошо помню Виталия Григорьевича и его жену Антонину Федоровну. В тот год, когда мне пришло время, идти в первый класс, конец августа застал сухогрузную баржу МП-1431,  на которой тогда работала моя мама, в плесе в районе Салехарда.  И я был доставлен из Салехарда в Черлак и отдан на попечение Антонины Федоровны. Таким образом, на несколько месяцев, до конца навигации, я оказался в семье Колеватовых.

Позволю себе небольшое отступление, связанное с этим событием.  Основной вид транспорта, на котором в те времена можно было попасть из Салехарда в Омск, был водный, но это было бы довольно длительное путешествие, а времени до 1 сентября оставалось мало. И тогда маме, при содействии какого-то «большого» речного начальства достали (какое забытое уже слово) билет на самолет. Улететь из Салехарда летом и в теперешние времена не так-то просто, знаю из собственного опыта, поскольку несколько раз в год приходится летать по работе, а тогда и подавно. Но вся экзотика этого дела заключалась в том, что в то время  в Салехарде кроме аэропорта, в классическом его понимании, существовал еще и его речной собрат - гидропорт. Самолеты взлетали и садились прямо с акватории реки Полуй. Гидросамолеты представляли собой  одну из модификаций знаменитого «кукурузника» Ан-2 на поплавковом шасси. Вот на одном из таких самолетов мы и вылетели на Тюмень, а откуда уже поездом добирались до Омска и далее «Ракетой» до Черлака. Так единственный раз в своей жизни мне довелось летать на гидросамолете. К слову сказать, несмотря на то, что гидропорт уже давно ушел в прошлое, городской район Салехарда, где он когда-то располагался, до сих пор носит название «Гидропорт».

Попробую немного рассказать о Виталии Григорьевиче, воспользовавшись автобиографией, написанной им для аттестационной комиссии Нижне-Иртышскоко речного пароходства в 1954 году.

В. Г. Колеватов родился в 1910 году в Павлодаре в семье речника. После окончания семилетней школы в 1927 году Виталий Григорьевич поступил работать на Павлодарскую пристань Госпароходства. Работал кочегаром на пароходе «Тобольск» и землечерпалке «Сибирская-13». В 1930 году поступил в Омский техникум Водных Путей Сообщения. Осенью 1932 года был призван на службу в ВМФ. Прослужив в течение 6 лет на кораблях Амурской Военной флотилии, в декабре 1938 года вернулся в Омск. Работал на различных должностях на Омском судоремонтном заводе. С началом Великой Отечественной Войны, в августе 1941 года вновь призван в ряды ВМФ и в звании главстаршины назначен механиком одного из катеров  Амурской Военной флотилии. Участник войны с Японией. Награжден несколькими медалями, в том числе медалью «За победу над Японией» и медалью «Адмирал Нахимов». После демобилизации в феврале 1946 года работал в Омском речном порту. В мае 1950 года Виталий Григорьевич назначен директором Черлакских судоремонтных мастерских.

Это было время интенсивной реконструкции предприятия, началось строительство новых зданий для цехов и участков мастерских, многие из которых просуществовали до начала 80-х годов, значительно обновлен станочный парк предприятия. Развернулось строительство жилищного  фонда и объектов социальной и непроизводственной сферы. На левом берегу Иртыша вырос целый поселок Черлакских речников – Затон. В марте 1958 года Черлакские судоремонтные мастерские были реорганизованы в ремонтно-эксплуатационную базу флота. Начальником Черлакской РЭБ флота утвердили В. Г. Колеватова. Более 5 лет Виталий Григорьевич работал в этой должности. В декабре 1963 года был переведен начальником Черлакской пристани, где и проработал до ухода на пенсию в августе 1970 года. Умер Виталий Григорьевич в сентябре 1975 года.

После смерти мужа, Антонина Федоровна, получив от пароходства квартиру, перебралась в Омск, поближе к старшей дочери и внукам. А в квартиру, где жили Колеватовы, переехала наша семья. В ней и сейчас живет семья моего младшего брата Виктора. А рядом с домом цветут и плодоносят, две сибирские яблони, посаженные еще Виталием Григорьевичем.

В конце 80-х – начале 90-х поселок Черлакских речников переживал свое второе рождение, по единому плану застройки было построено более тридцати двухквартирных домов. В поселке выросло несколько новых улиц, одна из них и  была названа именем Виталия Григорьевича Колеватова.

К слову сказать, улица Колеватова не единственная улица в Черлаке, названная в честь речника. Еще 1920 году улица Береговая, по инициативе первых Черлакских водников, была переименована в честь Алексея Семеновича Буя – первого председателя комитета водных путей Сибири «Судосоюза», одного из активных участников национализации флота в Омске.

Вот такие впечатления и связанные с ними воспоминания после прочтения книги. Хочется пожелать Григорию Константиновичу творческого долголетия и успехов в его начинаниях, ну а нам его читателям, к коим отношу и себя, новых не менее интересных книг.

 
 р.п. Черлак – г. Тюмень

© С. А. Седых, 2014 г.


Опубликовано в газете «Речник Иртыша» № 5 от 19 марта 2015 года

Ролик о книге "Капитаны Иртыша" https://www.youtube.com/watch?v=7-Dj2zAMoTQ