Заветное желание короля

Августа Волхен
с к а з к а


Жил-был король. Он был богат и уважаем. У него был прекрасный замок, множество слуг, большая и могучая армия, огромные землевладения, пастбища и богатая казна. К тому же король был добрым и справедливым, и  народ любил его. Король тоже любил свой народ.

Однако король не был счастлив, потому что не любил никого такого, который любил бы его не как короля, а как простого человека.
Родители короля давно умерли, братьев и сестёр у него никогда не было, а все принцессы в окрестных городах были скучные и фальшивые. Король не мог поговорить с ним по душам, довериться им и поэтому и полюбить никого из них тоже не мог.

Из-за этого король чувствовал себя очень одиноким и несчастным. Радовали его только прогулки ранним утром в лесу недалеко от его замка. Бродя среди трав, цветов и деревьев, он забывал, что он король и что ему повинуются все люди в его королевстве. В лесу не было ни фальшиво улыбающихся вельмож, ни раболепствующих слуг, ни почтительных поклонов его лакеев и оруженосцев. В лесу король чувствовал себя простым человеком, и это нравилось ему.
Однажды ранним утром, когда солнце только вызолотило верхушки деревьев, король возвращался со своей прогулки и вдруг услышал тонкие и нежные звуки тростниковой дудочки. Мелодия была простая и незамысловатая, одна из тех, что наигрывают пастухи, созывая животных вместе. Король прислушался. По мере того, как он шёл, звуки песенки становились всё ближе. И вот, наконец, король вышел из леса на освещённую первыми лучами солнца полянку и увидел расположившееся на ней небольшое стадо белых овечек и юную пастушку в простом крестьянском платье и с дудочкой в руках. У девушки были русые, казавшиеся золотыми в лучах солнца волосы, на голове был венок из синих, красных и лиловых цветов. Юная пастушка не заметила приближения короля и продолжала играть. Король не хотел прерывать её игру и остановился очарованный прекрасной девушкой и её музыкой.
Но вдруг девушка прекратила свою игру и опустила дудочку.
Тогда король сказал:
- Прости, милая девушка, что нарушил твоё уединение и посмел подслушать, как ты играешь. Я не хотел тебя обидеть.
- А я и не обижаюсь, - просто ответила девушка, и её голос прозвучал как нежный хрустальный колокольчик. – И если тебе понравилось, как я играю, то я только рада, и с удовольствием поиграю тебе ещё.
Это «тебя» было крайне непривычно для королевского слуха. Ведь его много лет никто не называл на «ты». И король был очень удивлён, в первую секунду даже разгневан, а потом обрадовался, что эта девушка не признала в нём короля. И он сказал:
- Мне очень понравилась твоя игра, и если бы была так добра и поиграла бы мне ещё… - король подошёл ближе к девушке.
- Конечно, - улыбнулась девушка и поднесла дудочку к губам.
Когда она доиграла свою очаровательную песенку, король сказал:
- Меня зовут Анджей. А как зовут тебя, моя милая пастушка?
- Лани.
- Какое красивое, но странное имя!
- Это не имя. Это прозвище. Имя не говорят первому встречному.
- Ты суеверна?
- Мало ли на свете злых людей? – пожала плечиком Лани.
- Я кажусь тебе злым человеком?
- Нет, - улыбнулась Лани. – Напротив. Ты мне кажешься славным человеком. Но мы пока мало что знаем друг о друге.
- Так что же нам мешает это исправить? – воскликнул король.
И тут раздался отдалённый гул колокола, возвещающего начало дня в замке. Король всегда был в это время уже у себя в комнате и одевался к завтраку. А после второго удара колокола шёл в тронную залу принимать иностранных послов или на совет с министрами. Ему нужно срочно возвращаться в замок!
И он сказал девушке:
- Прости, милая Лани, но мне придётся тебя покинуть. Надо управляться по хозяйству, а я единственный сын в семье. Но мы ведь с тобой встретимся завтра?
- Я буду здесь, - ответила девушка.
- Тогда до встречи, Лани!
- До встречи, Анджей, - мягко произнесла Лани, и сердце короля затрепетало от того, как она произнесла его имя.
Но надо было торопиться в замок, и король быстрым шагом направился к знакомой лесной тропинке, ведущей к маленькой дверце в большой замковой стене.

