Попов Володя в самоволке. Рассказы старого моряка

Николай Вознесенский
В   июне 1957  года  с  Володей  Поповым  произошло  «ЧП». 
Мы  тогда базировались в Клайпеде  и жили на плавбазе, а наша лодка стояла   у пирса  по носу  плавбазы.  Наша  команда  размещалась  в  кубриках  по  восемь – десять  человек,  не  более.
    
Плавбаза была новенькая,  чистая, без насекомых.  Нам  было хорошо  там.  Лодка рядом.  Не  надо  ходить  далеко,  как в казарму  ходили, а  тем  более бегать  по  тревоге.
    
В  этот  день  я  был  дежурным  по  команде.  Володя  где-то раздобыл  «горючего»  и был малость  «под мухой».  Я  это  заметил, когда  он  подошёл  ко  мне  за  советом, как  ему  сходить  в город.

– Ты  что,  Володя,-  удивился  я.-  Ты  же  завтра  в  отпуск  едешь.  Нагуляешься  вволю.

Ему  предоставили  десятидневный  отпуск, как поощрение.  Проездные и отпускной  уже  были  у  него.      

– Я  всё равно схожу,- упрямо  твердил  он.

Он  попытался выйти с плавбазы, но вахта  его  не  выпустила без увольнительной.
    
В  двадцать  три  часа  я обошёл  кубрики  нашей  команды.  Проверил  наличие людей, выключил  свет.  В  кубрике команды  рулевых-сигнальщиков  кровать  Попова была пуста.

– Где  Попов,- спросил  я  у  ребят.

– Наверное,  всё-таки  сбежал  в самоволку,-  отвечают  парни.- Он,  когда выпьет, становится  упёртый,  как  баран.

Я  ушёл,  надеясь  в  душе,  что  всё  обойдётся.   

Утром  в  шесть  часов  я поднял  команду, отправил  на  физзарядку.  Потом  мои  дневальные накрыли  столы,  и я  отвёл команду  в  столовую тут же  на  плавбазе.   Попов был  на  месте,  и я вздохнул  с облегчением. 

В  восемь  часов  сдал  дежурство и пошёл  отдыхать,  но  поспать  не  удалось, так  как  часов  в  десять  меня  разбудил  вестовой.  Вызывал  старпом.  Прихожу,  докладываю,  что  прибыл.  У  старпома  сидит  наш офицер,  командир  БЧ-3.  Он  был  военный  дознаватель  на общественных  началах.

– Когда вы  видели  Попова?

– Утром,  когда  привёл  команду на  завтрак.

– А  на физзарядку  он  выходил  строиться?

– Я  на  физзарядку  команду  не строил. Это  в функции  дежурного не входит.  Я  высвистал  команду наверх, проверил кубрики  и занялся подготовкой  к завтраку. 

–  А  вечером когда вы  его  видели?

– После  отбоя,  в  двадцать  три  ноль-ноль, - вру  я напропалую.

Меня  потом  ещё  несколько  раз допрашивали,  но  я  повторял  то, что  уже  сказал.    А случилось  вот  что.
    
Видя,  что  по  трапу  с  плавбазы сойти  не  удаётся,  Попов  решил  уйти  другим  путём.  Надев  форменку  без погон,  без  головного  убора  он  спустился  по  носовому  швартовному  тросу  на  пирс.  Трос  был  пеньковый  бельный, новенький  и  большого  диаметра.  С пирса он  прошёл  на  проходную,  где  дежурила  женщина,  стрелок  ВОХР.  Моряков в форме  они  пропускали свободно,  потому  что  на  кораблях своя вахта.  А  гражданских – только  по пропускам.  Володя сказал вахтёрше,  что  он рулевой  с буксира,  который  стоял у нашего  пирса,  и  только  сбегает  в  магазин  и  сейчас же вернётся. 
    
В  полночь  на  проходной  сменилась  вахта.  Попов  вернулся  в  четыре  утра.  Сунулся на проходную, а  там  ему:

– Пропуск!

– Да  я  с  буксира,  рулевой,- говорит  Володя. – Я  недавно  выходил  отсюда.

– Пропуск,- холодно  отвечает  женщина. 

Попов  начинает  терять  терпение.  «Если  прорваться  и побежать  на пирс,  то  она  ещё  стрелять  начнёт,  да  и  вахта  на  плавбазе  всполошится»,- думает  он  и решается.

– Я  вам  соврал,-  примиряющим  тоном  говорит  он.- Я  был в  самоволке,  я  матрос  с  плавбазы.

– А  почему  не  по  форме? Покажи документ.

Володя  был  ещё  под  «мухой».   Он  решил идти  на  прорыв,  но  вахтёрша  была  начеку.  Одна  рука  её  сунула  в  рот  свисток,  а  другая  расстегнула кобуру  нагана.  Попова,  как  ветром  сдуло  из проходной.  Он  ещё  попытался перелезть через  стену, но  женщина  зорко  следила   за  обстановкой. Так  он  и просидел в придорожных кустах до шести  утра.

А  когда  наша команда  выбежала  на  физзарядку   за проходную, он разделся до  трусов, как и все они,  и присоединился к  ним.   Благополучно  вернувшись  на базу,  он  успокоился,  но  жалко  стало  форму,  оставленную  в кустах  у забора.  После  завтрака  он  послал молодого  матроса  за своей  робой,  но когда тот  нёс её, вахта плавбазы  задержала его, так  как по звонку  с проходной  они  ждали  самовольщика.    Парень  признался,  кто  и зачем  его посылал.    Володю  на  дознание, а он  твердит  одно: «Ничего  не  знаю, роба  не  моя».  Может  быть,  он  и  отвертелся  бы,  да  тут,  как  на грех,  в эту ночь  в городе произошло  убийство  и  видели, вроде,  какого-то  человека  в  военной  форме.

Ну, Володя тут  и сник.  Видит,  совсем  обложили  и  шьют  убийство. Пришлось  ему  во  всём  признаваться.  Тут  быстро  разобрались.  У  него  в этом плане  было  полное  алиби. И следователь  из уголовного  розыска  отстал   от него. Зато военная  прокуратура  за  него  взялась.

Проверили, подсчитали.
Попов  пробыл  в  самоволке  более  шести  часов.  А  это  уже считалось  дезертирством, если  более  четырёх  часов  отсутствовал  в части.  До четырёх  часов – самое  большее - гауптвахта, а свыше – трибунал. 
    
Присудил  ему  трибунал  два  года  дисциплинарного  батальона  с  последующей  службой  до  конца  положенного  срока,  после  отбытия  наказания. Правильно  в Одессе  говорят: «Жадность  фраера  сгубила».
   
Ведь  если  бы Попов  не  послал  матроса  за  формой,  ничего бы  не  было.
К двенадцати  часам  он уже сам с чемоданом  вышел бы  за ворота,  идя  на вокзал, и забрал  бы  свою  форму, если,  конечно,  её  к этому  времени  никто  не  нашёл  бы.