Золотой пояс Шишкина дела 1339 год

Виталий Шишкин
    Мы очень мало знаем о своей истории, особенно о древней истории России. Сейчас я представлю небольшой рассказ о ремёсленном искусстве 13-14 веков.
    В эту эпоху на Руси происходил расцвет производства товаров, как бы сейчас это назвали – для элит. Многие украшения и предметы быта по качеству превосходили аналоги греческих, немецких, польских, сирийских, итальянских и др. Устюг Великий и сейчас славится своей черпевой работой на серебре.
    До нас дошло упоминание Плано – Карпина о том, что он в 1246 г. видел при дворе Батыя русского, золотых дел мастера Козьму, который изготовил для Храма великолепный престол и печать. Осафиль хвалил русских мастеров того времени за изготовление изделий из цветного  стекла.
  До нас дошли древние доспехи, оружие, оклады, венцы, гривны и дробницы на иконах и церковной утвари 13-14 веков. Конечно, стала производиться и богато украшенная посуда, как чеканкой, так и драгоценными металлами.
    Металл в то время русичи не изготавливали сами, а получали посредством торговли. Москвитяне (так назывались в эту эпоху москвичи) умели металлы обрабатывать. Всё кованное называлось кузнею, а кузнец означал – золотых дел мастер.  В Москве появились фряжские изделия, которые стали славиться и цениться, как Цареградские украшения (в то время еще греческий город).
   О наличии литейного производства говорило литьё в Москве мастером Борисом (Бориско) колоколов для московских и новгородских церквей. В 14 веке  широко изготавливалась и мелкая металлическая монета, которую выбивали из медной и серебряной проволоки, клеймя разными знаками и надписями с обеих сторон. Мельчайшие монеты с грубой чеканкой, с различными штемпелями – стали называться деньгами. Кроме них использовали куски серебра, называемые рублями и полтинами.
   О качестве и достоинстве русских изделий, говорит и факт их упоминания в грамотах Великих  и удельных князей. Наравне с завещаниями волостей и денег.
   

    Начиная с Иоанна Иоанновича все Великие князья благословляли  детей своих иконами и крестами Парамшина дела. В духовном завещании Великого князя Дмитрия Донского написано о передаче детям золотых поясов Макарова и Шишкина дела и иконы Парамшина дела.
     Хочется отметить, что золотые пояса были  в то время символом Княжеской власти, как Шапка-Мономаха и корона впоследствии.
     Первое упоминание о русских сокровищах встречается в завещании Московского князя Ивана Калиты в 1339 г, к сожалению,  до нас не дошли более древние грамоты.  В ней упоминается кроме золотых цепей, блюд, одежды, оружия, и других ценностей, два любопытных для историков предмета.
    Первое – это «золотая шапка», которая еще пока не указана, как символ власти и второе – это два золотых пояса: Новгородский и Шишкина дела.
     А в завещании внуку Ивана Калиты – Дмитрию Донскому,  в 1358 году, золотая шапка уже находится не среди общего списка, а в основном.  Здесь нет упоминания о золотом поясе Шишкина дела,  но в завещании Дмитрия Донского  своему старшему сыну, кроме всего прочего он завещает  золотой пояс с ремнём Макарова дела и шапку золотую.  А сыну  Князю Юрию – новый золотой, украшенный драгоценными камнями без ремени и пояс золото Шишкина дела.  Остальные три сына, также получили золотые пояса.
    Из фразы, что Князю Юрию завещано два пояса, один из которых новый, а второй просто Шишкина дела, то можно сделать вывод, что это тот самые пояс Ивана Калиты из первого завещания.
В завещании сказано, чтобы младшие братья чтили старшего Василия, как отца своего.  Соответственно, если ему единственному передана золотая шапка, то значит она и являлась уже главным символом власти.

    Насколько был важен золотой пояс в ту эпоху мы можем судить по одному из происшествий в 1433 году, которое даже изменило ход истории России.
   Но, все по порядку. Сначала опишу события 18 января 1366 года, тогда состоялось венчание Князя Дмитрия Ивановича (еще не Донского) с Евдокией  дочерью суздальского Князя Дмитрия Константиновича.  В числе многочисленных подарков от родных и гостей на пиршестве по старой русской традиции был представлен на общее обозрение подарок тестя – новый золотой пояс с отделкой, поразившей всех гостей.  Его, как особо важную ценность отнесли под замок в княжеское хранилище. Но уже утром все были поражены вестью, что кто-то ночью заменил необычайно дорого пояс, на менее ценный. Вора так и не нашли.
   