Весь день король думал о встрече с прекрасной пастушкой, затем приказал перенести все завтрашние важные встречи на время после четвертого удара колокола. И в предвкушении скорой встречи с Лани с вечера собрал небольшую сумку с едой и покрывалом для сидения и лёг спать пораньше.
Когда рано утром он прибежал на знакомую полянку, было ещё совсем темно, а девушка ещё не пришла. Он стал ждать её, в нетерпении меряя шагами заросшую цветами полянку.
Через некоторое время на полянку выбежали овечки, а вскоре показалась и сама Лани. Она была в том же платье, что и вчера, но волосы её были заплетены в две длинные косы, и на голове не было венка.
- Доброе утро, Лани! – бросился ей навстречу король. – Как хорошо, что ты пришла!
- Доброе утро, - ответила девушка. – Я ведь обещала тебе.
Было по-утреннему холодно, и вот-вот должна была опуститься роса. И король предложил немного прогуляться, пока не потеплеет.
Девушка согласилась.
Гуляя по лесу в ожидании солнца, они разговаривали и рассказали друг другу каждый свою историю.
Король осторожно выбирал слова, чтобы ненароком не разоблачить себя в том, что он король, и рассказал девушке всё, за исключением этого. Он рассказал, что он единственный ребёнок в семье и что родители его умерли тринадцать лет назад, что ему приходится одному управляться всем своим большим имением. Король благоразумно не стал притворяться крестьянином, по речи девушки поняв, что она не глупа и довольно образована. И как оказалось, он поступил правильно. Лани оказалась дочерью опального князя Мицкевича, который при отце Анджея, короле Георгии II, был министром внутренних дел и был отстранён от дел и лишён своих земель и имущества из-за какой-то клеветы четырнадцать лет назад. Король Георг в последние годы жизни стал очень мнительным, и ему везде виделась измена, так что такой поступок отца вовсе не удивил Анджея.
Девушка сказала, что не помнит, как это всё произошло, потому что ей в то время было всего два года. А вот её сестра, которая старше её на пять лет, часто рассказывала, как всей семье пришлось бросить свой дом, всё имущество и переехать в маленькую избушку за лесом. К счастью, эти невзгоды не сломили родителей Лани, и они вместе с десятком самых верных и преданных слуг перестроили дом, наладили хозяйство и стали жить хоть и не богато, но и ни в чём не нуждаясь. Четыре года назад старшая сестра Лани вышла замуж за богатого купца и переехала в другой город. Теперь она вместе с мужем и двумя детьми часто приезжает в гости.
Король выслушал рассказ Лани внимательно и сказал, что иногда бывает при дворе и попытается помочь восстановить доброе имя Мицкевичей.
Девушка искренне поблагодарила его и сказала, что для её отца очень важно, чтобы благородное имя Мицкевичей было очищено от гнусной клеветы.
Когда взошло солнце, Лани и король вернулись на полянку, где мирно пощипывали травку греющиеся на солнышке овечки. Король расстелил покрывало, достал белый румяный хлеб, бутылку с яблочным соком и две кружки. Молодые люди удобно расположились и, разговаривая, неторопливо позавтракали.
Наблюдая за движениями Лани, король часто ловил себя на мысли, что в этих движениях есть что-то странное, что-то непривычное для его взгляда. Дело было не в грациозности девушки, не в её природном изяществе, дело было… Король не знал, как назвать то, что казалось ему в её движениях странным.
Вернувшись в замок, король приказал поднять архив по делу князя Мицкевича. Разобравшись вместе со своим верным советником в этом деле и поняв, что князь был невиновен, король издал указ о том, что оклеветанному четырнадцать лет назад князю Мицкевичу и его семье возвращается их доброе имя и все их земли, родовое поместье, деньги.
Кроме того, он узнал, что младшую дочь Мицкевичей зовут Елена.
На следующее утро Елена и Анджей вновь встретились. Елена, которая уже знала о том, что её семья помилована, была уверена, что именно Анджей помог ей, и благодарила его так искренне и горячо, что впервые в жизни, король почувствовал, что сделал по-настоящему доброе дело.
После того знаменательного утра, Анджей и Елена продолжали встречаться по утрам и встретили вместе ещё семь прекрасных рассветов (в эту неделю стояла замечательная погода). И каждый день, расставаясь с девушкой, король не  расставался с ней мысленно.
В это время несколько вечеров подряд, быстро расправившись с наиболее важными государственными делами, король запирался у себя в комнате и рисовал портрет Лани маслом в полный рост. У короля был прекрасный учитель рисования, и поэтому королю удалось передать милые ему черты прекрасной пастушки. Он изобразил её среди травы с распущенными волосами и венком на голове, в белом простеньком платьице. Она выглядела именно так, как он впервые её увидел. Королю удалось передать и освещение – нежно-рыжие лучи солнца мягко падают на милое лицо девушки и её светлые волосы.
На следующее утро король взял с собой этот портрет, чтобы показать его Лани.
Когда он показал девушке портрет, она некоторое время молчала, и король уже начал думать, что портрет ей не понравился или её оскорбило то, что он нарисовал её без её разрешения. Но тут девушка нарушила молчание и сказала:
- Я уверена, что этот портрет просто чудесный. Но… я не хочу тебя обманывать. Я не могу увидеть его. Потому что я слепая от рождения.
И тогда королю стало всё ясно. Вот почему она не признала в нём короля! Вот что ему казалось странным в её поведении! Вот почему она всегда протягивала руку первой!
Мысленно он вознегодовал: «Почему она не рассказала мне о том, что слепа?»
Но всё же самой яркой мыслью была: «Почему такая красивая, умная и благородного происхождения девушка оказалось слепой! Господи! это несправедливо!»
Помолчав немного, девушка добавила:
- Прости, что не сказала тебе это сразу. Если ты обидишься на меня и не захочешь больше меня видеть, то я пойму – ведь я поступила нечестно.
Король подумал. И ещё подумал. Потом сказал:
- Нет. Я хочу тебя видеть. Но мне нужно подумать. Приходи завтра. А теперь мне пора идти.
И он ушёл.
Весь день он думал о том, что девушка, которая относилась к нему именно так, как он и мечтал, оказалась слепой. Ещё он думал, как её слепота может повлиять на то, как он к ней относится. Его скорее возмущало, что она умолчала о своей слепоте. Но потом он вспомнил, что и сам не рассказал ей о том, что он на самом деле король. И тогда он решил выслать официальную грамоту с приглашением всей семьи Мицкевичей на бал в честь восстановления их доброго имени. Бал он назначил на дату через пять дней.
На следующее утро он сказал Елене, что хочет продолжать с ней встречаться, но в ближайшие пять дней он будет очень занят и поэтому они не смогут видеться.
Елена стояла, опустив голову, и думала, что это просто вежливый отказ от встреч с ней.
Король, заметив, что она грустит, сказал ей, что они обязательно увидятся через пять дней, и после этого ушёл.
Он поступил так, потому что, пригласив Мицкевичей на бал от имени короля, он больше не мог обманывать девушку и решил, что до тех пор им лучше не видеться.
Конечно, он мог бы просто признаться в том, что король, но решил сделать это на балу.
Кроме того, ему нужно было хорошенько обдумать ещё многое другое, чем он и занимался помимо приготовлений к балу в эти пять дней.

