Духи видимые и невидимые

Сергий Чернец
Духи видимые и невидимые.
Святой Макарий Великий говорил, что Ангелы имеют образ и вид, так как и душа имеет свой образ и вид, и что этот образ, наружный вид, - как Ангела, так и души, есть образ и вид внешнего человека в его теле (Беседа 7).
Тот же угодник Божий научает, что Ангелы и души, хотя и очень тонки по существу своему, однако, при всей тонкости своей, - суть тела. Они тела тонкие, эфирные, так как, напротив, наши тела земные очень вещественны и грубы. Грубое человеческое тело служит одеждой для тонкого тела нашего – для Души. На глаза, на уши, на руки, на ноги принадлежащие Душе, - надеты подобные члены нашего тела (как варежки на руки зимой надеваем). (Беседа 4, гл. 9).
И в тот век, в который процветал в пустыне египетского скита Макарий Великий, в век высокого подвижничества монашеского, - весьма редкие, между святыми иноками сподоблялись видеть образ Души и\или видели духов других. Тем реже ныне встречаются такие люди, видящие духов.
Ангелы подобны нашей душе: имеют главу, очи, уста, руки, ноги, волосы, - словом, полное подобие видимого человека. Красота добродетели и Божия благодать сияют на лицах их. И, наоборот, отчаянная злоба составляет характер падших ангелов; лица их похожи на безобразные лица злодеев и преступников. Так поведали те, кто удостоился видеть Ангелов Света и ангелов тьмы.
В обыкновенном нашем состоянии падения, - мы не видим духов никаких, но ощущаем влияние их на нас, если проводим внимательную благочестивую жизнь. Благодатное, живое, мысленное ощущение духов – есть духовное видение их.
Так, например ветер, воздух, разные газы и испарения называются иногда, и даже в Священном Писании, духом. Сам Господь уподобил действие Святого Духа действию ветра (см. Ин. 3:8). Но в собственном смысле только Божий дух – есть Дух. И только Он, как Существо Всесовершенное, вполне отличается естеством Своим от естества тварей, как бы они ни были тонки. Нет существа одноестественного Богу! «Бог есть Дух (Ин. 4:24), творящий Ангелов Своих духов и служителями Своими пламенеющий огонь – Евр. 1:7».

Святой Дух, «стяжавшийся» в душе человека (собранный), имеет действие свое благодатное – он разрушает в человеке царство греха, уничтожает невидимую внутреннюю борьбу и расстройство, водворяет мир Христов. Он производит такое духовное наслаждение, что сердце упоенное им, умирает для сочувствия греху и начинает постоянно пребывать при Боге и в Боге. Водворив Царство Божие в человеке, Дух Святой нередко возводит достойных служителей своих в страны премирные, в обители, уготованные праведникам для вечного их праздника. Многие из угодников Божиих были восхищены в рай, из него проникли в Небо, в небеса небес, к самому престолу Божиему, окруженному пламенными Серафимами и Херувимами.
Есть многие свидетельства очевидцев о рае. Так преподобный Симеон Дивногорец видел в раю чудные сады, видел там душу праотца Адама и душу разбойника, первого, введенного Богочеловеком, по искуплении, в рай (Житие преп. Симеона Дивногорца, Четьи-Минеи, 24мая).
Однако. Мы обычные люди, пребываем в борьбе, как и весь мир пребывает в борьбе постоянной Духов Света с духами тьмы. Земля, после согрешения праотцов наших, проклята Создателем и непрестанно выражает это проклятие в своих смятениях и в своем нестроении. То колеблется она и поглощает города и веси; то выступают на поверхность её свирепые воды и губят целые страны; то проходят по ней бури с вихрями, с молниями, громом и градами, - оставляя следом своим разрушение.
Человечество, живущее на Земле, находится в непрестанной борьбе, и частной и общественной, представляя собой обширное зрелище разнообразного страдания, неумолкающего труда, бесчисленных грехов, страшных преступлений, вавилонского столпотворения. Добродетель едва находит на Земле тесный и скорбный приют. Неумолимая и ненасытная смерть ходит по ней и постоянно истребляет поколения человеческие, которые по закону размножения, установленному для рода человеческого (Бытие – первая глава первой книги Библии) Творцом, заменяют поколения новые. И будет ходить она, и пожинать людей, доколе сама не погибнет вместе с разрушающимся миром (Откровение – последняя книга Библии).
Мы видим, что творится только поверхностно. Животные, населяющие землю, восстают одни против других, нещадно истребляют друг друга. Сами стихии находятся в непримиримой вражде и непрерывном борении между собой. На Земле всё сражается, всё страдает, всё стремится к взаимному уничтожению. Какое грозное и непрерывное смятение! Какое повсеместное и ожесточенное столкновение!
Оно неприметно или малоприметное для тех, которые сами всегда в нем участвуют. Но из тишины и уединения монастырского оно очевидно для «странника», для монаха, знающего, что дом его не здесь – на Небесах, что человек «не от мира сего»!
Кто такие монахи? Это очень глубокий вопрос, требующий обстоятельного ответа. Но самым кратким образом можно ответить.
Монахи – это люди, которые ради идеи отреклись от мира. И многого того что есть в мире. Монах не трус, но герой и храбрый борец. Он сражается против зла в себе самом (прежде всего), а затем и в мире (но не против мира, как творения Божиего).
Для развития в себе добродетелей, монах разрывает связи с материальным миром и начинает жить странной («чудной», иной) жизнью, в уединении, скрываясь в пустыни, оставляя родственников, свое имущество и привязанности.
Умершим для мира монахам, отечеством становится мир другой – мир Небесный. Когда умной молитвой, по таинственной лестнице, руководствуясь великими учителями монашеской жизни, восходят «граждане Неба» вверх, ступень за ступенью!
Вот кому в многочисленных видениях приходят духи, к монахам. И видят они духов часто, духов злобы поднебесных. Ибо злятся злые демоны, что душа человека уходит из мира к Богу и пытаются её не пустить, соблазнить земными благами, искушать и прочее. Имеем мы рассказанное в святоотеческих писаниях слово, верное и данное как наставление не только монашескому чину, но и нам мирским людям, чтобы береглись демонских козней!
________________________
Демонские козни.
Молчание сильно с молитвой.
Авва Павел, настоятел монастыря аввы Феогния, рассказывал нам: «Вот что говорил мне один старец-подвижник. Однажды он сидел в келье и занимался рукоделием: плел корзины и пел псалмы, как вдруг через окно вошел в келью как бы отрок-сарацин и, став перед ним, начал плясать.
- Старик, хорошо ли я пляшу? – спросил он.
Старец ничего не отвечал.
- Как тебе нравится моя пляска, старик? – снова спросил он.
Со стороны инока полное молчание.
- Что ж, по-твоему, негодный старик, ты, что ль, великое дело делаешь? Так я тебе скажу, что ты соврал в шестьдесят пятом, в шестьдесят шестом и в шестьдесят седьмом псалмах.
Тогда старец встал и повергся перед Богом и просил прощения в молитвах. А демон тут же исчез, как черный дым, оставив смрад за собою.
Из «Луга духовного».
Продолжение следует….