Майя Туровская

Майя Уздина
 

Энциклопедическая справка:

Туровская Майя Иосифовна,1924 года рождения. Критик, театровед, сценарист. В 1947 окончила МГУ, в 1948 - ГИТИС. Печатается с 1949. Автор многих работ по проблемам театра и кино. Библиография 1997 года насчитывает 400 наименований ТОЛЬКО на русском языке. Первые 10 - книги-монографии). В 1965 написала с М.Роммом и Ю.Ханютиным сценарий фильма "Обыкновенный фашизм". Член Союза писателей, Союза кинематографистов, Союза театральных деятелей. Доктор искусствоведения.

 
Недавно  я  пересматривала фильм «Обыкновенный фашизм».

Вышел  он на экраны  в 1965 году. Он не был попыткой проанализировать фашизм. Он анализировал отношения человека и тоталитаризма.

Как могло случиться, что в цивилизованной, развитой стране,
какой была Германия в 30-е годы,  пришли к власти  самодовольные, полуграмотные и тупые люди, превратившие  человека в восторженного дикаря?

Кадры фильма: ночной Берлин освещён  тысячами факелов.
Из них составлена фашистская свастика. Другой кадр: Гитлер, а перед ним масса лиц - мужских, женских, детских. Лица восторженные, умилённые, со слезами на глазах.

Вслед за этими кадрами идут кадры таких же точно лиц, но  другой
страны, перед другим вождём – Сталиным.

Голос за кадром Михаила Ромма. Он говорит медленно, зрители успеют подумать. Как человек становится частью тоталитарной машины?

Как же родился этот фильм, с чего всё началось?  А родился он случайно. Майя Туровская просматривала  кадры старого  немецкого документального   кино. Дело происходило в Госархиве, в Белых Столбах. Просмотровый зал был маленький и холодный. А в соседнем зале с советскими военными документами работал Юрий Ханютин. Они были приятели и коллеги с Майей Туровской. Время от времени заходили друг к другу, разговаривали.  Родилась идея создать фильм. Сначала они   хотели объединить хронику и игровое кино. Но вышло по-другому. Написали сценарий и долго думали над тем, кто должен быть режиссёром. Остановились на  Михаиле Ромме. Он  согласился. Но сразу предупредил, что в случае удачи, он будет  победителем. А если фильм провалится, причиной станут сценаристы.

«…нам стали возить коробки, подлинный архив Геббельса, это само по себе был очень сильный стимул. Когда я открывала эти черные коробки и там готическим шрифтом все это напечатано, это было очень мощное впечатление. Михаил Ильич посмотрел фрагменты из этих нацистских фильмов и сказал: "А где вообще тут нацизм?" «Фильмы  были ужасно похожи на наши».

Позже Майя Туровская скажет: «Ромм был прав, когда, вопреки желанию сценаристов сделать картину элитарной, настоял на так называемой массовости».

Картина вызвала необыкновенный интерес. Огромные очереди людей.  Более двадцати миллионов человек посмотрели картину. Причину интереса Майя видит в том, что в центре сюжета оказались взаимоотношения человека и тоталитарной власти.

Что же способствовало появлению и такой массовой поддержке сильной руки, которую представлял Гитлер? Ответ не прост. Сумма обстоятельств: вакуум смысла в стране, экономический упадок, массовая безработица, проигранная война. Немцы  не считали войну проигранной, были уверены, что Германию вынудили признать поражение.

Гитлер придумал врага- еврея. Враг был нужен. На него можно свалить все беды. Главное - бороться с врагом.

В России после революции врагом был класс.

Почему же люди пошли за ефрейтором? Но Гитлер был не просто ефрейтором, у него были мессианские идеи, как у капрала Наполеона, как у семинариста Сталина. Эти злодеи и душегубы были сильными, крупными личностями. Их не останавливала кровь и гибель  людей.

