Проекция

Николай Пинчук
Упражнение на создание актёром сценического отношения к партнёру. Такого отношения, чтобы оно читалось из зрительного зала и ощущалось не только самим артистом и его партнёром, но и зрителями. Чтобы эмоции, выраженные в этом отношении, были не только яркими, но и органичными.

Если быть точным, то назвать его следовало бы «Проекция психологического жеста». В целом упражнение вписывается в методику ПЖ, разработанную Михаилом Чеховым. Но ради сестры таланта не будем сейчас описывать эту методику и ссылаться на общие места, перейдём сразу к описанию упражнения.

Вызываю для показа ученика из группы.

- Вот передо мной Иван. Сейчас мы с ним поздороваемся и, чтобы ничего не выдумывать, поговорим о самых простых вещах: как прошло утро, как погода, ну и т.п.

Засим здороваемся и перекидываемся несколькими фразами на обозначенные темы в обычном, бытовом режиме наших отношений.

- А теперь внимание! Сейчас я мысленно – подчёркиваю: мысленно! – буду отвешивать Ване пинки. Такие смачные, размашистые пинки от всей души… точнее, от всей ноги. Но мысленно, внутри себя. И буду говорить с ним на те же темы. Впрочем, Иван, общаясь со мной, также может мысленно производить надо мной то действие, которое сочтёт нужным. Не будем спешить, дадим себе время, посмотрим друг на друга, мысленно производя намеченные действия, затем сойдёмся в дружеском диалоге…

Сходимся. Я подхожу к партнёру расхлябанной хулиганской походкой, нагло смотрю ему в лицо и развязно спрашиваю (всё: и походка, и взгляд, и интонация возникает сразу, совершенно естественно и без каких-либо дополнительных эмоциональных усилий):

- Ну, привет! Как дела?

Партнёр, однако, тоже что-то там сделал со мной в своём воображении (подчёркиваю: его интонация и поведение – не бытовая реакция на моё хамовато-агрессивное обращение, которое к тому же сценическое, а результат собственной творческой работы), и отвечает очень въедливым тоном, буквально сверля меня глазами:

- Спасибо, нормально. А у вас?

Ишь ты, не боится меня, хулигана! Мысленно отвесив ему ещё парочку пинков покрепче, продолжаю (тон мой становится ещё более дерзким, а движения – агрессивными, хоть я и не думаю становиться в боксёрскую стойку или хватать партнёра за грудки, руки у меня в карманах, я слегка прохаживаюсь около собеседника, но агрессия сквозит в каждом шаге, каждом повороте туловища):

- Да твоими молитвами… Как тебе погодка?

Партнёр, очевидно, тоже усилил своё воображаемое действие в отношении меня, и в ответе излил такую дозу яда, что у меня аж под ложечкой заныло:

- Да могла быть и получше…

И так далее. Диалог вызывает массу эмоций как у тех, кто на площадке, так и у тех, кто смотрит со стороны. По окончании экспромта спрашиваю ученика, что он там внутри себя со мной делал – оказалось, сверлил мне зубы без наркоза ржавой бормашиной. Короче, в долгу не остался… у нас в студии вообще очень добрые отношения учителя с учениками.

Заметим, что проекция воображаемого действия на партнёра не всегда должна вызывать импульс буквально воспроизвести это действие: если я при своём сценическом образе ещё мог бы как-то оправданно попытаться дать реального пинка (хотя не хотелось, и без этого было достаточно красок), то мой партнёр точно не собирался лезть мне в рот. Вот другой пример.

Приглашаю ученицу и (пока не раскрывая никому своего внутреннего воздействия на партнёршу) начинаю мысленно падать перед ней ниц, как верноподданный в ногах у императрицы, как религиозный фанатик перед священной статуей – отбиваю поклоны на всю катушку, прям как в поговорке «Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибёт». Это внутренне. А внешне я перед ней весь дрожу, нервно тру руки, давлюсь словами – и всё это при обмене приветствиями и разговоре о погоде. Прям как чрезмерно застенчивый юноша при первой попытке познакомиться с девушкой. (Кстати, немного практической психологии: если для тебя, мой условный юный друг, такой стресс заговорить с девушкой – не валяешься ли ты у неё в ногах? Проверь…)

После того, как все сделали такие экспромты (надо сказать, народ от души оторвался на своих ближних), предлагаю этюды на заданную тему. Например.

- Ты, Маша – продавец в отделе игрушек, а ты, Вася – покупатель, который хочет вот этот паровозик без колеса обменять или вернуть деньги за покупку. Только вот ты сразу не проверил товар, и дефект обнаружил уже дома, ну а продавщица, вестимо, ни принимать поломанную игрушку, ни отдавать за неё деньги не хочет. Давай для начала возьмём самые простые проекции: ты, Вася, мысленно – ещё раз подчёркиваю: мысленно! – тычь ей в нос этот паровозик, а ты, Маша, отмахивайся от Васи как от назойливой мухи…

Получается отличный, темпераментный и острохарактерный этюд. Затем пробуем другие внутренние действия. Самым забавным и милым случаем получилось задание, когда я предложил в этих же предлагаемых обстоятельствах обоим участникам ласково гладить друг друга по голове… но притом всё равно отстаивать свою позицию до конца. Два мягкотелых интеллигента по разные стороны баррикады… pardon, прилавка. Без умиления глядеть было невозможно.

В общем, ищите и обрящете :)