Наступил день бала. Собрались все знатные люди королевства. Зал для приёмов сиял великолепием и роскошью. Мицкевичи всей семьёй: князь Пётр с женой, старшая дочь с мужем и младшая Елена пришли во время. Елена была в воздушном нежно-голубом платье и с высокой по нынешней моде причёской. Король издалека любовался её прелестной хрупкой фигуркой, и ему так не терпелось подойти к ней и заговорить!
Но он не сделал этого. Затем распорядитель бала объявил начало торжества. Обычно это делал сам король, но сегодня он не хотел раскрывать себя в самом начале.
Спустя час, когда все гости были в сборе, король движением руки приказал оркестру остановиться. Тот мгновенно стих, и в зале воцарилась тишина. Все повернулись к королю. Он встал с трона и произнёс:
- Мой любимый народ! Я всегда старался править вами честно и по справедливости. Я всегда хотел, чтоб в нашем королевстве было как можно меньше бедных и обездоленных, как можно меньше несправедливо обвинённых людей. Мои верные подданные! Недавно я убедился, как мало знаю о вверенном мне королевстве! И мне стало больно и грустно от этого. Четырнадцать лет назад министр внутренних дел князь Пётр был бесчестно оклеветан и лишён всех своих полномочий, прав и имущества. Я правлю этим государством самостоятельно почти десять лет, но узнал об этой несправедливости совсем недавно. Справедливость восстановлена, но простит ли мне эту невнимательность князь Пётр и его семья?
Князь Пётр, статный седовласый мужчина, шагнул вперёд и, полный собственного достоинства, почтительно ответил:
- Ваше величество! Ни я, ни моя семья не держим на вас зла. Напротив, мы благодарим вас от всего сердца за то, что вы, как только узнали, тут же восстановили доброе имя нашей семьи, - и князь Пётр сделал почтительный поклон и шагнул назад.
Жена князя Петра присоединилась к словам мужа и присела в глубоком реверансе.
То же сделали старшая дочь Мицкевичей и её муж.
И тогда король Анджей позволил себе посмотреть на княжну Елену.
Она стояла неподвижно, бледная как полотно, и с широко распахнутыми невидящими  голубыми глазами. Её сестра осторожно коснулась её рукой и что-то шепнула на ухо. Елена послушно присела в реверансе.
Тогда король сказал:
- А теперь мне нужно сделать ещё одно важное заявление.
И он спустился с трона и, встав на одно колено перед княжной Еленой, взял её руку в свою и сказал:
- Княжна Елена! Моя милая Лани! Я тебя люблю! Будь моей женой!
Елена ничего не отвечала. И король продолжил:
- Да, я обманывал тебя, не говорил, кто я такой. Но и ты не сразу сказала мне правду. Поэтому я думаю, что нам не стоит держать друг на друга зла. И если ты любишь меня…
И тогда Елена тихонько шепнула, и в шёпоте этом король услышал слёзы:
- Люблю…
И она встала на колени рядом с королём. И Анджей и Елена повернулись к её родителям, и король сказал:
- Я прошу у вас руки вашей дочери Елены! Благословите наш союз!
И князь Пётр ответил:
- Благословляю.
А жена его промолвила:
- Да благословит вас Бог!
И тогда король достал маленькую сафьяновую коробочку, достал из неё драгоценное фамильное кольцо и надел его на тоненький палец Елены.
И весь народ, все придворные стали поздравлять молодую пару.

Через несколько недель они сыграли свадьбу.
И Анджей и Елена жили долго и счастливо. Правили справедливо и мудро. И все их любили и даже после их смерти долго помнили о них.

Декабрь 2015