    Спустя почти 70 лет во время свадьбы внука Дмитрия Донского, (в будущем он войдет в историю, как Василий Тёмный) разразился грандиозный скандал для того времени.  90-летний боярин, присутствующий ещё на упомянутой выше свадьбе узнал на одном из гостей украденный более полувека назад золотой пояс.  Мать жениха  Великая княгиня София (Анастасия) Витовтовна дочь Великого Князя литовского Витовта, как гласили летописцы была привезена из владений немецкого Ордена, и была в отца с  очень  сильным характером и воинственной не по-женски.  Она при всех сорвала пояс с его нового обладателя Василия Косого, двоюродного брата жениха, сына Юрия Дмитриевича, князя Суздальского. Сорвать пояс в то время означало опозорить человека и это послужило предлогом для войны.
    Вскоре Василий Косой со своим отцом Юрием Дмитриевичем с большим войском подошел к Москве и, разбив войско Василия II сел  в Москве на великокняжеский престол.  Но долго править он не смог, москвичи массово стали покидать родной город и переезжать в Коломну вслед за Василием II, не дожидаясь, когда сам Василий II с новым войском возвратит себе престол и Москву. Юрий Дмитриевич отказался от престола и заключил мир, уехав в свой Галич, где вскоре и скончался.  Но борьбу за престол с Василием Косым продолжил сын Василия II. После неудачных походов на Москву он в 1436 году был схвачен и ослеплен по указанию Великого Князя.
    После выяснилось, что тысяцкий Василий Вельяминов, имеющий важное значение на свадьбе, подменил пояс другим, меньшей цены, а настоящий отдал своему сыну Николаю, за которым была другая дочь Князя Дмитрия суздальского, Марья. Николай Вильяминов отдал пояс в приданное за дочерью Князю Андрею, и по смерти Андреевой обручив его дочь, и свою внучку, за Василия Косого, подарил жениху этот пояс, в котором тот и  явился на свадьбу Великого Князя.


    Все великокняжеское имущество, в том числе и пояс Шишкина дела, скорее всего должны были храниться в Большой казне, по старому скрабнице, которая переходила без потерь от князя к князю вплоть до 1605 года. В этот год Московский трон занял Лжедмитрий I. Куда исчез пояс Шишкина дела и другие бесценные произведения искусства 13-14 веков мы не знаем. Их нет в музеях России. Возможно, многое пропало во время нашествия татаро-монголов. Они один раз хитростью брали Москву и разграбили её, были пожары. А во время смуты 1605 года, когда к власти в Москве пришли поляки с литовцами,  можно полагать, что многие бесценные реликвии княжеской власти забрали себе польские и литовские князья. Возможно, в каком-либо сейфе сейчас еще и хранятся золотые русские пояса, которые знатные чужестранцы, выдают за свои наследственные.  А мы знаем, что  золотые пояса были у многих народов символами власти и достатка.
    Будем надеяться, что может спустя 6 веков, кто-нибудь из русских людей, увидев наше достояние на поясе у потомков похитителей, также сорвет его, как смелая  и решительная княгиня София и вернет его в Россию.  А мы должны помнить и чтить  не только Императоров и Царей, а в том числе и обыкновенных людей, изготавливающих своими руками бесценные шедевры своего времени, помнить о мастере  Кузьме, изготавливавшем трон для Батыя в далёком 1246 году, о ювелирах – золотых дел мастерах Шишкине и Макарове, о великом мастере – изготовителе икон  и крестов Парамшине.


Шишкин Виталий – историк, писатель, философ.




Описание к иллюстрации:
1. Русский феодальный архив 14-первой четверти 16 века.
2. Духовная грамота Дмитрия Донского 1389 год.
3. Памятники Московской древности
4. Картина Павла Петровича Чистякова «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия II Темного в 1433 году срывает с князя Василия Косого пояс, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому»