Любовь Т. Шевченко

Людмила Лунева
         Любовь Тараса Шевченко, поэта и художника.

Кратко из книги Мариэтты Шагинян «Тарас Шевченко», глава 5.


                «Любовь… Ах, любови одной
                С нее на три века, на вечность бы стало!
                В своих бы объятьях ее растопил!
                О, как бы я нежно, как нежно любил!
                Но было некого любить.
                Сочетаваться не с кем было.»
                Т. Шевченко. Поэма «Тризна», Яготин, 1843 г.

       … Кто хоть немного углублялся в творчество Тараса  Шевченко, для того ясно, что он страстно любил в жизни, искал в любви ту великую силу спасения от одиночества, личного и общественного, что делает любовь самым могучим, самым полным выражением личности.
         Но именно о нем говорили, что любовь и женщина не играли в его жизни решающей роли.
Большинство его памятников и портретов изображают Шевченко лысым и хмурым стариком. А умер он в возрасте 47 лет (1814-1861).
        Первой сильной любовью Тараса Шевченко была детская привязанность к деревенской девочке, Оксане Коваленковой, по-видимому, старше его годами. Оксана определила собой тип женщины, ему нравящейся, а ее история стала темой его стихов и повестей.
       В 1841 году он посвящает Оксане «Марьяну-черницу». В Орской крепости, в 1847 году, дважды вспоминает ее. В 1849, на Кос-Арале, рассказывает, как и в прологе к Марьяне-Чернице» о своей любви к ней.  В 1850, в Оренбурге, подводя итог, напишет:
«А я так мало, небагато
Благав у бога. Тільки хату,
Одну хатиночку в гаю,
Та дві тополі коло неї,
Та безталанную мою,
Мою Оксаночку…           (Не молилася за мене).

«…Чужа чорнобрива!
І ти не згадаєш того сироту,
Що в сірій свитині, бувало, щасливі.
Як побачить диво, - твою красоту.
Кого ти без мови, без слова навчила
Очима, душею, серцем розмовляти.
З ким ти усміхалась, плакала, журилась,
Кому ти любила Петруся співати,
І ти не згадаєш, Оксано! Оксано!
А я й досі плачу, і досі журюсь….»     (Марьяна-черниця)

      Но почему «чужа чорнобрива»?  Потому что пути их разошлись в детстве. А когда уже взрослым он спросил у брата «Чи жива ота Оксаночка?», брат ответил: «Помандрувала ота Оксаночка в поход за москалями, та й пропала… З байстрям вернулась, острижена…»
      Страшная деталь («острижена» под солдата, взята в поход в мужской одежде), как и скупые слова брата о поведении загубленной девушки:
… Було вночі
Сидить під тином, мов зозуля,
Та кукає, або кричить,
Або тихесенько співає
Та ніби коси розплітає… (Ми в купочці колись росли…)
Легли в основу повестей «Капитанша», «Наймичка», «Слепая», «Катерина», прошли сквозь поэмы и повести Шевченко.  Так, первая пережитая Тарасом Шевченко любовь дала основной образ его поэзии. Оксана была маленькой и кучерявой, и позднее этот тип роковым образом будет нравиться Т. Шевченко в женщинах.
     Очень похожа на нее и вторая юношеская любовь Шевченко, овеянная прелестью чужого города (Вильно), чужого народа и языка – молоденькая польская швея Гусиковская, тоже чернобровая. Она обучила дворового казачка, крепостного барина Энгельгардта, польскому языку, она первая дала ему остро пережить разницу между свободным и крепостным.   За четыре года до смерти он видит ее во сне и записывает в дневнике: "Во сне видел церковь святой Анны в Вильно, в этой церкви молящуюся милую Дуню, чернобровую Гусиковскую» (5 сентября 1857г.)
    Третье увлечение – девушкой-натурщицей, Тарас переживает, будучи студентом Академии художеств в Петербурге. Об этой истории он напишет в повести «Художник», дав ей имя – Паша. И она окажется самой продолжительной по времени.
    Пятнадцатилетней она входит в его академическую мансарду и тридцатилетней посещает ту же мастерскую  художника в 1859 году.
    В 1843 году, закончив Академию портретист и автор «Кобзаря», едет в родную Украину. В эти годы Шевченко и пережил большую любовь.
   В имение Репниных, Яготин, понадобился художник. Там жил Шевченко в период с октября по 9 декабря 1843г., а затем с 23 декабря 1843 по 10 января 1844 года в одном из флигелей Яготинского поместья.
Он напишет ее портрет и посвятит ей такие строки:
«Г.З.» ( Ганна Ивановна Закревская)
… А ти мій покою!
Моє свято чорнобриве!
І досі між ними
Царицею похожаєш?
І тими очима
Аж чорними голубими
і досі чаруєш…»

    Пережив несчастную любовь к Ганне,  Тарас Шевченко задумался о создании семьи и посватался к дочери священника родной Кирилловки,  -  Федосье Григорьевне Кошиц. Но для священника такой зять был нежелателен.
   Вернувшись из Аральской экспедиции, Шевченко провел зиму в Оренбурге, и Ф. Лазаревский в своих воспоминаниях упоминает о том, что на холостых вечеринках с поэтом бывала «неизменная подруга Тараса – татарка Забаржада, замечательной красоты».
  В 1852 году, в Новопетровском укреплении он увлекся Агатой Усковой – женой коменданта крепости. Затем – разочарование и литературная месть. (повести «Матрос», «Художник»).
   Освобождение из ссылки снова пробуждает в Шевченко потребность семьи и брака. Он постарел, болен и лыс, одет в тулуп и сапоги. По дороге в Петербург он прожил 5 месяцев в Нижнем Новгороде, влюбился в 15-летнюю актрису Екатерину Пиунову и делает ей предложение. Мечта о браке снова осталась только мечтой…
    На пути в Петербург 21 августа 1859 года он был в Качановке,  и написал такие строки:
«И стежечка, де ти ходила, колючим терном поросла…»
     В доме знакомых помещиц Карташевских он встречает крепостную девушку помещика Макарова – Лукерью Полусмакову – и опять верит…
   Начинается последний самообман его жизни. Тургенев так описывает девушку: «Существо свежее, несколько грубое, с чудесными белокурыми волосами и той не то горделивой, не то спокойной осанкой, которая  свойственна ее племени»…
   Тарас Шевченко пережил свое последнее жениховство так же бурно. Как и роман с Усковой. Он мстит ей, отбирает и сжигает все подарки, называет «проклятой Луцкой». Одиночество замыкалось вокруг него…
   «…Зима!
Сиди один в холодній хаті –
Нема з ким тихо розмовляти,
Ані порадитись.  Нема.
Анікогосінько. – Нема! « (минули літа молодії)
   
    Но перед самой смертью в этот замкнутый круг вошла неизвестная, по рассказам поэта Я. Полонского. Она приходила к Шевченко на свидания в худых башмаках, в одном платке в морозные ночи. В последнем стихотворении Тарас Шевченко это подтверждает. Оно обращено к неизвестной «сусідоньке убогой» -
«Прилинеш ти у холодочек,
Тебе, мов кралю посаджу…»
    С ней он собирался  еще пожить, еще «одурить Харона», опять мечтает «поставить хаточку» в гаю и насадить «кругом хатынки» садочек…..


Портрет Ганны Закревской, художник Тарас Шевченко