Какие страшные кадры в фильме: Тысячи  сложенных протезов, свалявшиеся клочья женских волос, детские горшочки, тысячи горшочков - ведь люди думали, жизнь продолжается.  А вот памятные фотокарточки, найденные в карманах убитых фашистов. Какими  же надо быть людьми, что бы  фотографироваться на фоне повешенного?

 Поверженная Германия. Конец войны. Но фашизм ещё не побеждён.

Победить фашизм очень трудно. Другие страны помогали Германии в этом. Оказывая крупную  финансовую помощь, американцы требовали ответа. Так,  например, то, что было снято в Освенциме – страшные кадры составляли небольшой фильм. Каждый человек, получавший продуктовую карточку, перед этим должен был просмотреть этот фильм и увидеть, в  чем он лично участвовал.

 Есть потрясающая фотография американского фотографа-классика. Тихий немецкий бюргер, не эсэсовец, мирный, тихий, по внешнему виду интеллигентный человек стоит с выкопанным трупиком ребенка на руках, который он должен перезахоронить. Этого человека заставили ощутить свою ответственность и вину за этого ребенка, он сам бы добровольно не пошел, никто не пойдет. Так страна переживала свою историю. И такая работа продолжается в Германии.

А наши потери в войне 27 миллионов человек. Нет семьи, в которой не сохранилась память об этих ужасных днях на фронтах и в тылу.

Сохранилась память и о ГУЛАГе, через систему которого прошло более 30 миллионов человек. И если эти люди действительно были врагами  режима, значит, режим был антинародный. Машина террора, бесплатный рабский труд. Чтобы эта машина бесперебойно работала, нужна была многочисленная охрана, уверенная в правоте своего дела.

Очень трудно забыть. И многие тысячи людей не хотят забыть. Продолжают почитать кровавого палача Сталина. В Пензе открыли музей Сталина.

Жизнь переменилась. Майя Туровская  время от времени приезжает в Москву. Но когда корреспондент «Новой газеты»  обратилась к ней с просьбой дать интервью, она холодно отнеслась к этой идее. Считает, что проживая в Мюнхене, не имеет право говорить о российской жизни и тем более, политике.

 И всё же мне удалось найти её высказывание о сегодняшней России.
« Да, в Москве есть богатые, но большинство стало жить еще хуже, чем при социализме. Достаточно отъехать от Москвы километров сто, где нет электричества, газа, дорог, еды, в конце концов. Там те структуры, которые поддерживали жизнь, разрушены, а новые не созданы или плохо работают. Поэтому обыкновенному человеку, рядовому, стало жить еще труднее. Он, бедняга, не знает, "куды бечь", у него зачастую нет никакого источника доходов для существования, он безработный.

 Моя мама, очень умная женщина, доктор, а в конце жизни заместитель заведующего санэпидстанции Москвы, не дожила до сегодняшнего дня, чему я рада. Ее бы просто убили,  потому, что тогда санэпидстанция не разрешала все те безобразия, что творятся сейчас. Так вот, она на мой вопрос об отсутствии у нас безработицы отвечала: «Ну как ты не понимаешь, у нас же скрытая безработица. Там, где должен работать один человек, работают пять, и каждый из них получает пятую часть зарплаты и не делает половину того, что должен делать». Это скрытая безработица, которую социализм распределял на всех. А теперь у нас совершенно открытая безработица, с которой экономика не справляется. Поэтому человек из глубинки не понимает, к чему стремиться, у него отняли веру в то, что потом он будет жить лучше».

И ещё одно: «На постсоветском пространстве смерть — военная ли, криминальная, холодная и голодная, от бедности или дефицита медицины — обесценилась и стала привычной. Высокая смертность — коэффициент состояния общества».
 
После выхода фильма Майя Туровская написала книгу «Обыкновенный фашизм». Но книгу не напечатали. «Почему?- спросила автор,-  ведь фильм видели  22 миллиона
человек». Ей ответили, что фильм посмотрели миллионы  и забыли, а книгу прочтут тысячи и будут думать.

Но сорок лет спустя книгу выпустили. И оказалось, что не поздно, вовремя. Книгу выпустило издательство «Сеанс» в 2007 году.
 
Правда. Читайте ее книги. Там только кажется, что про кино или про художников. А на самом деле — про нас. Концентрированно и точно.

Библиография:

Максим Максимович Штраух (в соавторстве с Б. Медведевым) М., 1952.

Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, 1868—1959. М., 1959.

Да и нет: О кино и театре последнего десятилетия. М., 1966.

Sergej Jutkewitsch (совместно с Ю. Ханютиным). Berlin, 1968.

Герои «безгеройного времени». Заметки о неканонических жанрах. М., 1971.

Бабанова. Легенда и биография. М., 1981.

Andrej Tarkowskij. Film als Poesie — Poesie als Film. Bonn, 1981.

Ищу доброжелательный мир. М., 1982.

На границе искусств: Брехт и кино. М., 1984.

Памяти текущего мгновения: Очерки, портреты, заметки. М., 1987.

7 1/2, или Фильмы Андрея Тарковского. М., 1991.

Бинокль. Заметки о России для немецкого читателя. Заметки о Берлине для российского читателя. М., 2003.

Blow-up, или Герои безгеройного времени — 2. М., 2003.

Обыкновенный фашизм (совместно с М. Роммом, Ю. Ханютиным). Санкт-Петербург, 2007.
Der gew;hnliche Faschismus. Ein Werkbuch zum Film von Michail Romm. Berlin, 2009.
Зубы дракона: Мои 30-е годы. М., 2015 (ISBN 978-5-17-085235-2)


Фильмография:

1965 — Обыкновенный фашизм — соавтор сценария

1970 — Один час с Козинцевым, или Семь мнений об одном режиссере — соавтор сценария (телевизионный)

1973 — Кино и звезды – автор сценария (НРБ, телевизионный)

1974 — Пётр Мартынович и годы большой жизни — соавтор сценария

1975 — …О нашем театре — соавтор сценария

1975 — Автомобиль и немного статистики — соавтор сценария

1989 — Ненарисованный автопортрет художника — автор сценария

1992 — Художник и время. Александр Тышлер — автор сценария

1996 — Сентиментальный гротеск, или Художники Еврейского театра — автор сценария

1997 — Дети Ивана Кузьмича — автор сценария

1997 — East Side Story

1999 — Евгений Онегин. Глава Х — автор сценария

2000 — МХАТ. Сны о художественном и общедоступном. Сон первый «…Начать жизнь снова…» — автор сценария

Примечания

Туровская М. Советский в квадрате // Киноведческие записки, 100/101, с. 20
Интервью с Майей Туровской

Ссылки

Майя Туровская Воспоминание о немецком кино
М. И. Туровская в «Энциклопедии отечественного кино»
Майя Туровская в «Журнальном зале»
Майя Туровская. «Гунделинден-штрассе, 6 — дом с привидениями»

Используемые материалы:

Документальный фильм «Обыкновенный  фашизм».

Острова / Майя Туровская / tvkultura.ru

; 38:59
tvkultura.ru/video/show/brand_id/...id/.../1092392Майя Туровская. Осколки /
Cмотреть все выпуски онлайн ...

tvkultura.ru/brand/show/brand_id/59638/
Майя в зале? - Культура - Новая Газета
www.novayagazeta.ru/arts/65887.html

Майя Туровская - биография - советские сценаристы ...
www.kino-teatr.ru › Советские сценаристы ›

МЫ ЗДЕСЬ / Публикации / Номер # 232 / Майе Туровской ...
www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=1739

Майя Туровская – Про меня – Сноб
https://snob.ru/profile/16406?v=1457087592

Майя Туровская — новинки - LiveLib
https://www.livelib.ru/author/31175/latest

Майя Туровская. Обыкновенный фашизм, или сорок лет ...
kinoart.ru/archive/2007/07/n7-article19

Майя Туровская - Радио Свобода
www.svoboda.org/content/article